Струны понимания. Глава 18

1. В этой главе мы посмотрим, как сформулированная в прошлой главе идея месономного смыслового цикла, включающего седьмой (соотносительность/резонансность), восьмой (последовательность/непрерывность), девятый (открытость/прерывность/избирательность) и десятый (целесообразность/сюжетность) принципы смысловой реальности, соотносится с некоторыми современными и историческими научными и философскими идеями об устройстве мирового целого.

2. Известный американский физик Дэвид Бом (1917/1992), начавший свою научную карьеру с работ по квантовой механике ( его книгой на эту тему восхищался Альберт Эйнштейн), сформулировал принцип целостности, согласно которому каждый кусочек Вселенной несет в себе информацию о всей Вселенной. По его мнению идея составлящих вселенную независимых друг от друга атомов должна быть оставлена раз и навсегда, в действительности речь в современной квантовой физике идет не о независимых частицах, а о связях и отношениях, которые имеют много измерений и не могут быть успешно локализованы.

3. С этим голографическим подходом к природной реальности хорошо согласуется феномен так называемого квантового сцепления (квантовой запутанности), когда различные далеко (в последних экспериментах на десятки и сотни километров, а в недавних китайских экспериментах 2017 г. по квантовой телепортации на 1200 км) отстоящие друг от друга частицы обнаруживают мгновенную взаимозависимость и взаимосвязанность, несовместимую с идеей максимальной скорости света. Таким образом возникает предположение, что на глубинном свернутом уровне Вселенная не локальна и не временна, то есть время и пространство это, так сказать, аспекты ее моментального развертывания.

4. Месономные смысловые принципы можно рассматривать как этапы такого развертывания и свертывания единой мировой реальности. Так седьмой смысловой принцип соотносительности/резонансности, связанный с верхним центральным месономным контекстным полем J Блага, соответствует свернутому состоянию реальности, при котором все содержание реальности тесно соотносится между собой.Однако контекстное поле Блага включает в себя два различных аспекта: с одной стороны совокупность всех возможных резонансов, а с другой стороны упорядоченную систему действительных (осуществленных) резонансов. Можно предположить, что цель самого месономного смыслового цикла заключается в том, чтобы постараться реализовать как можно больше из возможных резонансов и привести их в систему.

5. Развертка реальности в линейную логическую, физическую (причинно следственную) и временную последовательность с ее бинарными категориями и симметриями соответствует восьмому смысловому принципу, связанному с левым (а от наблюдателя правым ) боковым месономным контекстным полем L развития и анализа. Числовое значение этого контекстного поля 11. Реальность здесь обнаруживает себя. как жестко детерминированный извне бинарными кодами и причинно следственной связью процесс.Она непрерывна и бесконечно делима. 

6. Однако по мере накопления и пересечения между собой различных бинарных кодов возрастает сложность, накапливаются противоречия. Вместе с тем эволюционирующие сущности становятся все более автономными и способными к самообновлению, так как увеличивается количество боковых вариантов, позволяющих найти выход из затруднительных положений и компенсировать ущерб и потери за счет подключения новых связей. Живая материя имеет (хотя и ограниченную) возможность к самообучению и самообновлению: сломанные часы себя не починят, а раненый организм способен выжить и выздороветь, если рана не очень серьезна.

7. Внутри непрерывности накапливается энергия прерывности, кульминацией которой является девятый смысловой принцип избирательности, связанный с нижним центральным контекстным полем К смысловых ориентаций, выборов и трансформаций. Его числовое значение 12. Происходит переход от непрерывности к прерывности, от бинарной знаковости к троичной тернарной знаковости, от кодов к алгоритмам и опосредованию, от реактивности к сознательной активности. Этот переход носит внезапный, взрывной, инновационный характер: множественность развивающихся сущностей, будучи в нижнем среднем контекстном поле К, вновь вступает в контакт с изначальным единством в центральном контекстном поле смысловых взаимодействий I и с соотносительным единством возможных резонансов в верхнем среднем контекстном поле Блага J.

8. Если контакт оказывается продуктивным и успешным, то развивающиеся сущности преобразуются, вырабатывают устойчивые структуры и формы и вступают в период стабилизации и синтеза, связанного с переходом в правое месономное контекстное поле стабилизации М, связанное с десятым смысловым принципом целесообразности/сюжетности/синтеза М. Числовое значение контекстного поля М 13. Из этого поля М эти сущности затем могут выйти наверх в контекстное поле Блага, если окажутся способными усвоить себе связанные с этим полем системные соотношения и алгоритмы. В противном случае стабилизация переходит в старение, стагнацию, упадок и смерть.

9. Однако сама системность также является замкнутой и внутренне ограниченной и в качестве таковой, оставляет за своими пределами немало возможных соотношений и резонансов. Чтобы реализовать их нужен новый месономный смысловой цикл, но для того, чтобы инициировать этот цикл нужно выйти за рамки системы и таким образом оказаться как бы вне ее (за пределами собственной, уютной системной закономерности).

10. Эту задачу решает сознательный переход отдельных немногих, высоко развитых сущностей в нижнее, уже не месономное атрибутивное, а субстанциальное, онтономное контекстное поле N (от латинского nihil ничто) смыслового восприятия/самоотвержения, связанное с одиннадцатым принципом смысловой реальности, принципом смысловой ответственности. Этот принцип самоистощания или кеносиса (букв. опустошения, умаления)в христианском религиозном миросозерцании связывается с страданиями и смертью Иисуса. Элемент самоотвержения, наличествующий в таком переходе, хорошо передается на иврите соотношением двух слов ani "я" и ain "ничто", имеющих тот же состав букв, но в различном порядке: в первом слове исходное единство, обозначенное буквой I (центральное контекстное поле смысловых взаимодействий с числовым значением 1) занимает третье, подчиненное место, а во втором слове оно занимает центральное место (ср первый смысловой принцип центрирования).

11. Как сам Иисус объясняет своим ученикам в Евангелии от Иоанна, его смерть должна была начать новый цикл воссоединения людей с Богом: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит ее в жизнь вечную. (Ин 12. 24/25).

12 В свою очередь активация нижнего онтономного контекстного поля смыслового минимума N под нижним средним контекстным полем К приводит к активации верхнего онтономного контекстного поля смыслового максимума О (от латинского слова omnia "все", оно расположено над верхним средним контекстным полем Блага J), то есть всеединства, связанного с двенадцатым принципом смысловой реальности, принципом свободы. В результате происходит обновление, возрождение контекстного пространства возможностей и начинается новый месономный цикл смысловой реализации.

 


Рецензии