Глава 26. Чем озабочены пенсионеры?

   


          Нет, не размером пенсий. Аркадий Львович ушел на пенсию в семьдесят три года. Общий стаж работы 55 лет. Педагогический — 46. Пенсия позволяет жить безбедно. Лев Авраамович - кадровый военный. После тревожных 90-х у военных приличная зарплата и пенсией не обижены. Живут оба рядом с парком, что раскинулся возле перекрёстка проспекта Славы и Бухарестской. Поддерживают связь по электронной почте. Почти ежедневно выходят в парк прогуляться. Возраст. Тут ничего не скажешь. При встрече заводят бесконечный разговор за жизнь, вспоминают работу в школе, обсуждают насущные проблемы. И в этот раз присели на скамеечке.


- Вот, любезнейший Аркадий Львович, Вы постоянно, по месту и ни по месту, возносите имя всеми почитаемый Макаренко, -  с такими словами обратился к коллеге Лев Авраамович. -  А может Вы просто-запросто комплексуете, как поставил бы вам диагноз изумительный Фрейд? Никто не спорит и не оспаривает такой масштаб как великий педагог ХХ столетия, начальник колонии беспризорников Антон Семенович Макаренко. И последователи у него нашлись.

Наднесь читал в интернете. Некто Ричард Валентинович Соколов — кандидат наук, ветеринар труда, коммунар, как о нем повествует корреспондент, - сообщил на «Макаренковских середах» в Москве: Если бы судьба коммунарского движения сложилась по-иному, то столетие Октябрьской революции сегодня праздновали при коммунизме, в СССР. В 1989 году в Твери на коммунарских сборах собралось полторы тысячи коммунаров со всей страны, этого было мало, чтобы предотвратить катастрофу. Если бы не это, мы бы жили в Советском Союзе. А может быть, и при коммунизме».


- Насчёт коммунизма сомневаюсь, - вступил в разговор Аркадий Львович. - А то, что власть боролась с коммунарским движением, большая ошибка. Дело дошло до того, что КГБ взялся за коммунаров, опасаясь что это движение вытеснит комсомол. Как в своё время испугались, что тимуровцы потеснят пионеров. Что касается Антона Семёновича, после того, что  прочитал в работах Кумарина и других наследников Макаренко,  пришел к убеждению, что Россия нуждается в образовании, построенном на  педагогической системе Макаренко.

Не знаю, как Антон Семёнович относился к коммунизму, верил ли в его реальность, но социализм признавал. Признавал не тот сталинский, а социализм, который провозглашался как социальный строй, устанавливающий справедливые отношения между людьми, социализм для блага людей, социализм с человеческим лицом.


- Согласен, что внедрение системы Макаренко послужит созданию полноценной системы воспитания и образования в России. Хотя я помнится было время, когда Ви считали себя правоверным марксистом-ленинцем, убеждённым коммунистом.


- Я действительно был не просто членом партии, а убежденным коммунистом. Марксизм-ленинизм и в школе, и, тем более в университете преподносился в таком виде, что не принять его было бы нелепостью, абсурдом. На первое место выдвигался гуманизм учения. Цель безукоризненная — создать для всех людей благоприятные, благополучные условия для нормальной жизни и интеллектуального развития. Человек провозглашался высшей ценностью. Ликвидация различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом. Забота о физическом развитии человека. Отсюда всестороннее развитие личности.

- А как же с революцией и гражданской войной?

- Маркс предсказывал неизбежность гражданской войны. Господствующие классы не захотят расстаться с тем положением, которое занимали в обществе, с приобретенным богатством, полученным в результате эксплуатации трудящихся масс. Возможна и даже неизбежна вооружённая борьба. Поэтому революционные массы вправе взяться за оружие и с оружием отстоять своё право на переустройство жизни. Я принадлежу к поколению советских людей, которое не видело своими глазами годы революции и гражданской войны в России. Мы этот период истории познавали из учебников, в которых действия большевиков и их вождей выглядели правильными, по-другому было нельзя. Я ведь не только был убеждённым коммунистом, я был воспитан убеждённым сталинистом.

- Я тоже. Как могло быть такое иначе.

- Макаренко тоже стал бы правоверным социалистом, а может и коммунистом, если бы его практический опыт, практические достижения были признаны властью, поддержаны и использованы в интересах общества, всех людей Страны Советов.
Опыт Макаренко по организации жизни в коммуне можно с таким же успехом было применить в трудовых коллективах, не только промышленных, но и сельскохозяйственных предприятий, а сегодня в коллективах частных предпринимателей и фирм. При любом социальном строе, любом политическом режиме в современном мире производство — и материальное и духовное, за исключением некоторых сфер — носит коллективный характер.

Рационально, психологически выверено строить отношения между совместно работающими людьми макаренковская метода подходит как нельзя лучше. Отношения в трудовых сообществах - не важно, как мы их назовём, коллектив, команда или другим подходящим словом — должны быть прозрачными, руководители всех уровней пользоваться доверием и авторитетом у сотрудников. Уверен против такой организации взаимоотношений не станет возражать ни один умный бизнесмен.


- Эко, Ви куда замахнулись. В стране никак проблему с образованием не удается решить. А Вы готовы всё взрослое население воспитать в духе Макаренко. Эдак наш народ и впрямь окажется в коммунизме.


- К этому общество рано или поздно придёт. Жизнь заставит. Ничего ускорять не надо, не надо делать ради любого социального улучшения революции. Но воспользоваться тем, что уже наработано, что само просится к внедрению, непростительный грех.


- Вы опять настаиваете и делаете упор на системе Макаренко. А чем не нравится, не подходит школьный реформатор Днепров. Читал его замечательную книгу, «Новейшая политическая история образования: опыт и уроки» прозывается.

- Имеете ввиду академика, который начал с критики школьной реформы 1984 года, поддержал движение новаторов по внедрению педагогики сотрудничества, возглавил научно-исследовательский комитет «Базовая школа», 1990 стал министром образования РСФСР, руководил школьной реформой, разработал проект Закона об образовании.


- Минуточку, обращу внимание. Закон «Об образовании» 1992 года признан ЮНЕСКО одним из самых прогрессивных и демократических конца ХХ столетия. Видите какой балшой человек, какой умный. Ведь был простой морской офицер, а какой высот достиг.


- Знаю его биографию. Нахимовское училище, штурманский факультет Высшего военно-морского училища имени Фрунзе, окончил с отличием. В год окончания училища принят в КПСС.


- Вполне естественно. Кадровый военный моряк. Сейчас модно стало хвастать, что в советский время не был в КПСС. При этом молчат, как прилежно со всем советским народом строили коммунизм в сфере материального производства. А если трудились в духовной сфере, добросовестно цитировали Хрущева, Брежнева и даже Горбачёва.


- Днепров во время службы ухитрился окончить филологический факультет Ленинградского университета.

- Его после нахимовского в университет звали. Очень отличился на литературной олимпиаде. Гуманитарный профиль в нём был.

- На службе, как и Саблин, старший лейтенант Днепров написал письмо Хрущёву о необходимости демократических реформ в стране и введении двухпартийной системы.

- И получил по заслугам. Со старшего лейтенанта понизили до обнакновенного лейтенанта.


- Но в отличие от политработника Саблина революцию делать не стал. Защитил диссертацию на степень кандидата наук. А уволившись с военной службы занялся наукой в Научно-исследовательском институте Академии педнаук СССР. Занимался историей отечественной школы и педагогики. В 1987 году выступил в печати с критикой школьной реформы 1984 года. Тогда же примкнул к движению педагогов-новаторов за демократизацию образования. Назначен руководителем комитета «Базовая школа» по разработке реформы школы.


- Не повезло Днепрову. Вай-вай, как уважаемому человеку не повезло. С поста министра образования сняли. И в чём мой особый возмущение, сотрудники министерства, его помощники, сослуживцы не поддержали.

- Могу предположить, что как человек военный, он психологически не мог, не был готов руководить в не военном ведомстве.


- Как бы ни было, в его лицо Россия потеряла очень важного реформатора.


- Я долгое время тоже так считал. Сочувствовал и негодовал, как Ельцин мог допустить отстранение такого министра. Такого нужного российскому образованию. Оказалось, я ошибался. Я полагал, что ошибался один раз, когда несколько десятилетий преподавал историческую мифологию, придуманную большевиками. Ошибок в моей жизни оказалось больше. Взять хотя бы «школу сотрудничества». Я тогда полагал, что все проблемы образования замыкаются на учителе.

Овладеет методикой новаторов, и будет подготовлено поколение грамотных образованных людей без «двоечников» и «второгодников». И лишь значительно позже узнал, что вместе с новаторами упускал вопросы воспитания. Я, как и многие педагоги, считал, что правильное успешное образование само собой воспитывает правильных людей. И только глубоко ознакомившись с системой воспитания Макаренко, понял, что воспитание и образование два самостоятельных процесса, каждый из которых требует иного подхода и методов воплощения.


- Но ведь у нас от воспитания никогда не отказывались. Когда новаторы предлагал свой методики, классные руководители заполняли целые тетради воспитательной работы. Там было и эстетическое воспитание, и атеистическое, и военно-патриотическое.


- Всё верно. И не только в планах, в действительности классные руководители проводили эту работу. Но она сводилась к мероприятиям, имитирующим воспитание. Это было в основном воспитание словом. Для воспитание делом, по Макаренко, класс не годится. Классная система удобна и необходима для организации учебной работы. Для воспитательной в школе надо формировать разновозрастные коллективы числом не более пятнадцати человек. Первичные коллективы по интересам. Из них формируется общешкольный коллектив, в котором организуется самоуправление.

Но этого нет ни в одной школе. Удачно получилось у ленинградского Иванова с коммунарской методикой. Директора школ не знали и не знают, как это делать, как организовать. Они следуют установкам, которые спускаются сверху. Вот и сочиняют планы воспитательной работы по основным направлениям коммунистического воспитания, которого нет и никогда не было в помине в советской школе. Кроме навязчивого внушения, что школьники живут в стране, строящей коммунизм, должны постигать учение Маркса и Ленина, следовать принципам морального кодекса коммуниста, верить в идеалы коммунизма.

- А как же Ваше увлечений воспитанием всесторонне развитой личность?

- Это было одно из моих многочисленных заблуждений. Понимал, что реальный коммунизм к 1980 году не построим. В Программе КПСС, кстати, подчеркивалось, что за двадцать лет будет построен не коммунизм в СССР, а материально-техническая база коммунизма. Причем с очень ограниченным удовлетворением материальных потребностей советских людей. А коммунистическое воспитание надо проводить, не дожидаясь прихода коммунизма. А так как я был только учителем истории, у меня была одна возможность — словом проповедовать коммунистические идеалы, коммунистическую нравственность, призывать к тому, чтобы воспитанники уже сегодня старались жить по-коммунистически. Может, как учитель я был и неплох, но я не был никаким воспитателем. Как воспитатель я потерпел полное поражение, оказался бесплодным. Не знал и не умел.


- Из того не стоит делать огорчение. Мы потерпели поражение и как преподаватели истории. Нам партийные руководители велели нести коммунистические идеи в массы. Как? Они сами не знали. Считали, достаточно словесной, печатной и наглядной пропагандой. У меня родители жили в колхозе, который так и назывался «Путь к коммунизму». Там был много немецкого населения. Знаешь, у нас немецкий колонисты со времен Екатерина живут. Открылся путь на историческую родину. Немцы уехал. От той деревня ничего не осталось. Нет на карте. И коммунизма болше нет.


- Мне реформа школы, которую предлагал и изложил Днепров, очень понравилось. Всё логично, аргументировано, взаимоувязано. Я даже согласился с ним и по поводу стандартов в образовании. Он к ним строго подходил, не приветствовал, но проработал, какими они должны быть. Чтобы при этом школа выпускала высоко образованных граждан. Сегодняшней России нужно не просто образование — умение читать, писать и знать таблицу умножения. Требуется образование для успешного овладения образованием высшим.


- А может образованию сильно навредили вузовский ученый. Ввели в школьный учебник такой сложный материал, вплоть до начал висшей математики. Как в той советской песенке: кандидат наук и тот над задачкой плачет.


- Это тоже не пошло на пользу. Мне Днепров одним понравился. Он рассматривает образование как одно из главных направлений политики государства. От состояния и уровня образования зависит экономическое развитие страны, решение социальных проблем, развитие науки, техники и культуры. Государство, верховная власть должны поставить на первое место вопросы образовательной политики.


- Но Днепров хорошо объясняет необходимость стандартов.


- Закон «Об образовании», детище Днепрова, подвергся критике в печати: воспитание не вошло в систему образования, осталось за бортом, вне образовательных учреждений. Поэтому в своей монографии он говорит о воспитывающем потенциале стандарта. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» цитирует Днепров: «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

Реализуя эту установку Концепции, предлагаемый стандарт направлен на формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры. Вот только остается неясным, как стандарт может быть реализован, как он может обеспечить воспитание перечисленных качеств у наших школьников. Нужно, чтобы дети в процессе совместной жизни и учебы проявили эти качества. А это возможно только методом Макаренко. Ничего близкого к этому никто из выдающихся педагогов не предложил.


- А ЕГЭ Днепров начисто забраковал. Так и написал: провальный эксперимент. ЕГЭ превратился в средство отсева из школы. Получить с помощью ЕГЭ объективную картину качества подготовки школьников в стране не удалось. 


- Только к нему никто из множества сменившихся министров образования не послушался. От ЕГЭ не отказались и, судя по последним изменениям в руководстве школьным министерством, отказаться не будет.


- Днепров возлагал большие надежды на Путина. Касаясь событий 2004-2005 годов он писал, Путин был первым, если не единственным реальным политиком во всей нашей заскорузлой власти,  кто увидел  масштаб общественного протеста против планируемой реформы образования. Он вынужден был вмешаться в дела образования.


Летом того же года предложенная Министерством образования и науки школьная реформа вызвала такой бурный протест общества, что президент  вновь вынужден был вмешаться.

- Это когда появились «сентябрьские тезисы» Путина?

- Именно. И появились очень своевременно. Но тезисы породили сомнения, понимает ли президент должным образом, что происходит. Очень точно происходящее определил академик Гринберг, заявив, что главную угрозу для страны представляет собственное правительство, которое работает неэффективно. России угрожает некомпетентность собственных начальников.



Наглядным примером стратегической слепоты и недееспособности  правительства явился национальный проект в области образования. Некомпетентные разработчики «подставили» президента.

5 сентября 2005 года президентом были предложены разрозненные, локальные меры, не имеющие существенного значения для образования. По словам Днепрова, это - не проблема президента. Это - проблема его советников, лишенных понимания болевых точек нашего образования и видения его развития.

Важная личная инициатива была сделана несколько ранее 20 июня 2005 года: о введении в стране бесплатного обязательного 11-летнего образования. Именно эта инициатива определяла долгосрочную стратегию развития образования, его базового звена средней школы, через которую проходит вся нация. Развернуть эту инициативу Министерство образования и науки в силу своей профнепригодности не смогло.

 

Днепров верно отметил: Не только образование, но государство, где заработная плата учителя ниже средней по стране, не способно к развитию.


- Удивительный вещь получается. Прежде в СССР, теперь Россия — такой болшой страна не смогли откопать пару десятков игроков, способных выиграть чемпионат мира по футболу. Такой же картина наблюдаем в правительстве. При всех издержках и несовершенстве нашего образования страна получала и имеет массу умнейших, высокопрофессиональных специалистов. А правительство сформировать и привлечь к работе правительства не может найти. Чепуха какой-то!


- Остается посочувствовать президенту и ждать неопределенное время, когда министерство возглавит полноценный педагог.


- Дождёшься тут. Вот и теперь пришла новая мадам на пост министра и с чего начала? Астрономию ввести в преподавание.

Объем знаний наших школах по химии, физике, биологии, в целых два раза болше, чем в американской школе. В нашей школе петьдесят процентов  не усваивают естественнонаучно-технического цикл. А им ещё астрономию хочут добавить. Если бы министр заглянула в учебники «Окружающий мир» начальной школы, там весь курс астрономии уже изложен. Про старшие классы не говорю.


- Меня возмутило её заявление, когда в интервью изрекла, что её наставник считает, что подвиг 28-и панфиловцев был. Она ему доверяет. Для воспитательных задач подвиг надо признать. И это говорит доктор исторических наук, историк-ученый высшей категории.

- Чего там скажешь. Читал ейное интервью о ключевых направлениях по созданию единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство сколько раз подвергалось критике, сколько ему возражений. Это опять стандарты, против которых в образовании так возражал Макаренко. Мало возражал, искусно обошёл их. А новая министерша опять на первый место стандарт ставит. Какая самоуверенность. Так и говорит: "Есть поручение президента о новых подходах, мы его выполнили".


- Читал и я её многочисленные интервью. «Образование — это обучение и воспитание, это дуализм, который трудно разорвать, кто бы что ни говорил». Макаренко поступил иначе. На практике показал и доказал, что это два взаимосвязанных, но разных процесса и каждый требует своего подхода, своего решения, своей методики. И написал об этом. Только министр выбилась в люди, занимаясь научным исследованием проблем религии и церкви. Педагогических трудов Макаренко не читала, его педагогической системы не знает. Каких результатов можно от неё ждать?


- Читал в интернете. Министр образования и науки считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире». По ее словам, образование многое потеряло за последние годы, отказавшись от консервативной линии поведения. У неё нашлись сторонники - учителя из Екатеринбурга. Разработали проект: в школы необходимо вернуть классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники. До какой абсурд может довести педагогическая неграмотность. И такой тётю нам утвердили министром.


- По поводу «лучшего в мире советского образования» министру ответил историк из МГУ Алексей Любжин. Если бы было лучшим, страны Запада позаимствовали бы советские модели. Этого не произошло. Советское образование оказалось полным антиподом образовательной системе царской России. До революции в России было множество типов школ: классическая гимназия — выпускники продолжали образование в университетах, реальное училище — шли в технические вузы, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и так далее.

После 1917 года учреждена единая трудовая школа. Во всеобуч хорошо укладывалась начальная школа, учили начальной грамотности. Средняя школа предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами учеников.


- Против чего выступал, и что сумел обойти Макаренко.

- По качеству подготовки, - продолжает историк Любжин, - выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. Срок обучения после начальной школы четыре года. Диплом не давал права поступления в университеты. Считалось примитивным уровнем образования. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Эти знания наполняли его голову, как чердак.

Все разработки, прославившие Советский Союз в космонавтике, в атомной отрасли, принадлежат ученым с дореволюционным образованием. По уровню образования россияне неконкурентоспособны в мире. И это «отставание» было и во время СССР. Причём советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев.

После распада СССР шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела с
второгодниками, учителям пришлось заниматься рисованием оценок.


- Я то самое заметил. Школа перешёл от нормального обучения к контролирующему. Метода «не учить, а спрашивать» утвердился ещё в 90-е годы. При нищих зарплатах для заработка сделалось репетиторство, чего не был в советской школе.


- Нынешние реформаторы полагают, что ужесточением экзаменов можно улучшить образование. Внедрение ЕГЭ уже привело к тому, что значительная часть выпускников не может получить аттестат. Снизить планку - экзамен превратится в фикцию. Все получат среднее образование. Оно необходимо для всех? Специалисты утверждают, что среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно сорок процентов населения. Опять подтверждают правоту Макаренко.

- Выход из этой безвыходной ситуации один. Вслед за Добролюбовым будем сказать:  «Когда же придет настоящий день?»


               


Рецензии
Очень понравились Ваши рассуждения об образовании. Написано искренне и правильные мысли.

Елена Плюснина   22.01.2018 21:15     Заявить о нарушении
Приятно иметь единомышленника-педагога.

Георгий Кончаков   22.01.2018 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.