Чтобы изюминка была какая-то

   В ноябре 2017 года Наталья Викторовна Советная, заместитель председателя Фонда поэта-воина Игоря Григорьева, написала мне: "...больших, развёрнутых статей о вас нет, как оказывается?  Вы о всех пишите, а о Вас.... Ну, вот и хорошо, напишем к вашей книге нормальную статью.  Напишите мне о себе, связанное с истоками вашего творчества. Чтобы изюминка была какая-то..."

   Подумал я и написал нечто похожее на автобиографические заметки, которые, наверное, объяснят, откуда вышло моё писательство...
   Родился 1 апреля 1952 года в роддоме посёлка Токсово (наша семья тогда жила в военном городке Осельки). В те годы это был Парголовский район Ленинградской области. Папа – офицер, старший лейтенант. Он воевал с 1942 года, затем после небольшого перерыва «на гражданке» с 1946 г. по 1949 г. вновь пошёл в армию, и в последующие годы его постоянно переводили служить в разные гарнизоны Ленинградской области, Эстонии, Псковской области, Карелии, Мурманской области. Семья переезжала вместе с ним. Мама – учительница начальных классов. Во время войны учила детей в деревне Дягелиха Ивановской области, откуда она родом. Этой профессии мама оставалась верна до преклонных лет.
   В 1960-61 годах папина служба проходила в г. Опочка Псковской области, где я учился во 2-м и 3-м классах, а также закончил 1-й класс музыкальной школы. Именно тогда начал осознанно читать книги, постоянно ходил в городскую библиотеку, особенно увлекался книгами героического содержания о войне, как, наверное, многие мальчишки первых послевоенных десятилетий. Очень полюбил красивейшую реку Великую, много времени летом проводил на рыбалке. Ещё очень мечтал съездить в неведомый для меня тогда областной город Псков (не успел, так как папу опять перевели: в г. Кемь, Карелия).  Позднее, уже много лет живя во Пскове, написал стихотворение "Псков – мой космос":

Мальчишка, второклассник из Опочки,
С мостков уклейку удочкой ловил.
И сверстникам, приврав, конечно, очень,
Как будто между прочим говорил:

"А я недавно с папой был во Пскове,
Мы  ездили в машине грузовой..."
И взгляд друзей ловя при каждом слове,
Он продолжал: "Какой же Псков большой!"

Так, словно про огромный звёздный космос,
В котором он, представьте, побывал,
Про Псков, где он гулял почти как взрослый,
Парнишка небылицы сочинял.

«А там Великая раз в десять нашей шире,
В ней плавают морские корабли!
А в парке много раз стреляли в тире
И даже приз с собою унесли!

Не верите, троллейбус в Пскове ходит,
Как в Ленинграде, синенький: точь-в-точь!
А в зоопарке звери на свободе
Весь день, а, может быть, и ночь!»

«Ох, фантазёр, – мальчишки рты открыли, –
Ведь не проверишь, врёт или не врёт:
Всю жизнь в Опочке, где ещё мы были?
Ну, почему так в жизни не везёт?»

Умчалось детство, многое забылось.
Но, верите,  сбылась моя мечта.
Судьба взяла ведь и распорядилась:
Родной мне стала Пскова красота.

А были Ленинград и Беломорье,
Посёлок Нива за полярным кругом.
Но, знать, предтечей было всё, подспорьем,
Мне Псков назвать своим старинным другом.

Мой Псков – мой дом,  живу в нём четверть века.
Красавец город – мудрый и живой.
Во мне он, верю, видит человека,
А я в нём вижу звёздный космос мой! 


   Жизнь в Карелии (6 лет), затем 1 год за Полярным кругом в военном городке на станции Пинозеро под Кандалакшей, оставили очень яркие впечатления от Севера, его неповторимых красивейших мест: лесов, озёр и рек, сопок (невысокие горы), переливов красок полярного сияния. И, конечно, от людей, с которыми сводила судьба. Это и ребята-друзья по мальчишеским играм в военных городках, и одноклассники в нескольких школах, в который довелось учиться; учителя, руководители различных кружков в домах пионеров, где я с интересом занимался. Учился я хорошо, получал похвальные грамоты, и у меня не было мыслей, что можно как-то иначе. К восьмому классу увлёкся радиотехникой, одновременно при помощи журналов и книг изучал мировую флору и фауну. Запоем читал знаменитые книги «Жизнь животных» Альфреда Брэма. В 5-м классе был среди победителей республиканской олимпиады по географии в Петрозаводске. То есть, интересы были самыми разнообразными, если прибавить сюда также занятия в музыкальной школе (в Кеми я её закончил) и активное участие в качестве баяниста в концертах.  В течение нескольких лет был аккомпаниатором школьного английского кружка, где ребята из разных классов учили стихи на английском языке, пели английские песни, исполняли английские и шотландские танцы. Теперь в шутку думаю о том, что не случайно моя жена Татьяна Николаевна (и младшая дочь Вера) являются преподавателями в музыкальной школе. Музыка всегда сопровождает жизнь в нашей семье.
   Недавно прочитал в белорусском интернет-издании «Созвучие» статью о хорошем поэте Олеге Семёновиче Бундуре, который живёт в Кандалакше. Тут же всплыли воспоминания об этом заполярном городе. Жили мы (1967-68 годы) совсем рядом, в Пинозеро (станция железной дороги на берегу одноимённого довольно большого озера к северу от Кандалакши), где был военный городок. Папа там служил в ракетной бригаде (в/ч 25695) начальником химической службы. А я учился в 9-м классе средней школы в посёлке Нивском (иначе – Нивстрой).  Во взрослой жизни среди своих знакомых я не раз встречал тех, кто когда-то жил в посёлке Нивском. Туда советская власть с начала 30-х годов ссылала так называемых спецпереселенцев, тысячи «подозрительных» людей (особенно раскулаченных) целыми семьями на строительство каскада ГЭС. На небольшой речке Нива, вытекающей из Пинозера, строился каскад из нескольких плотин:  «Нива ГЭС-1» у Пинозера, «Нива ГЭС-2» между посёлком Нивский и станцией Плесозеро и «Нива ГЭС-3» у впадения реки Нива в Кандалакшский залив. «Нива ГЭС-2» была одной из электростанций, строительство которой планировалось ещё по плану ГОЭЛРО. Об истории строительства и современном состоянии каскада нивских ГЭС можно прочитать в интернете. 
   Мой старший друг Николай Михайлович Мишуков рассказывал, как жил там мальчишкой ещё до войны в семье как раз таких спецпереселенцев,  сосланных их Оренбургской области, потом вернулся туда после скитаний в военные годы по детским домам, оттуда пошёл в армию, а затем поступил в Петрозаводское музыкальное училище. Николай Михайлович Заслуженный деятель искусств Карелии, Заслуженный работник культуры России, автор музыки гимна города Пскова, его же Почётный гражданин.
   В Кандалакше меня принимали в комсомол, там я купил свою первую гитару, там прямо у лыжни смотрел чемпионат СССР по лыжам на сверхмарафонской дистанции 70 километров, видел великих лыжников Вячеслава Веденина, Владимира Воронкова.  На перегоне между станциями Пинозеро и Кандалаша, а также на железнодорожной линии Пинозеро – Ковдор летом 1968 года два месяца работал в путевой бригаде, пневматической «подбойкой» загонял гранитный щебень под шпалы. Заработал деньги, на которые потом в Москве купил свой первый магнитофон «Весна».
Хорошее было время! Всё было ясно и понятно. Лишнего не знали... в Пинозеро были спеты первые песни под гитару. Наверное, там зародились корни, от которых позднее и стихи пошли.
   Нивская средняя школа, в которой я учился, ещё старая, двухэтажная, на юго-восточной окраине посёлка (новая школа была построена в 1988 году), вспоминается необычностью одежды (формы) многих ребят из старших классов. Например, больше половины мальчишек из нашего 9-го класса были в военной форме с эмблемами танковых войск.  По вечерам после школьных уроков они ездили в Кандалакшу и учились в «танковой школе».  С одним «танкистом» Женей Соколенко я особенно подружился, бывал у него дома (его родители работали в соседнем совхозе). Из учителей мне больше всего запомнился учитель физкультуры.  Что-что, а занятия спортом в Нивской школе были поставлены на высоком уровне. Волейбол, баскетбол, лыжные гонки – всему этому я научился именно там всего лишь за один учебный год, даже получил 2-й взрослый спортивный разряд по лыжам. Помню, однажды наша волейбольная команда, в которой я играл, довольно  успешно выступила в школьных соревнованиях в Кандалакше.  Капитаном команды и её лидером был мой товарищ Женя Соколенко.  Он вообще был отличный спортсмен, лучше всех бегал на лыжах, имел первый взрослый разряд.
   Сочинял ли я в школе стихи?  Нет. Но сочинения по литературе, как правило, писал вполне успешно. И только в 10-м классе я стал больше внимания уделять литературе. 
   Наша семья с августа 1968 года уже жила в городе Кинешма Ивановской области, куда мы приехали после демобилизации папы (по здоровью) из армии в звании майора. Для моей учёбы родители выбрали самую лучшую в те годы школу Кинешмы: №4 имени Дмитрия Фурманова.  Учителя в ней были замечательные. Учитель химии и наш классный руководитель Елена Яковлевна Милославова, математик – Маргарита Фёдоровна Корепанова, но совершенно выдающимся учителем по литературе была  Нина Николаевна Мягкова. Несмотря на то, что я уже определил для себя радиотехнику, как будущую профессию, Нина Николаевна смогла увлечь меня литературой, я всё больше времени стал проводить в читальном зале библиотеки.
Определённая цепочка событий также способствовала тому, что стихи постепенно входили в мою жизнь.  Это и увлечение исполнением песен под гитару (не секрет, что в конце 60-х очень многие ребята стали играть на гитарах, слушать музыку «The Beatles», других ВИА, – и меня не обошло это веяние); затем в середине учебного года мне выпал случай написать сочинение по литературе о поэте Сергее Маркове (Марков Сергей Николаевич) и его стихах.  Наконец, выпускное сочинение за 10-й класс я написал на тему «Лирика А.С.Пушкина в его сказках».  Но по-прежнему, основное внимание в школе я уделял математике и физике. Уже второй год учился в заочной математической школе при ЛГУ.  Весной 1969-го года стал 2-м призёром областной олимпиады по математике Иваново.
   Во время учёбы в институте  (ЛЭТИ – Ордена Ленина Ленинградский электротехнический институт им. В.И.Ульянова (Ленина), 1969-1975 годы) начал писать стихотворные тексты, чему способствовала интересная, бурная студенческая жизнь, наполненная, кроме математики, физики и теоретической электродинамики, также литературными вечерами, поездками в Пушкин, Павловск, Репино, Сестрорецк и Гатчину, походами на концерты и спектакли (это же Ленинград с его театрами и концертными залами!),  праздничными «капустниками» в институте, общежитии, агитбригадами в стройотрядах.  Именно в стройотрядах (в Ленинградской области, на Дальнем Востоке и на Урале) пришлось мне петь очень много под  гитару, осваивая репертуар российских бардов (Высоцкий, Визбор, Городницкий, Кукин, Галич, Никитин, Дольский, Суханов и многие другие...), сочинять тексты для поздравлений товарищей и для проведения чуть ли не ежевечерних посиделок всего стройотряда в "баре" под "кровавую Мэри"  (томатный сок – в стройотрядах, как известно, был «сухой закон»).
   Подобное «самодеятельное» творчество продолжалось ещё много лет и после окончания института (1975 год), женитьбы (1974).  Мы с женой Таней и двумя дочками (Света – 1975 г.р., Вера – 1980 г.р.) уже довольно долго жили во Пскове, активно знакомились с его интереснейшей историей, я с увлечением фотографировал его белостенные церкви. Культурная жизнь города проходила на наших глазах. Среди знакомых были педагоги, музыканты; я регулярно читал в псковских газетах публикации известных писателей, стихи поэтов. Мы всей семьёй старались посещать концерты хоровых и танцевальных коллективов, песенные праздники в Зелёном театре.  Однако в то время я не предполагал, что из моих рифмованных «по случаю» строчек может получиться что-то серьёзное.
И только в  2003 году, благодаря  настойчивой рекомендации и «благословению» композитора и нашего друга Николая Михайловича Мишукова, появились первые публикации в коллективных сборниках Объединения псковских писателей. 
Первая собственная книжка стихотворений "Наши параллели" вышла из печати  в 2006 году.  Главное (одноимённое) стихотворение этого сборника, по-моему, многое отражает, что произошло в моей жизни.  В приходе к поэзии огромную роль сыграли именно мои друзья, для которых и ради которых я стал писать стихи, а потом и публиковать их. И я постарался отблагодарить моих друзей, издав последовательно пять сборников  стихов (2012-2015 г.) под общим названием  «И словом добрым о друзьях».

Пусть кто-то говорит, что параллели
На глобусах видны лишь тут и там;
Нет!  Стрелами однажды пролетели
Они по нашим душам и мечтам.

Нечуткий не услышал, не заметил,
И скрылись стрелы в сумрачной дали;
У тех, кого Бог дружбою отметил,
Следы от стрел по сердцу пролегли.

Мы движемся в пространстве бесконечно,
Свой облик изменяя, речи звук.
Сердцами параллели нас навечно
Скрепляют твёрже, чем сплетенье рук.

Покажем мы, не тратя время даром,
Тому, кто скучно смотрит на апрель,
Как, в руки взяв обычную гитару,
Мы вместо струн поставим параллель.

И зазвучит гитара, заиграет!
Пусть друг хоть на краю земли живёт,
Но параллель, сердца соединяя,
Нас всё равно друг к другу приведёт!

   Сегодня, если поискать по фамилии в интернете, то про меня найдётся большое количество материалов: стихи, литературные статьи, «отчёты» о проведённых презентациях, вечерах и поэтических конкурсах. Там опубликованы мои видеофильмы, альбомы фотографий.  Про часть страниц в интернете я и сам не знаю:  когда и кто опубликовал, так как люди помещают их с моими материалами, не сообщая об этом.  Слава Богу, что, вроде бы, плохого ничего не пишут.
Вот одна из недавних публикаций.
http://pskovlib.ru/events/meropriyatiya_biblioteki/22012/

   Резонно может возникнуть такой вопрос: где вы учились писать стихи? Его мне задают практически на каждой творческой встрече и дети, и взрослые (как и вопрос: «почему вы стали писать стихи?»).
Если говорить об учебных заведениях или каких-то литературных курсах, то могу ответить: нигде не учился.   Мои учителя – это книги, это стихи поэтов-классиков, стихи моих старших псковских коллег-товарищей: Станислава Золотцева, Игоря Григорьева, Олега Тиммермана, Александра Гусева, Николая Мишукова и многих других. С каждым днём я узнаю всё больше и больше хороших поэтов, живших и живущих в других местах нашей страны . Не стану называть их поимённо, потому что их много. Да, я убеждён, что в России множество замечательных поэтов. Их становится всё больше.  Огромное значение в моём писательстве, конечно, имеет живое общение в коллективе псковских поэтов, участие в поэтических мероприятиях.  Разумеется, у меня накапливается опыт выступлений перед читателями и опыт издания собственных книг стихов, опыт публикаций в литературных журналах и альманахах. Сказывается результат творческой работы с неизменным моим редактором Александром Петровичем Казаковым.  Я и сегодня продолжаю учиться писать стихи, ведь этот процесс нельзя останавливать, поскольку лишь так можно создать что-то интересное, стоящее, новое.
   Какие мои предпочтения в тематике создаваемых стихотворений? Пожалуй, последовательность такова: стихи для детей и их родителей, шуточные и иронические стихи, гражданские стихи, лирика.  Может, это и не совсем точно, но близко к реальности.  По количеству изданных книжек, наверное, можно скорее назвать автором стихотворений  для детей, нежели для взрослых. 
   Уже написаны и вышли из печати 12 книжек, из них 6 детские, готовятся следующие издания.  Но пока что не пропадает интерес, поэтический азарт, стремление выразить что-то ранее не сказанное, вдруг завладевающее мыслями и чувствами. Каким-то событием подсказанная тема,  кем-то оброненная фраза, приснившаяся рифма, услышанная мелодия, зовущая к себе поэтическую строку...

Кто бросил строчки на земле?
И на тропе, и в ковыле –
Я видел их повсюду
То по одной, то груду.

Дождём смываемы в ручьи,
Тонули беспощадно.
– Вы чьи-то, строчки? – Мы ничьи!
– Ничьи?  Тогда – и ладно...

Вдруг осенило: – Ты ж искал,
Впотьмах сидел часами...
Так приглядись при свете дня:
Даются в руки сами.

Одну средь зёрен не стерне
Нашёл, поднял, очистил.
И, рада, что досталась мне,
Легла в блокнотных листьях.

Другую пёрышком с земли
Поднял, в руках лаская.
Кто бросил, разве знать не могли,
Что где-то заблистает.

А третья, весело искрясь,
Вся в каплях ручейковых.
И, словно золотой карась,
Плывёт в стишатах новых.

Хотите вывод? А какой?
Ведь трудно оспоримо:
Открытий полон мир земной.
Не проходите мимо!


Всем, кто прочитал, спасибо за Ваше внимание!
Владимир Савинов.  2017 год.


Рецензии
Владимир Борисович! Биография интересная.
ЛЭТИ, в бытность студентом заочником к нам на завод приехали
молодые специалисты из ЛЭТИ и стали моими старшими товаришами.
Свои книги - это здорово! Книжки для детей - это вдвойне здорово!
Здоровья и Успехов Вам!

Василий Овчинников   02.03.2018 17:01     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове! Дай Бог - и Вам!
Владимир Васильевич, а ЛЭТИ - это не просто институт, как может показаться. Это - как оказаться вдруг в иной стране. Коренным образом меняет всю жизнь. Жаль, что я не писал никаких дневников, будучи студентом. Интересная книжка могла бы получиться.
Фамилия декана нашего радиотехнического факультета была - Деньдобренько. Каково?
А ведь не зря, видимо, года два я был редактором факультетской стенной газеты "Радист". Комсомольское поручение выполнял. Да, собственно, всю эту газету и делал с небольшим привлечением друзей-студентов. И за журналиста, и за фотографа, и за издателя. Хорошая школа. На пишущей машинке стучал неделями у секретаря в деканате. Есть, что вспомнить.
Всего доброго!

Владимир Борисович Савинов   04.03.2018 03:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.