Преступление и наказание

С первобытных времен перед людьми, перед человечеством стоит проблема преступлений и наказаний за них. На протяжении веков и тысячелетий немало сломано копий, исписаны горы бумаги, истрачено море чернил, каждый может придумать свое сравнение по этому поводу. Возьмем проблему самую трепетную, самую нетерпимую — насильственное лишение жизни. Речь не идет о военных событиях или несчастных случаях. К сожалению, к стыду — боже, как слаб порой человеческий язык, — люди убивают друг друга из побуждений грязных, низменных. Убивают воры, грабители, насильники и такой убийца ставит себя вне общества и закона, отсекает себя от остального мира и коль скоро он переступил недопустимую грань, относиться к нему следует соответственно. Я буду называть таких людей чикатилами и о них чуть позже.
Убивают террористы и наемные убийцы—киллеры. Но порой кончина их жертв приносит многим людям облегчение. Где, на каких весах определить меру вины, совести и ответственности?
Коль скоро возвращаемся мы к прежним духовным ценностям, следует согласиться, что каждому будет воздано по делам его. Но чикатил это не волнует, им это неинтересно, а их безобидные жертвы хотели бы спокойно и достойно пройти свой жизненный путь. Их гибель, особенно в молодом возрасте — это горе, слезы, трагедия и возможно, даже новые жертвы, не перенесшие горечи утраты.
Чикатил надо обезвреживать и судить. Заслуживают они только одно — высшую меру или степень социальной защиты. Сейчас в мире во многих странах, и Россия вступила в это сообщество, таковой считается пожизненное заключение. Это не представляется вполне праведливым — ведь до того, как такого чикатилу поймали, он, возможно, сгубил многих девушек, детей, других граждан, ценность жизни которых несравнима. Да и как это выглядит в обыденности — его надо кормить, одевать,где-то содержать. Не исключено убийство охраны и побег — ведь известно, как порой бывают хитры и изобретательны заключенные, особенно тогда, когда терять им нечего. Могут быть землетрясения, пожары, наводнения в местах заключений и те могут вырваться на свободу, миллионные подкупы, агрессия извне, волнения, возможные в том случае, если стараниями новоявленных господ жизнь станет совсем уж серенькой.
Раньше был расстрел. Жажда возмездия у близких пострадавшего утолялась, расстрелянный, в свою очередь, становился пострадавшим и далее подлежал суду уже не нашему. Есть одно самое существенное возражение против смертной казни. Бывало, в результате простых совпадений или чудовищных подлогов погибал невинный человек. Когда ловили витебского маньяка, кто-то вместо него был расстрелян, и не один, еще кто-то сошел с ума, а еще один из-за пыток ослеп.
Еще одно соображение, которое никак не отбросить. Я думаю, не так-то легко человеку, имеющему душу и сердце, не обросшее щетиной, стать палачом. — «Я его на клочки растерзала бы»,-кричит иная женщина и бывает, что толпа, охваченная злобой и мщением, убивает чикатилу. Но ведь нормальный, здоровый человек, признающий законы, не может и не должен так поступать. Хотя желание мести и справедливо, в таком случае он все равно в какой то мере уподобляется тому же убийце, а значит, берет грех на душу. Все это хорошо, понятно, ладно, нельзя, но ведь какие-то меры, какие-то действия надо принимать, это однозначно, и расстрелы отменены, и пожизненное заключение в том виде, в котором оно существует, очень неудобная штука. Так что же делать?
Я бы предложил следующее. Лишать жизни, пусть и за жуткие деяния, все же не человеческое занятие. Пусть они живут Жизнь — это божий дар, а мы не чикатилы. Но с лица земли они должны исчезнуть навсегда. Каким образом — я поясню сейчас.
Один из наших довоенных писателей в своей книге описывал проект, схожий с тем, что я хочу предложить. Там, правда, дело касалось лишь технической стороны. Начну немного издалека. Юг нашей страны чрезвычайно плодороден и там только зазря пропадает столько фруктов, овощей, других продуктов, что не поддается воображению. Тундры у нас тоже больше, чем надо, это естественный и постоянный природный холодильник и если там на глубине пяти, десяти или сколько там нужно метров устроить многокилометровые хранилища с подходящей температурой, то можно добиться, что не пропадет ни один грамм сельскохозяйственной продукции, а если и пропадет, то это будет ничтожная доля процента. Сейчас же, как яствует из некоторых публикаций, потери по некоторым видам составляют от половины до трех четвертей, а продукции превосходного качества до нас доходит еще меньше. Там же можно разместить предприятия по переработке и расфасовке готовой продукции, которые будут спокойно работать, без спешки и авралов. Следует определить места загрузки собранного продукта на юге и складов на севере и прорыть туннель с двусторонним движением. Работ такого масштаба не проводилось, но опыт есть. Существуют метро, подводные и подземные туннели в десятки километров. Местность в нашей стране от Кубани, скажем, до Заполярья равнинна, сейсмоустойчива, нет там
крупных водоемов и такая глубина, как в железнодорожном туннеле между Хонсю и Хоккайдо, которая составляет 240 метров ниже уровня океана, там не нужна. Кстати, длина того туннеля 54 километра. Работы для таких категорий преступников хватит в обозримом будущем. В первую очередь это чикатилы, похитители и насильники детей, террористы, наркодилеры, возможно, кто-то еще. Это можно обсудить всенародно и даже, как говорилось когда-то, в мировом масштабе. В развитых странах подобный проект не нужен, а за прием ихних преступников мы можем даже получать валюту. Все же это акт гуманизма. Они будут дышать, жить, работать, общаться с себе подобными и будет время для раскаяния. Условия работы, охраны и содержания оговорить не так сложно. В данном случае сохраняются плюсы обычного пожизненного заключения. Например, возможность судебной ошибки не так уж трагична. Может быть, что в результате дополнительного расследования выяснится истина и человек будет освобожден. Немаловажен и тот факт, что поблизости, в прилегающей к Северному морскому пути полосе располагается цепочка разведанных и эксплуатируемых газовых месторождений, что облегчит подачу и трансформирование необходимой энергии в нужное место.


Рецензии