Архиепископ Филипп Ставицкий

Архиепископ Филипп (Ставицкий) Астраханский и Саратовский.

День памяти:
29.11/12.12 – день кончины (1952 г.)

Архиепископ Филипп (Ставицкий Виталий Стефанович) родился 14 апреля 1884 года в местечке Народичи Новоград-Волынского уезда Волынской губернии (ныне Житомирская область) в семье священника.

Закончил Волынскую Духовную семинарию.
В 1906 году поступил в Московскую Духовную академию.
Ученик епископа Феодора (Поздеевского). Его другом и однокашником по академии был Николай Звездинский, в будущем архиепископ Серафим.
В 1910 году окончил Духовную академию со степенью кандидата Богословия.

12 сентября 1908 года принял монашеский постриг.
Был рукоположен в иеромонаха во время учебы в академии.

В 1910-11 годах подвизался в Черниговской епархии как противосектантский миссионер.

В 1911-15 годах – насельник Киево-Печерской лавры, противосектантский миссионер.

В 1915 году возведен в сан архимандрита.

В 1915-16 годах – ректор Нью-Йоркской Православной Духовной семинарии.

6 августа 1916 года в кафедральном соборе в Нью-Йорке, США хиротонисан во епископа Аляскинского.

С 15 августа 1917-го по 1918 год – член Священного Собора Российской Православной Церкви.
Во время Собора в 1917-18 годах жил в Свято-Данииловом монастыре, где ему епископом Феодором (Поздеевским) была отведена келья.

В 1918 году арестован, но не осужден и отпущен на свободу.

С апреля 1919 года – исполняющий должность управляющего Смоленской епархией.
С 19 октября 1920 года – епископ Смоленский.
Боролся с обновленчеством.

12 мая 1922 года арестован ЧК и заключен в тюрьму города Смоленска.
Обвинение при аресте: "сопротивление изъятию церковных ценностей, к/р пропаганда".
30 декабря 1922 года дело было прекращено как возбужденное по ложному доносу.
Будучи освобожден, Епископ тайно удалился, оставив епархию, в Ордынскую пустынь.

В январе-мае 1923 года находился в "затворе" в Ордынской пустыни Демидовского уезда Смоленской губернии.

23 мая 1923 года арестован и заключен в тюрьму города Смоленска.
28 мая был переведен в Москву в Бутырскую тюрьму.
Обвинен в рукоположении во священники бывших офицеров колчаковской армии.
2 июня осужден Коллегией ОГПУ СССР (судебной).
Приговор: дело прекратить за отсутствием состава преступления, из-под стражи освободить.

В 1923-28 годах – в ссылке в Тульской губернии.
По другим источникам – в ссылке в Самарской губернии, затем жил на Кавказе по состоянию здоровья с перерывами до 1927 года.

С 13 июня 1928 года – епископ Астраханский и Енотаевский.
В 1929-м возведен в сан архиепископа.
Все в Астрахани увидели во владыке Филиппе достойного преемника прежнего Владыки, архиепископа Фаддея (Успенского), перемещенного на Тверскую кафедру.
Он сразу расположил к себе духовенство и паству. Свою деятельность в Астрахани владыка Филипп начал с того, что принялся обучать молившихся общенародному пению. Он резко высказался против, как называл это сам, "безобразного театрального пения". В своих посланиях приходским советам дал подробные указания, как правильно, с духовной и уставной точки зрения, устраивать чтение и пение за Богослужением.
Астрахань в то время была охвачена обновленческой смутой. При поддержке властей обновленцы захватили пятнадцать из двадцати пяти церквей. Верующие были обуреваемы тревогой и недоумением. С приездом архиепископа Филиппа приходская жизнь в "староцерковнических" храмах стала налаживаться, проходить по истинно православному чину. За каждым Богослужением владыка Филипп произносил обстоятельную проповедь и поучение нравственного содержания. Еженедельно после акафистов и великих вечерен, сопровождавшихся общим пением, вел беседы с верующими. И это возымело действие: церковный народ успокоился, ушло смятение и тревога, охватившие людей во время наступления обновленческого раскола. Владыка был замечательным проповедником. Речь его была образной и убедительной, уста его глаголали "от избытка сердца".
Благодаря своей неутомимой энергии и вниманию к народу и духовенству, он уже в первый год своего пребывания в Астрахани приобрел огромный авторитет и был окружен всеобщей любовью. Несмотря на тяжесть обстоятельств, продолжал неколебимо и спокойно настаивать на возврате православным всех захваченных обновленцами церквей, и в результате раскольники начали искать способ примириться с епархией. Ни о каком компромиссе с ними владыка Филипп не хотел и слышать. Он категорически требовал возвращения захваченных храмов и присоединения раскольничьего духовенства через покаяние. Приходы, бывшие в руках обновленцев, потянулись назад, к Патриаршей Церкви.
Это вызвало недовольство властей.

7 августа 1929 года Владыка был арестован.
Обвинение при аресте: "к/р агитация и организация заговора духовенства".
Вместе с ним были арестованы еще четверо наиболее видных и деятельных астраханских священнослужителей.
3 января 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР Архиепископ был осужден по статье ст.58-10 УК РСФСР за "антисоветскую агитацию, создание к/р организации из духовенства".
Приговор: 3 года ссылки в Северный край (через ПП ОГПУ).
Остальные четверо арестованных священнослужителей также были приговорены к высылке в Северный край.

1 марта 1930 года, когда владыку Филиппа должны были отправить из Астрахани к месту ссылки, многие верующие пришли проводить его из тюрьмы на вокзал.
Охранявшие архиерея конные милиционеры грозились арестовать всякого, кто только приблизится к конвоируемым. На вокзале Владыку и других осужденных погрузили в товарный вагон. Поезд тронулся без промедления.

В 1930-31 годах владыка Филипп – в ссылке в деревне Чукчино Корово-Ручейского сельского совета Усть-Цилемского района Коми (Зырян) АО.
Невзирая на дальнее расстояние от Астрахани, он по-прежнему считал себя ответственным за поддержание порядка в епархии и за наставление верующих. На место служения, к астраханцам, от Владыки открыто и тайно шли письма, в которых он беседовал с паствой так живо и просто, как будто имел каждого у себя перед глазами. Астраханцев утешали и ободряли его письма, тем более что нового архиерея, чтобы заместить владыку Филиппа, в Патриархии не нашлось, и кафедра оставалась незанятой. (Астраханскую кафедру временно принял на себя епископ Саратовский Петр (Соколов), в ведении которого в те годы и без того находилась громадная территория на Юге России.)
В ссылке Архиепископ приступил к литературно-Богословской деятельности.
Он составил для своих чад руководство в духовной жизни "Путь, и Истина, и Жизнь", которое переслал в Астрахань.

Весной 1931 года против него снова было возбуждено следственное дело.
Сначала архиепископа забрали в органы ОГПУ, но вследствие очень болезненного состояния выпустили и оставили на свободе (в деревне Чукчино), с обязательной еженедельной явкой на регистрацию в ОГПУ.

Однако 12 июля 1931 года Владыка все же был арестован.
В период следствия содержался, вероятно, под стражей в Ижемском домзаке, село Ижма в Архангельской области.
6 октября 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю он был осужден по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу архиеп. Филиппа (Ставицкого) и свящ. Серебренникова. Усть-Цильма, 1931 г." за "антисоветскую деятельность, группировал вокруг себя реакционную часть духовенства и ссыльных. Путем агитации противодействовал выходу их на лесозаготовки и явке на регистрацию".
Приговор: 5 лет ссылки в Северный край (через ПП ОГПУ).

В 1931-37 годах – в ссылке в Омской области.
Точное место ссылки архиепископа Филиппа в Омской области неизвестно.
До 1933 года владыка Филипп титульно еще оставался архиепископом Астраханским.
30 июля 1933 года последовал указ Синода об увольнении его на покой.

23 февраля 1937 года, по окончании срока ссылки, было решено назначить Владыку на Омскую кафедру.
С 8 марта 1937 года – архиепископ Омский.
Фактически епархией не управлял и вскоре был снова арестован.

Арестован в августе 1937-го.
За полгода до начала войны Владыке разрешили переехать на поселение в город Борисоглебск Московской области, где жили его сестры.

С декабря 1940-го по декабрь 1943 года он проживал в Борисоглебске.
Некоторое время, находясь за штатом, работал на должности лесного сторожа.
В ноябре 1943 года вышел указ о назначении его архиепископом Иркутским.
Вскоре после этого, в декабре 1943 года, когда Владыка еще не успел приступить к новому служению, из Астрахани в Московскую Патриархию прибыла делегация с прошением о возвращении архиепископа Филиппа на Астраханскую кафедру. Однако патриарх Сергий (Страгородский) сообщил им, что владыка Филипп уже назначен в Иркутск, добавив при этом, что Господь Астрахань не оставит и чтобы астраханцы усердно молились.
В Москве астраханцам удалось повидаться с владыкой Филиппом, который уже готовился отъезжать по новому месту назначения. Все вместе скорбели о невозможности быть вместе. И тут неожиданно пришло радостное известие: прежнее назначение в Иркутск отменено, и Архиепископ назначен на Астраханскую кафедру и может ехать прямо в Астрахань.

С 25 декабря 1943 года – архиепископ Астраханский и (временно) Сталинградский.
Архиепископ Филипп возвратился в Астрахань 25 декабря, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского.
В постаревшем, коротко стриженом и почти безбородом человеке, одетом в ватные арестантские штаны и старые красноармейские ботинки, Владыку трудно было узнать. Но время испытаний состарило его только внешне – духом владыка Филипп был так же бодр и еще больше окреп в вере. Радость встречи архиепископа Филиппа и паствы была обоюдной. Владыка со слезами вошел в кафедральный Покровский собор, благодаря Господа за Его милость.
Тотчас по прибытии он развернул неутомимую, кипучую деятельность по церковному устроению возвращенной ему велением Божиим епархии. Такого могучего религиозного подъема, происшедшего с приездом Владыки, Астрахань не знала с 1930 года. Масштабы необходимых трудов и преобразований были огромны: епархиальная жизнь и дела до того пребывали в полном упадке – на всю Астрахань Богослужения проводились в единственном Покровском соборе.
Уже в первое время пребывания в Астрахани Владыке удалось выхлопотать разрешение на открытие церкви во имя святителя Иоанна Златоуста, Спасо-Преображенского храма в Трусове, храма во имя святых апостолов Петра и Павла в поселке Свободном и деревянного храма во имя святителя Николая Чудотворца на "десятке".
Благодаря стараниям Архиепископа было значительно расширено помещение церкви во имя Иоанна Предтечи на Старом кладбище, а также открыты около двадцати сельских приходов и церковь в городе Степном (ныне Элиста, в Калмыкии).
Неподалеку от Астрахани лежал в руинах Сталинград. После назначения Владыки на Астраханскую и Сталинградскую кафедру в Сталинграде открыли Казанский храм и молитвенный дом. Народ очень любил Владыку. Во время приезда в Сталинград его всегда встречали, устилали ему дорогу цветами.

13 февраля 1945 года Святейшим Патриархом Алексием I он был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

С 8 по 18 июля 1948 года он был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
В 1948 году Святейший Патриарх Алексий I издал указ о возведении архиепископа Филиппа в сан митрополита. Одновременно с эти указом патриарх Алексий издал указ о переводе его на отвечающую высоте данного звания Одесскую кафедру.
Послушание Священноначалию и церковным канонам побуждали его без промедления направиться к новому месту служения. Отеческая же любовь к астраханцам и дела, не оконченные в Астрахани, омрачали этот отъезд. Он жалел астраханцев, повторно оставляемых им. Это было его возлюбленное малое стадо. После гонений церковная жизнь здесь едва начала налаживаться. В нелегких раздумьях архиепископ Филипп адресовал в Патриархию телеграмму: "Если бы не страх оказаться ослушником Церкви, нарушителем воли Божией, молил бы Святейшего Патриарха не разлучать с любимой паствой. Архиепископ Филипп".
В Москву же тем временем уже мчались посланники и просители, летело множество телеграмм от приходов и отдельных прихожан с мольбами не разлучать, пощадить, не отвратить милости от тяжко болеющего возможной скорой разлукой астраханского православного люда. И произошло чудо – перемена решения Священноначалия после обнаружившейся тягчайшей скорби паствы. Святейший Патриарх, еще раз рассмотрев дело и, как говорят, произнеся: "Что же, глас народа – глас Божий", издал новый указ – об оставлении архиерея на прежнем месте.
Владыка остался архиепископом Астраханским, несмотря на возможность получить сан митрополита после перевода в Одессу.

С 4 марта 1949 года Владыка – временно управляющий Саратовской епархией. К Астраханской и Сталинградской епархиям Владыке присоединили еще и Саратовскую.
На него возлагался надзор над одним из немногих в то время учебных заведений Русской Православной Церкви – Саратовской Духовной семинарией.
К тому времени традиция Богословского образования в России была прервана. Богословские образовательные учреждения почти все были закрыты. Лекторы, администраторы и профессура подверглись гонениям, и пополнение епархий и приходов подготовленными кадрами почти совсем прекратилось.
Владыка Филипп, один из немногих переживших гонения архипастырей, хорошо знавших и глубоко почитавших традиции и опыт прежней, дореволюционной русской Духовной школы, внес огромный вклад в возобновление системы православного Богословского и пастырского образования Русской Церкви. На поприще организации Богословского и литургического преподавания, воспитания будущего духовенства, обустройства семинарского обучения и быта, он проявил себя не только хорошим организатором и любящим отцом, но и видным педагогом, знатоком Богословских и церковных наук.
Плоды его деятельности в этой области особенно заметны были в Саратове и окрестных епархиях, где более чем через полвека бывшие семинаристы, воспитанники послевоенных лет, с благодарностью вспоминали своего духовного отца и учителя.
Владыка спешил послужить Богу на всяком месте, где он оказывался. Уже пожилой человек, здоровье и физические силы которого надломились в тюрьмах и ссылках, он продолжал вести кипучую деятельность, оставаясь на удивление веселым и жизнерадостным, распространяя внутренний свет и вселяя уверенность во всех, окружавших его.
Его тщанием и заботой были отстроены, отремонтированы и украшены десятки храмов, возведены и расписаны десятки иконостасов, отреставрирована стенная живопись, заведена новая утварь, отлиты и подняты колокола. И, самое главное, в этих храмах была возобновлена литургическая жизнь.
Владыку могли видеть за собственноручным изготовлением эскизов, за работой среди архитекторов, мастеров, с бригадами живописцев, на строительных лесах, под самыми куполами, на колокольнях, на открытом им свечном заводе. С одними он советовался, других наставлял и учил...

12 декабря 1952 года владыка Архиепископ преставился ко Богу.
Место захоронения: Астрахань, у правой стены Покровского собора.

Постоянные переезды, тюрьмы и ссылки сказались на состоянии здоровья Владыки. В беседах он несколько раз предрекал себе скорую кончину. Он умер от кровоизлияния в мозг. Был похоронен в Астрахани при огромном стечении народа.
Место его упокоения стало местом паломничества множества верующих. К заветной "стеночке" Покровского собора приходили и приходят, чтобы пережить духовную встречу с ним, попросить у него молитв и помощи. И Владыка, как прежде, утешает, вселяет надежду и радость. Записаны случаи чудесной помощи Божией по его молитвам, исцеления от болезней. Еще при жизни астраханцы почитали Владыку как подвижника веры. У верующих не осталось сомнения в его необыкновенных духовных дарованиях и в силе его молитвы.

Литература:
1. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С. 200.
2. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 442-445.
3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 996.
4. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной академии за первое столетие ее существования (1814-1914 гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 149.
5. "Женская Оптина". Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломник, 1997. С. 713-714.
6. Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись. С. 42-43.
7. Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184 с. С. 1046.
8. База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.: Звенья, 2004.
9. Из тьмы забвения: Книга памяти жертв политических репрессий: 1918-1954. Астрахань. ИПК "Волга". Т. 1-2. 2000-2003.
10. Иосиф (Марьян), игумен. О жизни и роли в церковной истории XX века архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого)// ЖМП. 2004. № 5. С. 62-71.
11. М.И. Макаров. Сокровенная память души: Записки старого москвича. Данилов мужской монастырь. «Даниловский благовестник», Москва. 2007.
12. http://www.msdm.ru
13. http://pstbi.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Л.32.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.89.
3. Архив МБ Коми АССР. Д.КП-7559.


Рецензии