Два небольших рассказа об отце и его старшем брате
- Да где - то за воротами.
Ванька завёл брата за сарай, достал из кармана сигареты, спички. Зажёг спичку, закурил. Немного покурил, втягивая в себя дым, затем выпуская его.
- На, - протянул сигарету Мишке.
Мишка осторожно взял сигарету в рот, чуть потянул дым и тут же выпустил его.
- Да не так надо, чего ты боишься - то? Тебе уж тринадцать, а ты курить не умеешь.Не знаешь даже, как. Не видал что ли, как мужики курят? Ты вдохни, как воздухом дышишь. Глубоко. Так будешь курить, над тобой все смеяться будут.
Мишка последовал совету брата, вдохнул табачный дым глубоко в лёгкие. Что было дальше, он не помнит. В голове резко помутнело и он упал без сознания.
Ваня испугался за брата, стал его трясти и хлопать по щекам. Минуты через три Мишка очнулся, не сразу поняв, что с ним произошло.
- Ну, напугал ты меня, - признался Иван.
Мой отец до последних дней своей жизни не брал сигарету в рот.
* * *
- Ребята, пошли в лес за ягодами, - предложил Иван своим младшим братьям. Все с радостью согласились. Не слишком часто старший брат зовёт куда - то своих братишек.
Вышли за ворота. Далеко идти не приходилось, лес, вот он, рядом. Митька с Вовкой тут же убежали вперёд.
- Пусть бегут, не заблудятся, - сказал Иван Михаилу.
Шли молча. Миша собирал ягоды, постоянно отбегая в сторону. Ивану было как будто не до ягод. Он всё больше грустнел, думая о чём - то своём. Мишка не узнавал брата. Когда вышли на небольшую поляну, Мишка успел собрать пол - литра земляники. И здесь Иван вдруг повалился в траву и не по - мужски зарыдал. Это было так неожиданно и непонятно Михаилу. Он оторопел. Он никогда не видел слёз старшего брата.
Ванька, ты это... ты чего?, - только и смог выговорить он.
- Повестка мне пришла, Мишка, повестка. На войну забирают, - сквозь слёзы проговорил Иван.
- Ну, так что теперь? На то и война. Всех забирают.
- Меня убьют. Я знаю это.
- Ты погоди, Вань, погоди.Как это убьют? Выдумал чего - то. Она скоро кончится, война. Придёшь нормально домой.
- Не кончится она скоро. Долгой будет, - сказал Иван, немного успокаиваясь, - не слушай, что люди говорят. Ещё тебе придётся воевать. И моли Бога, чтобы живой остался. А я? Не забывай только меня, Мишка, когда меня не будет. Ты и братья.
- Всё равно не пойму я тебя. Как это тебя не будет? Не понимаю я этого.
- Всё, Мишка, закончили. Пошли домой. Аукай братьев.
Четыре брата возвращались домой.
- Где ваши ягоды, - смеялся над старшими Митька, - мы смотри, сколь набрали.
Вовка поддакивал. Подходили к дому.
- Миха, что было, молчок. И ты меня прости за мою слабость. Тятька с мамкой знают, что мне идти воевать. Остальным пока не надо знать.
20 марта 1943 года в бою под селом Красный Бор Ленинградской области Иван Григорьевич Суриков был убит. Он попал в те 97% погибших, которые родились в 1923 году.
Будем помнить их всегда.
Свидетельство о публикации №217121002051