Солёные рыбки

Журнал "Рыбалка на Руси" №6 2015 г.



Рыбалка – увлечение мужское. И не самое плохое из мужских увлечений. Так учила меня мама. Когда муж вдруг увлёкся рыбалкой,  я отнеслась к этому снисходительно. Терпеливо выслушивала рассказы, что где клюёт, смотрела вместе с ним телепередачи про рыбалку вместо любимых спортивных, про лыжный спорт и биатлон. Делала вид, что радуюсь приобретённому им новому спиннингу или очередной очень нужной катушке.
Муж так проникся моим интересом к рыбалке, что однажды пригласил с собой на речку. Или компании подходящей не было, или настроение хорошее случилось. Что делать? Я поехала. Просидела несколько часов на раскладном стульчике, от корки до корки проштудировала два журнала, решила все кроссворды, какие нашла.
От скуки и безделья, начала наблюдать за мужниным поплавком. Когда я в четвёртый раз крикнула «клюёт!», муж молча расчехлил запасное  удилище, привязал к нему всё, что нужно было привязать, насадил червя на крючок и вручил снасть мне. Отказываться не было смысла.
Научившись забрасывать удочку, я поймала первую в своей жизни рыбу. Это была плотва. Она бойко билась на леске, а я боялась взять её в руки. Сейчас смешно это вспоминать. Смешно вспоминать, что после каждой выловленной мной рыбки, мужу приходилось бросать свои удочки, отцеплять мой очередной улов и насаживать червяка. Не думаю, что он был этому сильно рад.
Мне рыбалка понравилась. Давно  не получала столько адреналина и положительных эмоций. Со временем научилась не бояться червяков, отличать опарышей от мотыля, поплавочную удочку от фидера и спиннинга.
Спиннербейт, блесна, воблер, - перестали быть для меня иностранными словами. В общем, я увлеклась рыбалкой. Странным мне теперь кажется, что рыбалка считается мужским увлечением. Самое это что ни на есть женское занятие! Особенно, если ваш муж рыболов.
Однажды муж похвастался новым воблером. Красивая штучка.  Похожа на настоящую рыбку. Только с острыми крючками. Когда я поинтересовалась стоимостью, муж смущённо назвал цифру. Большую цифру. Денег, особенно на мужа, мне не жалко. Сам зарабатывает, сам может и тратить, сколько считает нужным.
Но я задумалась. Эти самые воблеры, кто-то ведь делает? А нельзя ли наладить самостоятельное изготовление столь дорогих игрушек? Внимательно рассмотрев мужнино приобретение, поняла, что нельзя. Это не просто игрушка, это целое произведение искусства! Немаленькие фирмы занимаются разработкой и изготовлением разнообразных, всё новых и новых приманок.
Но с другой стороны, все эти фирмы, заводы и изобретатели, соревнуются только в том, чтобы их приманка как можно лучше имитировала настоящую, живую рыбку. Чтобы как можно больше была похожа формой, цветом, запахом, вкусом. Так нельзя ли вместо дорогущих рукотворных имитаций, использовать настоящую, созданную природой рыбку?
Муж рассмеялся и сказал что нельзя. Никакая настоящая рыбка не выдержит тех нагрузок, которые приходится выдерживать воблеру или блесне. По той простой причине, что на девяносто процентов, а то и более, рыба состоит из воды. Ловят, правда, на живца, но это скучная рыбалка. Никакого сравнения со спиннингом. Я, было, смирилась и успокоилась. Муж для меня – безусловный авторитет. Особенно в вопросах рыбалки.
Но где-то в подкорке  эта мысль, по-видимому, была жива. Она жила своей жизнью. До времени,  не мешая жить мне и моему мужу.  Однажды  на городском рынке я забрела в рыбные ряды. Забрела совершенно случайно, так как сами понимаете, при двух опытных и умелых рыболовах в семье, недостатка в рыбе в доме не было.
С краю длинного прилавка примостилась бабулька  торгующая рыбьей мелочью для котов. Прикупив незадорого жменю рыбёшек, приволокла «улов» домой. Но кота кормить не стала. Другое было на уме. Засолила рыбёшек по всем правилам искусства.
В виду малоразмерности рыбок, суток вполне хватило. Отмачивала часа два, не более. Немного провялила на обычной верёвке, прищемив за хвостики бельевыми прищепками. Порывшись в рыболовном ящике, нашла несколько двойников подходящего размера. Примерила. Шилом проколола отверстия ото рта рыбки, до того места, где должны выйти наружу двойники. Вставив крючки, досушила рыбок на батарее  отопления.
Высушила хорошо, опасаясь, недостаточной просушенности внутренностей. Когда одна из рыбок хрупко разломилась в пальцах, на ночь оставила всю партию в дуршлаге над кастрюлей с водой. Рыбки немного отвологли, стали не такими ломкими.   
Приманки получились разными. И по размеру, и по качеству. Лучше всего выглядели окуньки, краснопёрочки, лещата. Некоторые рыбки высохли до прозрачности. Не терпелось попробовать свои произведения в деле. Случай вскоре представился. Муж позвал на рыбалку.     12 ль
Наметили половить хищника на знакомой яме речки Койсуг. Приходилось там бывать и ранее. Ловили окуня, берша, судака, иногда  щуку. На разное ловили. В основном – на воблеры. Когда я достала из рыболовного ундучка мои новые самодельные приманки, муж смеялся долго. В шутку предложил к ним пива.  Похвастался  новыми, недавно приобретёнными воблерами. Один, самый красивый, выдал мне.  Я отказалась. Эксперимент, так эксперимент.
Особо на успех не рассчитывая, взяла самое лёгкое из имеющихся удилище, простенькую катушку.  Понимая, что без грузила мои невесомые рыбки далеко не полетят, силиконовыми стопорами закрепила на шнуре тяжёленькую «пулю». Прямо к нетолстой жёлтой плетёнке, привязала первую рыбку.
Заброс. Ничего. Второй заброс. Ничего. После третьего заброса, рыбка стала оживать. В воде она размякла, казалось, что ещё немного, и она просто сползёт с крючка. Решив, что опыт не удался, сделала четвёртый, контрольный заброс. Муж к тому времени уже хвастался парой приличного размера окуней. Удар! Совершенно неожиданно. За малым не выпустила спиннинг из рук.
Недолгое  вываживание и на прибрежной траве бьётся неплохих размеров окунь.  Парень явно глубоководный, почти чёрного окраса. Видно специально поднялся из глубины, чтобы посмотреть, что это солёное носится у него над головой. Посмотрел. Ну и я на него взглянула. 
Рыбку пришлось менять. Те ошмётки, что оставил от неё окунь, в качестве приманки уже никак служить не могли. Следующая приманка полетела в воду. На первой же проводке – удар. Удар сильнейший. Удилище в дугу, бурное сопротивление и неожиданная тишина. Сход. Выматываю пустой шнур. Муж смеётся, а мне обидно до слёз. Угостила щуку солёной рыбой!
Приладила новую рыбку. На всякий случай, на поводке. Поводочек мягкий, но крепкий. Из тонюсенького титанового тросика. На третьей проводке выудила небольшого щурёнка, с явными следами  китайской сетки на спине и боках. Как ему удалось выбраться из цепкой паутины браконьерской снасти? Отпустила страдальца с миром.
Через время на этом же месте и на ту же рыбку, села вполне зачётного размера щука. Муж с готовностью подставил подсак. Уже не смеялся. Ему, кроме давешних окуней, предъявить было нечего. Но попросить одну из моих уловистых приманок, рыбацкая гордость не позволяла.  Или мужская.
Рыбку, после щучьих зубов, пришлось заменить. В ход пошёл засушенный окунёк. Это оказалась самая стойкая к воде приманка. Как я её не полоскала,  видимого вреда не наблюдалось. Но и поклёвок не было. Муж поймал ещё одного окуня и сказал, что на сегодня хватит. Погода не та. И с местом рыбалки мы не угадали. Придётся довольствоваться ухой из пятка окуней и одной щуки.
В последний раз запустила окунька как следует. Получилось далеко. Подождала, пока приманка опустится на дно, начала медленную проводку. Не успев сделать и трёх оборотов катушки, почувствовала  мёртвый зацеп. Не было ни характерного удара щуки, ни активного сопротивления окуня. Просто катушка перестала вращаться.
Глухой зацеп.  Подтянула до упора фрикцион, попыталась снасть освободить силой. Медленно, с трудом, но шнур стал выматываться. Предположила, что зацепила брошенную браконьерскую сеть. Такое случалось и раньше. Рвать недешёвую восьминиточную  тонкую плетёнку не хотелось. Начала потихоньку «выкачивать» предполагаемую сеть.
Тонкое и нежное удилище, явно не рассчитанное на такие нагрузки, свернулось почти в каольцо. Поэтому я не спешила. Лучше уж плетёнку оторвать, чем поломать спиннинг. В яме глубина приличная, было немного удивительно, кто это умудрился здесь сеть поставить? Может течением занесло? Сомнения развеялись неожиданно.
Совсем близко от берега, увидела серебристое полено крупного судака. Он шёл, совершенно не сопротивляясь. Только растопырил во все стороны плавники. Я закричала. Муж бросил свой спиннинг и фотоаппарат, схватился за подсак. Когда мы, общими усилиями, выволокли добычу на берег, муж предположил, что это не судак. Судя по округлому, плотно набитому животу, это судачиха. 
Взвесили. Не такая уж огромная рыбина. Всего кило триста. Муж ловил и побольше. Но это муж. Для меня это оказался весьма серьёзный трофей. Закончив фотосессию, собрали снасти и отправились домой. Вскрытие показало, что никакая это не судачиха. Но и в том, что это судак, уверенности не было. Ни молок, ни икры. Рыба отметалась.
В её желудке обнаружилась целая компания мелкой уклейки, наполовину переваренной. Это она придавала упитанную округлость формам судака. По-видимому, он, плотно позавтракав, отдыхал в яме. Проплывавшего мимо солёного окунька с двойником в спине, схватил просто так. Сработал инстинкт охотника. С набитым до отказа животом, клыкастый не мог активно сопротивляться, когда его насильно тащили из уютной глубины ямы.
Уха получилась великолепной.

Надя Гаева


Рецензии