Ломы. Лесные встречи

 
За полвека хождения по нашим ивановским лесам у меня было много запоминающихся, интересных встреч как с животными и растительным миром, так и с людьми, порой весьма оригинальными. Как-то повстречал в лесу, за сторожкой, в жаркий летний день наполовину раздетого мужчину - "грозу кусачьего гнуса", духа которого не выдерживала ни одна местная кусающая летучая тварь - ни комары, ни слепни, ни мухи. Другой мужчина, уже в районе Голякова, особенно страдающий от их укусов, специально снимал одежду, принимая, как он выражался, "кусачую ванну" - естественно, в лечебных целях.  Столь же оригинальным мне показался способ перемещения по лесу восьмидесятидвухлетней старушки из Большого Горшкова, прыгающей по шишкам и корягам босиком и не испытывающей при этом никаких неприятных ощущений. Это был просто образ ее деревенской жизни, хотя лечебно-оздоровительный эффект от подобной "подошвенной" акупунктуры не вызывает сомнений...

Особым изобретательским талантом меня поразил пожилой мужчина (по его словам, обитатель сторожки), использовавший для оздоровительных целей целебную грязь придорожный лужи (недалеко от Голякова), в которую он погрузился целиком, и даже в одежде, накрывшись сверху велосипедом для большего эффекта.  Транквилизирующий результат от такой водно-грязевой ванны (по-видимому, вкупе с содержимым полулитровой бутылки, валявшейся рядом), был настолько силён, что нам с сыном с трудом удалось вывести его из этого состояния - на всякий случай, чтобы не было передозировки.
А сколько было встреч с заблудившимися, которых приходилось выводить на дорогу. И сколько знатоков леса выводили меня самого из густых, незнакомых дебрей, рассказывая о ближних и дальних ориентирах! Не могу не вспомнить добрым словом людей, помогавших мне выбраться из дальних, запежевских лесов, вывозя совершенно незнакомого им человека на перегруженной машине. Один раз это была пожилая пара с газиком, которые утрамбовали меня и почти тридцать килограмм грибов в свой, уже загруженный газик. В другой раз меня вывезла оттуда на Москвиче семейная чета из четырех человек, отказавшаяся взять подарок "на память". Однажды меня, насквозь промокшего, из-под ливня спасал молодой парень, на удивительно элегантной машине, и тоже отказался от платы. С благодарностью вспоминаю юную женщину с сыном, приезжавших отдыхать в район пионерских лагерей, за Голяковом. Они сами остановились, обогнав меня на моих "ходулях" и прокатили на первоклассном внедорожнике до самого дома. А в этом году нас с сыном вывезла из Ломов Анна Юрьевна, приехавшая в эти края вместе с очаровательными детишками. И тоже довезла до самого дома.

В последние годы в ближних ломовских лесах я встречаюсь в основном со сборщиками грибов и ягод, или просто с отдыхающими, прогуливающимися по лесным тропинкам. И они всегда стремятся помочь друг другу. Так, случайно встретившийся мне в лесу, за болотом, ранее не знакомый большой любитель грибов и леса в целом, Сергей, привел меня на место, просто заполненное поздними опятами. При этом специально вернулся за мной, когда я выискивал отдельные чахлые грибочки в густом малиннике. А после сбора помог вынести через болото собранное богатство. А в прошлом году, уже знакомая мне Нина (Нина Витальевна) несколько раз водила меня на своё заветное угодье с белыми и помогала наполнить мою стратегическую сумку. Были и другие встречавшиеся, которые пытались отдать мне, "немощному", часть своей грибной добычи.
Настойчиво приглашает к себе в гости в Ломах Елена Леонидовна Кудрина - большая любительница природы, ценительница музыки и почитатель наших концертных программ. Приглашал к себе и Виталий Кузьмич, своими руками выстроивший двухэтажный "особняк" на краю поселка и в свои 76 лет продолжающий активно заниматься домашним хозяйством. Уверен, что была бы рада встрече со мной и добрая, давно знакомая Зина из Голякова, если бы я смог до неё добраться. Обрадовалась моему неожиданному звонку Валентина Александровна - заслуженный педиатр, имеющая дачу в Ломах, почти у самой дороги на болото. Она единственная из моих ломовских знакомых, кто слушал в былые времена наши концерты с Владимиром Павловым в санатории "Зеленый городок", впечатление от которых сохранилось у неё "на всю жизнь". Обо всех этих людях надо говорить особо. В разговорах с ними, в их поступках раскрывается характер и душа русского человека - добрая, отзывчивая, страдающая, любящая. И какое счастье, что она у нас такая!


Рецензии