История одной переписки

Это был обычный день. Серый. На Украине всё обычное давно уже стало серым. И ничего, кроме серости, она от этого дня не ждала.  По привычке заглянула в свою электронную почту. Увидела сообщение от человека, с которым некоторое время переписывалась. Переписка оборвалась больше года назад, как-то сама по себе. Повседневные дела и заботы взяли верх над виртуальным общением. Еще не раскрыв сообщения, она почувствовала  нечто необычное. Знаете, как это бывает? Сердце начинает стучать в нарастающем темпе, ещё до того как. 
«Здравствуйте тётя Люда. Позвольте мне Вас так называть. Потому что слово «тётя» очень теплое, родное. А именно это я к Вам чувствую, и именно это заставило меня Вам написать.  Я хочу сказать Вам огромное спасибо за моего отца. Я хочу извиниться перед Вами за то, что посмела прочитать вашу переписку. Став читать – не смогла себя остановить. Мной двигало не любопытство. А то, что оказывается, мы (его дети) совершенно не знали и не ценили своего отца. Он казался нам сухим, лишённым каких либо человеческих чувств и эмоций. Спасибо, что Вы открыли нам глаза. Спасибо, что Вы были с ним рядом. Впервые поняла, что рядом можно быть даже на таком большом расстоянии. Даже находясь в разных странах.  Даже никогда друг - друга не видя.  Понимаю, что рядом должны были быть мы – дети. Мы, вроде бы и были рядом и в то же время – нас не было. Жаль,  исправить это уже не дано»…

Женщина отвела глаза от монитора. Посмотрела в окно, словно пустым взглядом и подумала «Значит, он всё-таки умер». Странно, она не чувствовала жалости. Скорее убеждение в том, что этот человек сполна получил от жизни  и наконец-то, отмучился.  Женщина не была верующим человеком. Впрочем, как и мужчина, с которым она переписывалась. Но в такие моменты, она, почему-то, всегда вспоминала о Боге. Ей очень сильно хотелось поверить в то, что Рай существует. И такие люди, как этот человек, обязательно туда попадут. Ну, ведь должна же быть хоть где-то справедливость?! А потом, в её голове стали мелькать фразы из их переписки. И, почему-то, именно те, где он, всё-таки, писал о Боге. Оказывается, он много о нём писал. И она поняла, что где-то, глубоко в душе, он верил в Него. А это лишний раз давало ему право на место в Раю. Ну, по крайней мере, ей так казалось. 

«Я был не просто октябрёнком, пионером и комсомольцем. Я был активист. Поэтому в моём атеизме сомневаться не приходиться. Папа мой тоже набоженностью не отличался, хотя я не помню, чтобы он как-то выражал своё мнение по этому поводу. Мама была верующей, но как-то очень незаметно. Дискуссий в нашей семье на эту тему не было. Вплоть до смерти моего папы последовавшей в 1982 году. Что-то изменилось в сознании мамы, и она стала истово верующей. Я не могу сказать сколько лет прошло, но как-то приехав в отпуск навестить свою маму, я оказался участником такого события: Я и мама сидели на кухне после обеда о чём-то говорили (уже не помню), но в конце концов разговор свернул на религиозную тему. Что-то мне не нравилось в том, что происходило с мамой. Я же считал себя "вумным" и имеющим право читать нотации своей матери. Подробностей не помню, но помню фразу, которой я закончил своё  "выступление" - Бога нет.  Мама не забилась в истерике, не закричала на меня. Она только посмотрела мне в глаза. Этот взгляд будет сопровождать меня до гробовой доски. Вот говорят: взглядом прожёг насквозь. Нет, она меня не прожгла, Она ведь моя мама. Но меня окатила такая горячая волна стыда, от макушки до пяток, что я готов был провалиться сквозь все шесть этажей нашего дома .НИКОГДА больше в своей жизни я не произносил этих богохульных слов. Не сразу, а спустя ещё какое-то время, я стал осознавать, что в моей жизни не  всё так просто. А когда я приступил к системному анализу, то сначала я просто удивлялся, но так как с математикой я дружил, анализ быстро привел меня решению задачи. Ответ был странным, но однозначным и точным: плохо - хорошо. Именно в такой последовательности проходила моя жизнь. Сначала беда, потом радость. И всё это сопровождалось цепочкой странных, ни чем и ни как не объяснимых  совпадений. А началось всё с момента моего рождения».

Женщина неопределённо хмыкнула. Она подумала о том, что наверное, с её личной головой не всё в порядке. Или она совсем не имеет понятия, что такое «системный анализ». Потому что, ей бы очень хотелось поверить в существование Бога. Она пыталась путём логических размышлений  и чтения религиозных книг, поверить в Него. Но, чем больше  размышляла – тем больше отрицала. У неё выходило, что Его любовь – это страдание и постоянное испытание на прочность (веру). Кому нужна такая жестокая любовь?! Она честно и открыто писала об этом в своих ответах. Но чаще всего, она делилась с ним своими рассказами. А её рассказы, в свою очередь, заставляли его писать ей рассказы. По крайней мере так она воспринимала его сообщения. Они были большими и обстоятельными. Ей не было трудно их читать. Скорее – наоборот.
«Давно не общались, но это пошло на пользу(по крайней мере мне).Я вспомнил ещё один эпизод, относящийся почти к детству. В 15 лет, закончив 8 классов. я забрал документы и подал их в Таллиннское мореходное училище. В начале августа пришёл вызов и я с другом(7 лет в одном классе, жили в одном дворе)двинулись в Таллин. По прибытии нас определили в казарму(по флотски - экипаж). Абитуриентов было много. Именно в этом году конкурс оказался очень большим, как в МГУ. Пацаны сидели что-то штудировали, а я с другом упивались свободой и впитывали впечатления. Для нас это была поездка заграницу, настолько всё было "не так". Вечером, перед экзаменом по математике, мы опять намылились на прогулку. И уже выходя из кубрика я, проходя мимо группы ребят, бросил взгляд через плечо одного из них. Парнишка объяснял доказательство теоремы по геометрии. В учебнике было задание - доказать, а само доказательство отсутствовало. Я не остановился, чтобы это слушать так как уже видел линию дополнительного построения. Для меня этого было достаточно. Итак, экзамен-математика устно.5 заданий. Общий балл-18 из 25.Экзаменатор мог спокойно ставить 3 и тогда я не прошёл бы по конкурсу. Но...Я с треском провалил 4 задание, но пока экзаменатор проверял первые три я сам увидел ошибку и когда он дошёл до 4-го задания я стал  ему объяснять где я ошибся. Двойку он мне влепил. но посчитал возможным дать мне шанс, то есть задать дополнительный вопрос. Он так и сказал: "Отвечаешь-4,нет-3" И задаёт мне именно эту теорему! У меня сразу отлегло, проснулась некоторая борзость, я ему ещё вякнул что-то вроде "это проще пареной репы"на что он хмыкнул, Я провёл доп.линию, начал отмечать внутренние и смежные углы и он меня остановил так как для человека знающего основы геометрии всё стало ясным. Совпадение? Конечно. если бы не одно "но". Это было второе совпадение. Первое произошло на экзамене по- русскому языку. Диктант. В тексте говорилось о пустыне Кара-Кум. Вот это правильное написание. Народ писал как Бог на душу положит. В результате 24 абитуриента из 28 срезались на диктанте. Я знал, а друг добросовестно у меня списал. А знание моё происходило не от грамотности или эрудиции. Нет. Это было название моих самых любимых конфет! Совпадение? Да, но в результате этих двух совпадений я поступил в ТМУ (друг тоже). И жизнь моя пошла именно по этому пути, а не иначе. Честно говоря, мне страшно подумать о том, что было бы со мной в случае провала».
Женщина прочитала это его послание, которое она открыла наугад из тех, что остались. Вздохнула. Налила чашку чая и ушла в тот, не свой, а его мир. Зачем? Она не знает. Она никогда не знала, зачем вообще ведёт переписку с этим человеком? Был ли он ей нужен? Скорее – нет. Была ли она ему нужна? Скорее, тоже – нет. Но каким-то седьмым чувством, она чувствовала одиночество души этого человека. Что ему очень нужна не просто  живая душа, а душа  способная выслушать. Почему-то ей казалось, что она не имеет морального права отказать ему в общении. И что это общение должно быть чистым. Обычно люди открывают душу перед теми, кто морально выше. Но ведь и те, кто выше и морально, и физически, тоже, иногда, хотят открыть душу.  Они, возможно даже, не осознано, ищут тех, кто, по их мнению, достоин внимания и понимания. Это не значит, что они именно таких людей находят. Женщина никогда не считала себя выше этого советского офицера подводника. 
Она открыла ещё одно его письмо в котором он описывал своё детство.
«…Там меня определяют в травматологию на ТОЛЬКО ЧТО созданное отделение лицевой хирургии (сейчас бы сказали пластики). Там я попадаю в руки кандидата мед.наук. Эта милейшая женщина готовилась к защите докторской, тема которой "новый метод наложения швов"(название, конечно, другое, я передаю просто смысл) И она на свой страх и риск применяет ещё не апробированный официально(т.е.не разрешённый) метод на мне. Суть проблемы была в том, что часть нижней губы отсутствовала и в перспективе я бы имел очень даже перекошенную физиономию. Когда мы с мамой приехали на первую перевязку, доктор доходчиво(даже слишком доходчиво для моей впечатлительной мамы) в ярких красках обрисовала каким ей видится моё лицо. Естественно мама тут же"прилегла". Но когда повязки сняли, пришла очередь доктора. Нет она не "прилегла", но была радостно - растеряна и возбуждена. На такой результат она даже не надеялась. Потом меня много фотографировали в разных ракурсах. Я думаю этот случай помог ей успешно защититься(надеюсь на это) Итоги. №1  Две больницы от меня почему то отказались, хотя наложить несколько швов не составит труда не только врачу, но и просто опытной процедурной сестре. №2  Отделение пластики было создано прямо перед моим несчастьем, а не сразу после него(что мне уже не помогло бы) №3  Доктор. За такое самовольство она бы могла поплатиться карьерой, а может и более сурово. Однако она пошла на этот риск. Ну и сам этот метод появился во время. Не многовато ли для" просто"совпадений? На этом игру в"плохо-хорошо"можно закончить. Истории эти пришлись на детство а финалом в них могли быть смерть, инвалидность, уродство. Могли, но не стали. Совпадения, везение или всё же длань Господа Бога?  Решать Вам».

Женщина  ничего не решала и даже не пыталась этого делать. Она просто слушала. И странным образом – понимала. Понимала не умом, а каким-то другим чувством. Она словно его чувствовала. Чувствовала не смотря на то, что её личная жизнь даже приблизительно не была похожа на его жизнь. От этого человека словно шла какая-то сила и свет. То, чего она, неосознанно, всегда искала и не находила. Окунаясь в его не лёгкую жизнь (особенно после распада Союза), она ощущала свою, как большое  болото. Всё, чем жила она, казалось ей мерзостью. А то, чем жил он – силой духа. Силой светлого духа. Хотя, он, почему-то, считал наоборот. Он её считал светом. Возможно потому, что она мало говорила о своёй «прошлой»  жизни.
Женщина открыла ещё одно письмо.
«В дальнейшем, до 35 лет, в моей жизни не происходило ничего особо знакового. Я, как и любой другой советский человек, время от времени сам себе создавал трудности различного уровня сложности и потом ценою героических усилий их преодолевал. Работал, пьянствовал, изменял жене. В общем и целом всё как у всех по тем временам. Единственно, что могло меня как-то отличать от других представителей рода человеческого мужского пола  - полное отсутствие мимолётных половых связей. Своих "левых" подруг я хорошо знал, отношения были длительными, расставались друзьями и все они на тот момент были свободны от брачных уз. Т.е я не разрушил ни одной семьи. Меня это не оправдывает, но как говорится "пустяк, а приятно".

К сожалению, у неё не сохранились все его письма. Она бы хотела передать его читателю «его же словами». Странно, но обвинить даже в этом, можно господина Порошенко. После закрытия для украинцев многих сайтов,  большая часть их переписки, автоматически исчезла. И только оказавшись за пределами Украины, она смогла хоть что-то открыть.
Она очень быстро поняла, что самой большой раной для этого человека было даже не потеря Родины,  и прочих заслуг перед Родиной. А отношения к нему его семьи. Он считал, что невозможно отнять любовь к Родине. Что присяга Родине даётся осознанно и на всю жизнь, куда бы тебя эта жизнь не завела. Он любил Россию и никогда, никому не позволял плохо о ней отзываться. Родина не может предавать. Предавать могут только люди. Как те, что у власти, так и дома.  Но те, что дома – эти больнее. Ведь дом – это тыл. А тыл должен быть прочным. В принципе, он у него и был прочным. Пока, после ранения, лёжа в госпитале (кстати, ухаживала за ним его жена – врач), он не встретил молоденькую, бойкую эстонскую  медсестричку.  И влюбился он в эту девчонку (почти на 20 лет моложе) так, что позабыл  о долге перед семьёй. А жена не стала препятствовать. Не стала бегать по инстанциям и кричать о моральном поведении мужа и всё такое. Хотя могла бы существенно подпортить его карьеру на флоте. Собрала вещи, забрала сына и уехала на свою родину – Ленинград. Через некоторое время вышла замуж и переехала за границу. А новая  молодая жена родила ему двух дочерей. Правда, в хозяйстве, она совершенно не была похожа на его бывшую жену. Она не умела вести хозяйство и совершенно не понимала, как ухаживать за детьми. Но это не было большой проблемой. К тому времени он уже мог позволить себе иметь в доме служанку. Он надолго уходил в плавание, и как счастливый пацан возвращался домой на короткие встречи с женой. Он действительно чувствовал себя счастливым и нужным.
Так получилось, что Прибалтика вышла из состава Союза. Мог ли он вернуться в Россию? Сохранить свою хорошую пенсию, льготы и так далее?  Мог. Но не захотел. Почему?  Он не хотел потерять свою семью. Видимо не зря говорят "седина в бороду - бес в ребро". Его жена категорически отказалась жить в России. Ну а потом…
наверное, верующий человек сказал бы – пришла расплата. А расплата состояла в том, что его хорошая пенсия превратилась в европейский мизер. На этот мизер невозможно не то, что прожить, а хоть как-то существовать, без какой либо подработки. Его звание, медали и награды СССР – это позор для  жителя Европы. Ведь для них он был завоевателем. Тем, кто пришел на чужую землю. Самым больным было то, что его молодая жена его бросила. Сказала, что он ей такой не нужен и дети от него, ей тоже, не нужны. Это при Союзе было престижно и выгодно в Прибалтике, быть женой русского офицера. А сейчас – позор. И ей такого позора, да ещё и с нищим, не нужно. Вообщем, укатила его любовь в неизвестном направлении. А он остался поднимать в одиночку своих дочерей. Воспитывал их по-морскому. Порядок есть порядок. Приказы командования не обсуждаются, а исполняются. Россия – слово священное, а над святым глумятся лишь уроды.

Иногда он спрашивал женщину, что же происходит на Украине, в частности на Донбассе? Он всё не мог понять, что произошло с самими советскими  людьми?  Видимо до него не доходило, что не только в Прибалтике, а и в самой России или Украине, советских людей  почти не осталось. Я имею в виду – советский дух, образ мышления. Думаю, что справедливости ради, нужно опубликовать и её письмо к немую
«Привет Женя!
Ну вот нашлась минутка написать. Хотя, по большому счёту, этих минуток много (выходной же). Вот только побороть апатию всё труднее. Ну что мне написать? Даже не знаю. Жизнь течёт однообразно, проблемы всё те же.
У нас стоят морозы до 20. Очень скользко. Кругом грипп свирепствует. Пишут даже о смертельных исходах. С сегодняшнего дня в Харькове ввели обязательное ношение марлевых повязок на улице и учреждениях. Мы, вроде  и рядом, но у нас такого нашествия гриппа  нет. А дальше видно будет.
В зоне АТО опять усиленно стреляют. Я, конечно, не особо верю прессе. Но ведь раненных везут на вертолётах (машинах) в нашу областную больницу. И это может видеть каждый, если хоть немного раскроет глаза. Что у нас политики говорят? Всё как всегда "не отдадим. Отвоюем..." Ну а люди говорят, что лучшее, что может ожидать Донецкую и Луганскую области это их статус как в Приднестровье. Конечно, на простых людей глубоко всем начхать, даже временном правительству Донбасса. Там зарабатываются миллионы на горе людей. Я сейчас имею в виду не только политику, но и бизнес. Знаю это не по наслышке. Так как мне предложили возобновить мой бизнес, в частности – поставки на Донбасс и рассказали всю систему отката. Почему предложили мне? Не знаю. Возможно потому, что человек, который предложил, знает меня не один год. Именно по бизнесу. Вместе работали по морям. Знает, что на испуг и голый понт меня трудно взять, так как сама такая. Эту школу проходила досконально. Ну а так же он прекрасно знает в какой я финансовой ж...и глупо не согласится и выйти в "дамки". Доказать всем, что рано меня похоронили. Но, что-то со мной произошло после травмы. Не хочу я "по трупам" себя - любимую спасать. И как мне не хочется доказать, что я не полная идиотка, и могу достойно выйти из создавшегося финансового положения. Я не согласилась на это предложение. Вот сидит во мне какой-то голос и все умственные доводы, подобного выхода из положения, сводит на нет. Может быть и спасут меня эти предложения работы, но счастья детям и внукам не принесут. Я раньше не задумывалась об этом, а сейчас само собой получается. Вот сидит в мозгу и всё ту;, что если как и раньше будешь идти по жизни (бизнесу) не по совести, а как выгодно (как большинство людей), то следующий раз тебя никакая больница и никакой здравый смысл не спасёт от смерти.
Ну вот такие у меня дела, Женька.
Как там у вас, в Эстонии? Что у вас говорят, пишут?
Пока.»
Обычно, в отличии от неё, его ответы не заставляли себя ждать.
«Здравствуй, Люсенька-солнышко. Рад получить от тебя весточку, но вынужден попенять тебе за то, что очень редко пишешь. А я так жду от тебя писем! Мне порой начинает казаться, что наша переписка тебе надоела. Если так то скажи, я не буду навязываться….Про юго-восток писать не хочу. Надоело это всё, хуже горькой редьки! Эта гадость будет продолжаться до скончания века или пока власть не поменяется, просто потому, что это кому-то нужно. А нужно это тем, кто хочет оставаться у руля власти и набивать себе карманы. Из покон веков на войне наживались,  наживаются и будут наживаться, чтоб им всем пусто было! Но и о твоей коммерческой деятельности я тоже писать не буду. Во-первых ты знаешь я советов даже дочерям не даю, а ты девочка уже взрослая и своя голова на плечах имеется и сама в состоянии взвесить все "за" и "против". Ответ то держать тебе. Не знаю в этом мире или в другом, но спросится. Я для себя эту финансовую проблему решил раз и навсегда. Права народная мудрость: "Не в деньгах счастье." Некоторые, правда, добавляют о "количестве" и "отсутствие",но это не от народа, а от лукавого. Для меня счастье-это мои дочки и внук. Они здоровы и счастливы и я с ними. Им плохо - значит и мне плохо. Видишь ,как всё вроде бы просто, а для тех кому сейчас 45 и меньше, им это совсем не просто. У них другой эквивалент счастья. И про совесть ты правильно написала. Нельзя в бизнесе по совести, только как выгодно, порою наступая на горло своей совести, человечности. Именно в бизнесе человек человеку волк. Иначе прогоришь. Знаем, проходили. Пиши Люсенька, пиши милая. Без твоих писем мои вечера скучны и серы. Днём скучать некогда, а вот вечером в одиночестве, иногда прям невмоготу бывает, хоть волком вой. Шучу, конечно, но в каждой шутке есть доля...Пока.»
А иногда, ей просто не хотелось ему отвечать. Не хотелось, потому что не знала, что и как отвечать.  А играть, блефовать с этим человеком ей казалось невозможным. Но она понимала, что он ждёт ответ. В таких случаях она посылала ему ссылку на какой ни будь фильм или статью.
«Привет, Люсенька - солнышко. Спасибо за адрес фильма "Лёгкое дыхание И.Бунина". Замечательный фильм, хотя бы потому, что всё что он там говорит, говорил и я в узком кругу. У меня ведь нет такой аудитории как у Н.Михалкова. Подпишусь под каждым его словом, прозвучавшем в этом фильме. Ну и конечно же, нет ничего странного в том, что мы смотрели вроде бы один и тот же фильм, но выводы из увиденного сделали разные. В принципе так было всегда. Каждый видит(слышит)то, что он ХОЧЕТ увидеть и услышать .Это всё в порядке вещей…»
Часто их переписка касалась темы беженцев. И в этом вопросе, он так же, оставался верен своим принципам, взглядам. И опять же, казался ей морально выше и чище, чем она сама. Она умолкала именно по этой причине.  Он не понимал этого и даже начинал оправдываться.
«Люсенька-солнышко, прости старого, может я был резок, отвык от общения с женщинами и не взял поправки на пол собеседника. Ещё раз прошу меня простить, я исправлюсь» .
 Как-то, после поездки в Россию, она написала ему, что к беженцам из Донбасса относятся не особо приветливо, как на Украине, так и России.  И получила такой ответ:
«Всё что я  напишу -это не сводка совинформбюро, а слова очевидца тех событий. Очевидец этот - моя мама, Царствие Ей Небесное. Как Вы понимаете не доверять её рассказу у меня нет оснований. Зима 1943 года, прорыв блокады Ленинграда. Ещё не снятие, а только прорыв. Узенькая полоска освобождённой от врага земли, которая простреливалась насквозь артиллерией и нещадно бомбила авиация. И вот на этой полоске с невероятной скоростью ценной огромных усилий солдат и мирных жителей была проложена ветка железной дороги длиною около 60 км. И по этой дороге уже через 2 недели пошли поезда. В Ленинград с продовольствием и назад с беженцами (эвакуируемые).Один из составов был направлен в г.Казань. Городское начальство было предупреждено, но как Вы понимаете далеко не заблаговременно. Разместить несколько тысяч полумёртвых от истощения людей, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении медиков, задача не из простых. Но решение было найдено.Были построены бараки. За такой короткий срок можно только сколотить их из досок. Но в Казани в январе-феврале 30 градусные морозы были делом обыденным, Но какая-то умная голова нашлась. Не буду грузить Вас тех.описанием, скажу только, что я сам прожил в подобном бараке 13 лет и свидетельствую, что это были очень тёплые дома. Итак к подходу эшелона бараки и нары в них были сколочены, печки-буржуйки и полевые кухни на заводах(сверхурочно и бесплатно) изготовлены, тюфяки соломой набиты.Город был готов принять этих, переживших страшные страдания, людей. И принял. И город и люди жившие в нём. Если Вы не в курсе сообщаю, что минимальная продолжительность рабочего дня, в то время, составляла 12 часов без выходных и отпусков. Так вот моя мама с подругами, отработав 12 часов, бежали в эти бараки, чтобы помогать мед.персоналу  ухаживать за этими несчастными. И не только. Они умудрялись оторвать от своего не очень то сытного пайка какую-то дольку, чтобы подкармливать этих полускелетов. Итак на протяжении 2-х месяцев, пока организм этих бедолаг не научился самостоятельно принимать и переваривать пищу. Не буду грузить Вас описанием тех ужасов. которых навидалась мама, скажу лишь, что половина эшелона были дети. Мама говорила, что первые седые волосы у неё появились именно тогда, хотя было ей от роду всего 19 лет. Обращаю особое внимание на следующее обстоятельство: делалось это не по приказу не по принуждению их об этом даже не просили, а по велению совести. Их всех объединяла одна беда-ВОЙНА. В Украине тоже война и что самое страшное - гражданская .Киев не хочет этого признавать, но суть-то от этого не меняется. Мало того. Всех жителей юго-востока, общим чёхом от мала до великого записали в сепаратисты, террористы и врагов незалежной Украины. И стариков, и женщин,и детей. Всех. А если они враги то откуда может появиться сострадание к чужому горю. И никто не будет задумываться над тем, что люди эти, побросав жильё и всё что нажито за долгие годы бегут не в поисках легкой жизни, а от войны. Промывание мозгов даёт свои результаты .Беженцы идут не только в Украину, но и на территорию РФ. Я не думаю ,что местное население встречает их хлебом-солью, но хотя бы сочувственно. И там есть правительственная программа по приёму и устройству беженцев Это говорят даже в нашей прессе. А Эстония далеко не друг России. Она скорее выльет на неё ушат грязи, чем похвалит. Выделяются бюджетные средства  и местному населению нет причин считать беженцев с Украины нахлебниками т.к.местные бюджеты от этого не страдают. Предупреждаю: фраза "тогда было другое время" будет оскорблением памяти тех добрых душой людей, пришедших на помощь по велению сердца. Время всегда одно, а вот люди разные(другие)…»
Женщина ещё какое-то время перечитывала оставшиеся письма и ещё раз вернулась к этому странному письму от его дочери.
«Наверное, Вы  не знаете, что наш отец называл Вас – Ладушкой. Нам казалось смешным, когда мы наблюдали за ним. Он всегда готовился к встрече с Вами. Словно бы Вы могли его увидеть. Словно вы не переписываетесь, а говорите, встречаетесь, в реале. Я и моя сестра знали, что нарушать его уединение с Вами, ни в коем случае нельзя. Отец казался старомодным, глупым чудаком. Эдаким книжным червем, в окружении старых, потрёпанных книг. Мы не могли понять, почему он не общается  в скайпе? Ведь это так удобно. А он только отмахивался и говорил, что мы ничего не понимаем. И что обществу только ещё предстоит узнать, как много оно потеряло  потеряв общение письма. Слова вылетают из уст, как птицы. И как те же птицы уносятся вдаль. И следа не остаётся. Иногда даже сомневаешься в том, что они были вообще. Письмо – это часть самого человека. Даже когда этого человека уже нет. Письма можно перечитывать годами и каждый раз открывать что-то новое, читая между строк».
Женщина часто пыталась представить себе этого человека и не могла. Она видела несколько его фото. Почему-то, они напоминали ей сотрудников НКВД. Так, как они выглядят в кино. На всех фото, мужчина был лысым. В наглухо застегнутой рубахе, которая покроем напоминала гимнастёрку. И в неизменных толстых очках на глазах.  Не высокого роста. Словно накаченный (мышцы ощущались даже под рубахой). И в тоже время, она знала, что любимым занятием этого человека, было печь пирожки. Как-то не сочетался его внешний вид с кухней и тестом. А ещё она ловила себя на том, что даже в этом случае, этот человек лучше. Лично она, печь пирожки не умела.
И снова о вере. О его отношении к вере. Или, достоин ли этот человек Рая?

«О ВЕРЕ я не могу говорить"дурковато",Безусловно у каждого свой путь, ибо "Каждому воздастся по делам и вере его." Я не отношусь к истово верующим. Я не соблюдаю постов, не знаю многих канонов и постулатов, но считаю, что жить без веры нельзя. Нельзя, тем более, что ни одна мировая религия, в основе своей не несёт ничего разрушительного, не учит сеять зло, а лишь творить добро. Что же в этом может быть такого, чему человеку следовать не стоит? Я повторюсь: основа всех религий - мир и добро. Другое дело, когда какая-либо группа, ищет ВЫГОДУ ДЛЯ СЕБЯ и трактует основы основ в свою корысть. Так появляются крестовые походы и джихад, инквизиция и фундаментальный ислам. Но это не от Бога, а от лукавого. Человек без веры -пушинка в миру, куда подует - туда и полетит. Без стержня».

Женщина ещё раз внимательно прочитала письмо от его дочери. Ей хотелось понять, нашёл ли этот человек сына? Она знала, чувствовала, какую рану нанес ему сын. И как постоянно она кровоточила. У него была встреча с сыном. Была уже после того, как от него ушла вторая жена.  Сын плюнул ему прямо в душу. Плюнул и растоптал. Он открытым текстом сказал отцу, что быть советским офицером – это всё равно, что признать себя фашистом, да ещё и гордиться этим. Разве нормальный человек может этим гордиться? Он сказал, что никогда не желает его видеть. И если у него будут дети – они никогда не  узнают, кем был их дед. Таких как он  стирают не только с лица земли, но и с памяти.
Почему он так сказал? Ведь он не был сыном эстонки. Его мать была русской.  Его мать была врачом. Она родилась,  жила и училась в Ленинграде. Ну и что, что вышла замуж за иностранца? Ну и что, что уехала за границу? А душа? Русская душа ведь никуда не уехала!!!! Осталась при ней.

Женщина не задавала ему подобных вопросов. Не хотела  трогать незаживающую рану. Но в письме его дочери к ней – она не нашла ответа на этот вопрос.
И опять, почему-то, подумала о том, что  если мир мёртвых существует – отец с сыном обязательно встретятся и поймут друг – друга. Но, с другой стороны – как же они встретятся и поймут-ли?


Рецензии
Взяли название у Маркеса. Почему и зачем?

Наталья Худякова   05.09.2022 14:24     Заявить о нарушении
Потому что этот человек у меня (почему-то) ассоциировался именно с этой песней. Возможно потому что когда всё это происходило, эта песня звучала почти из каждого окна.

Людмила Троян   06.09.2022 19:19   Заявить о нарушении
Понятно. А вышел плагиат. Габриэль Гарсиа Маркес колумбийский писатель, мировая известность, Нобелевский лауреат. Группа БИ-2 исполняет эту песню, содержание которой перекликается с основной темой романа "Полковнику никто не пишет". Я подумала, что у вас будет эссе про Маркеса или еще что-то в этом роде, потому и стала читать.
Всего доброго.

Наталья Худякова   06.09.2022 20:14   Заявить о нарушении
Ну уж извините, что не оправдала Ваших ожиданий. И даже, оказывается, занимаюсь плагиатом. Хотя на роман уж точно не тянет. Описаны совершенно реальные события. Даже имена и страны не изменены.

Людмила Троян   06.09.2022 20:34   Заявить о нарушении
Вы не поняли меня, Людмила. Неважно, что вы написали, пишите, что нравится, но заголовок должен быть авторским, т.е. вашим. А брать чужое - плагиат. Так гласит закон об авторском праве. Если вы пишете на широкую аудиторию, то должны придерживаться определенных правил. Понятно, что проза.ру такой, любительский, почти "домашний" сайт, но все-таки...
Успехов в творчестве.

Наталья Худякова   06.09.2022 20:49   Заявить о нарушении
Наталья, я Вас прекрасно поняла. Тем более, что по поводу заголовка Вы правы. Нужно будет что-то другое придумать.

Людмила Троян   06.09.2022 21:20   Заявить о нарушении
Худякова написала глупость. Авторское право на заголовок - нелепость.
История одной переписки - тоже уже было.
История одной переписки, http://nellysaakyan.ru/istoriya-odnoj-perepiski/
История одной переписки, Янка Рам.
История одной переписки, Екатерина Ивушкина http://proza.ru/2002/08/27-110
История одной переписки, Первушина Елена
История одной переписки. Маргарита Кожевникова
http://www.delphis.ru/journal/article/istoriya-odnoi-perepiski
http://lady.webnice.ru/little_alba/?act=article&v=728

Сергей Шрамко   26.06.2023 07:57   Заявить о нарушении
Вы, Шрамко, можете писать свои "умности" под любыми заголовками - "Сто лет одиночества", "Мастер и Маргарита", "Всадник без головы" и т.д. Вам уже не повредит. Наверное в издательствах будут несказанно рады, если принесете сей труд.

Наталья Худякова   26.06.2023 09:03   Заявить о нарушении
наталья, вы почитайте по ссылкам юридическую консультацию.
Названия бывают разные. Часто повторяются, особенно в журналистике.
90% особой творческой оригинальностью не отличаются, поэтому тут авторское право не работает.


Сергей Шрамко   26.06.2023 10:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.