Комментируем Челябинский Список 100 вопросов

1.Как называются клетки доски?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
- Поля.

Эту не проговариваемую конвенцию мы увидим в большом числе вопросов.
Каждый раз напоминать о ней мы не будем, но иногда всё-таки будем акцентировать внимание, поскольку Читатель может начинать знакомство с этими Комментариями с любого места.
Если забыть, что речь идет о контрольной работе на школьном предмете «Шахматы», то вопрос выглядит весьма занимательно: «как называются клетки доски»?
Вообще в просторечии «доска» есть выпиленный из дерева фрагмент.
Дерево, это конечно природный полимер, но и как всякий в прошлом живой организм (в нашем случае – растение) состоит из клеток. Клеточное строение дерева в дальнейшем мы обсуждать не будем. Но точный и предельно краткий ответ на вопрос рискнём озвучить:
- Клетки!!!
 Поэтому полагаю целесообразным существенно расширить вопрос:
«Как называются клетки шахматной доски?»
Я не собираюсь пока раскрывать вам бездны, которые открываются при серьёзном раскрытии содержания понятия «Шахматная Доска».
На этапе начального ознакомления ребёнку вполне достаточно наглядного чувственно осязаемого образа.
Невербальная конвенция приобретает более чёткие очертания и жесткая двусмысленность вопроса снимается с повестки дня.

2.Назвать фигуры в порядке их расположения в начальной позиции.

Какого ответа ожидает спрашивающий?

Предположим, что полного. Тогда это должно звучать приблизительно так:
Первая горизонталь:
Белые: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
Вторая горизонталь: восемь белых пешек.
Седьмая горизонталь: восемь чёрных пешек.
Восьмая горизонталь:
Чёрные: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Здесь надо обратить внимание на поразительную разницу между предполагаемым ответом в первом и во втором случаях.
На первый вопрос мы отвечаем двумя слогами, четырьмя буквами, одним словом.

Ответ на второй вопрос предполагает не только 32 слова, восемь строк, 212 знаков (без пробелов!!!), но и чёткое запоминание целого набора образов в голове отвечающего!
Вообще шахматы предоставляют нам море примеров, когда короткий вопросик порождает чудовищный по объёму ответ.
Например:
«Перечислите все замкнутые маршруты обхода конём шахматной доски»
Знаете, сколько вариантов придётся привести в «полном и точном» ответе?
Верно!
Действительно!
Двадцать шесть триллионов «с хвостиком»!
А «хвостик» более полутриллиона!
В интернете приводится число: 26 534 728 821064.
Однако на мой, непросвещённый, взгляд, вопросы должны для начинающих формулироваться более «ровно» и менее объёмно.
В данном конкретном случае достаточно было бы попросить перечислить фигуры одного цвета без пешек. Тогда версия нашего вопроса могла бы звучать так:
 «Назвать белые фигуры в порядке их расположения в начальной позиции»
В вопросе на одно слово больше, а в ответе на 24 слова меньше! И ответ даётся ребёнку лучше, успешнее. Не перегружает его – он и без этой перегрузки очень волнуется и переживает.

3.Как определить правильное положение доски?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
Примерно такого:
- В левом нижнем углу должно быть чёрное поле.

Одно из очень сложных понятий в этом вопросе – «правильное».
Не углубляясь в категорию церковно-приходского «правила» отметим, что вообще слово «правильно» - представляет собой исключительно оценочное суждение. Синонимы ему – «верное», «общепринятое», «признаваемое всеми», «установленное общественным договором» и так далее.
Идея «правильности» сама по себе содержит весьма много тонких и жестких проблем. Но сейчас у нас нет задачи проблематизировать вдумчивого Читателя. Достаточно указать, что термин «правильное» мощно проблематизирует самого учащегося.
Понятно, что вопрос касается исключительно ориентации черных и белых полей по отношению к играющим, ибо «ферзь любит свой цвет» и неверная ориентация нарушает стандартное восприятие позиции играющим.
Было время, когда клетки доски не раскрашивали и на одноцветной матрице данный вопрос не имеет места.
Мне в жизни (по отношению к данному именно вопросу!!!) сказочно повезло!
Я родился левшой, и как почти все левши в СССР был намертво «переучен» в «правостороннюю стойку».
Вообще я поздно понял, что точно левша – уже в зрелые годы обнаружив, что блиц легче играю с часами именно левой рукой!
Так вот почему у меня был такой непередаваемо скверный почерк!
Система наказывала меня за мою врождённую «леворукость»!
Уже ведя обширные педагогические практики я стал интересоваться этой темой подробнее.
Оказалось, что левшей рождается немногим меньше, чем правшей!!
Сам по себе разбираемый вопрос «невинен», собака зарыта в предполагаемом ответе!
Для урожденного левши ответ непередаваемо сложен!!!
Не потому, а именно потому что!
В армии Петра изобрели рецепт: «сено-солома».
В нашем случае необходима ориентация на… сердце!
Конечно, для детей с правосторонним сердцем, проблема сохраняет свою актуальность, но таких точно абсолютное меньшинство.
Поэтому ориентировать детей полезнее не на «левое-правое» а на «сторону сердца». Делается это примерно так:
- Положите руку на сердце! Вот с этой стороны у вас в углу должна быть чёрная клеточка.
Вопрос я бы формулировал немного иначе:
«Способ узнать, так ли как надо расположена шахматная доска перед игрой?»
И предполагаемый ответ: «Если клеточка в углу со стороны моего сердца черная, значит доска лежит так как надо».


4.На поле какого цвета в начале партии стоит белый ферзь?
5.На поле какого цвета в начале партии стоит чёрный ферзь?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
4. – Белого
5. – Чёрного
Имеется ввиду знаменитая формула: «Королева любит свой цвет!»
Рационально ли столь простой вопрос разводить на два случая?
Не уверен.
Сравните текст вопроса и ожидаемого ответа в обоих случаях со вторым вопросом и решайте сами!
Сейчас, когда уже запатентованы шахматы Фишера с 960-ю версиями стартовой расстановки вопрос не представляется таким уж актуальным. Понятна его «ценность» для начинающего, склонного путать позиции короля и ферзя в начальной расстановке. Однако обучающая процедура расстановки фигур в начале партии (две ладьи, два коня, два слона и королева любит свой цвет) представляется мне вполне достаточной, и её размещение в списке вопросов сразу снимает и второй, и четвёртый, и пятый вопрос!
«И в схватке рукопашной Один он стоил трёх!»
Поэтому все три вопрос а я лично заменил бы одним:
- Расставьте белые (чёрные) фигуры в начальное положение!
При этом я охотно повернул бы доску к экзаменуемому в неверное положение.
Меньше слов!
Больше живой непосредственной практики!
Как видим одна такая «расстановка» сразу снимает четыре вопроса из «Челябинского контрольного списка»!

6.Как называется часть доски на которой стоят ферзи?
7.Как называется часть доски на которой стоят короли?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
6. – Ферзевый фланг.
7. – Королевский фланг.

Вообще мои обширные практики первоначального обучения юных «шахматистов» заставили меня крайне негативно смотреть на любые искусственные усложнения процесса освоения собственно игры.
А надо ли это вообще знать ребенку, только-только приступающему к освоению игры?
Процесс оптимизации «классического» курса привёл меня к тому, что мои красавицы в первом (первом!!!) классе с первых секунд начинали осваивать то, что в исследуемом массиве занятий начинают «изучать» только на 26-ом уроке!!!
Если ребёнок не замотивирован на освоение самой игры, называния частей тушки барашка его мало волнуют. Не всё ли равно, как называется та или иная часть тушки, если я сам не собираюсь её разделывать?
Мне посчастливилось начинать свою карьеру поварёнка в мясном цехе офицерской столовой (по сути это был громадный ресторан) Уральского военного округа. Тогда все внезапно открывшиеся мне грандиозные перспективы я по достоинству не оценил, и удалился из этих райских кущ в Краснодар. Позднее на протяжении всей жизни я всё больше и больше убеждался: Бог справедлив и предоставляет счастливый билет каждому!
Я вытянул свой Джек-пот в семнадцать лет. По крайней мере части и туш и тушек я успел зазубрить намертво. И оввалка мяса – для меня – любимое занятие! Но и не зная ни одного из этих слов я мог бы успешно разделывать тушку за тушкой.
Играю в шахматы уже 60 лет.
Ни разу ни в одной позиции я не размышлял о том, на какои именно фланге я сейчас оперирую. В моих собственных задачах и этюдах игра всегда уверенно ведётся по всей доске! Даже в самой крошечной моей задаче задействованы поля а8, a7, h8, h7,  c2, c3.
В разработанной мной игре на четырёх вертикалях «Киев» игра ведётся как раз исключительно на одном фланге, ввиду тотального отсутствия ферзевого вместе с ферзём (и в него никто не превращается)!
Абсолютно убеждён в полной ненужности этих «терминов» там и тогда, где и когда каждая секундочка занятия «на вес золота»!
Поэтому эти вопросы я бы без капли сожаления снял с рассмотрения и контроля.

8.Какая фигура самая главная? Почему?
9.Какая фигура самая сильная?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
8. – Король. Потому что его уничтожение прекращает игру.
9. –Ферзь

Два исследуемых вопроса настолько тесно связаны, что даже в детском саду, пятилеткам, я назидательно объясняю: самый главный – не самый сильный, а самый сильный – не самый главный!
В чем собственно противоречие «силы» и «главности»?
Ведь очевидно, что эта пара подобна «плюсу и минусу», времени и пространству, поэтическому и художественному (в смысле указанном Лессингом в «Лаокооне»), холодному и горячему, быстрому и медленному…
Король – фигура, которая перемещается по доске медленнее всех других фигур. Даже пешки он порой не в состоянии нагнать! Ферзь – самая быстрая на доске фигура. В маневренности с ним лишь изредка конкурирует конь.
Короля любая фигура кроме пешки может «достать» издали, то есть оставаясь для него самого недостижимой. Король атакует любую фигуру только вблизи, при непосредственном контакте. При этом король сам не может подойти к ферзю! Король близорук. Ферзь дальнозорок. Ферзь крупная разменная величина, король – не размениваем ни при каких обстоятельствах. Ферзь имеет максимальную цену, король просто не имеет цены. Сила материальна. Главность нематериальна. Сила измеряема. Главность неизмерима. Сила временна. Главность вечна. Положение ферзя не имеет решающего значения. Положение короля имеет решающее значение.
Положение короля определяет значение позиции прочих фигур. Поэтому король – определяющий, а ферзь – определяемое.

10.Как называются линии, которые проходят сверху вниз?
11.Как называются ряды, которые проходят слева направо?
12.Как называются косые линии?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
10. – Вертикали.
11. –Горизонтали
12. –Диагонали

Собственно при комментировании шестого и седьмого вопросов мы уже остановились на ненужной на этапе «первоначального накопления позитивных эмоций» избыточной терминологии.
Один герой одной пьесы всю жизнь говорил прозой, но даже не догадывался об этом. Живые шахматы требуют не названий, а целостного восприятия живой игры. Именно целостное восприятие обогащает позитивными эмоциями юного зрителя. Ребёнок смотрит и уже хочет сам, сам, сам!
Он видит, как двигается ладья!
При чём здесь слова?
К чему эти определения?
Зачем засорять живое восприятие необеспеченным эмоционально рациональным рассечённым на детали «знанием»?
Дайте малышу надышаться красотой игры в её нерасчленённости!
«Замрите, ангелы! Смотрите: я играю!»

13.На каких горизонталях стоят в начальном положении белые фигуры?
14.На каких горизонталях стоят в начальном положении чёрные фигуры?

Какого ответа ожидает спрашивающий?
13.На первой и второй.
14.На седьмой и восьмой.

Продолжение ненужной перегрузки начинающих.
Собственно никаких позитивных эмоций эта информация не вызывает.
Складывается ощущение, что ничего более важного, чем освоение умения записывать свою партию педагог не видит! Между тем мои детки годами обходились и обходятся по сей день без этого интересного «умения» ибо мы должны честно признать, что умение записывать партию не имеет к шахматной игре практически никакого отношения.
Я многие годы сочинял свои песни и никаким образом их не записывал.
И меня сие нисколько не расстраивало.
Сочинять и петь свои песни – это одно, а уметь записать их слова на бумаге – это совершенно иное. Особенно восхищает меня та невозмутимая серьёзность, с которой этим умениям и навыкам выделяется реальное время.
Вспомните себя: умеете ли вы играть в подкидного дурачка?
Получали ли порой удовольствие от такого общения вечерком в хорошей компании? Можете ли записать партию в картишки игранную вами?
В состоянии ли прочесть чужую запись карточной партии?
Испытываете ли дискомфорт от осознания того факта, что указанным искусством не владеете?

15.Напишите буквы латинского алфавита в прямом и обратном порядке.

Здесь я даже не осмелюсь предположить, что ожидается в ответ.
Все буквы или только первые восемь?
Записывать печатными или прописными?
Мне понятно, что авторы вопроса контролируют, усвоил ли третьеклассник, изучающий китайский язык и японский язык наряду с русским и родным башкирским латинские a, b, c, d, e, f, g, h, произносимые на немецком, ибо ему ведь предстоит писать текст своей турнирной партии, и следуя советам номер два «Сначала запиши ход, потом сделай его» и номер три «Ответ партнёра записывай сразу» умудриться согласно совету номер один  «Когда играешь, отключайся от всего постороннего» так таки и «отключиться»!

16.Написать поля диагонали h1-а8.

Какого ответа ожидает спрашивающий?
- a8, b7, c6, d5, e4, f3, g2, h1

К этой же теме относится следующий набор «вопросов»
17.Назвать поля центра доски.
Ответ: с4, с5, d4, d5, e4, e5, f4, f5
18.Может ли одно и то же поле иметь разные названия?
Ответ: нет, то есть конечно да!
19.Назвать три любых диагонали.
Ответ: b1-h7, h1-a8, h2-b8
20.Назвать поле пересечения диагоналей b1-h7 и h1-a8.
Ответ: е4
21.Назвать поле пересечения диагоналей h2-b8 с вертикалью e.
Ответ: е5

В предыдущих комментариях я, как мне кажется, пусть и кратко, но немного раскрыл эту тему с точки зрения педагога, много лет обучающего именно начинающих. Сейчас выдалась минутка отрефлексировать этот вопрос под другим углом зрения.
Игра вслепую – непременное требование к любому шахматному мастеру.
Мне довелось играть сеансы одновременной игры вслепую.
Мой личный скромный рекорд – с десятью партнёрами 1-2 разрядов.
При этом собственный уровень я лично оцениваю как довольно низкий.
Гораздо сильнее я играю в мерцающие, в которые я обыгрывал и мастеров и гроссмейстеров классической игры.
Талант шахматиста высокого уровня раскрывается, как правило сразу, с первых дней знакомства с игрой. Кто-то из великих так описал своё «обучение» шахматной игре: «Я подошел и немного понаблюдал за играющими, после чего решил попробовать сам, и вскоре обыграл их всех, после чего никогда уже более игре не учился, изредка встречаясь с сильными мастерами и играя с ними на равных».
Это подтверждается современным представлением об эркю шахматиста.
В мозгу сильного шахматиста как бы включается уже с рождения «встроенный» в него «шахматный со-процессор».
Ни усилить его, ни «воспитать» невозможно.
Можно только немного его «разогнать», и подключить к нему новые модули памяти, чем создать собственные «библиотеки» дебютов, типичных миттельшпилей и эндшпилей.
Результат, в конечном счёте, определяется скоростью этого сопроцессора, и его настройкой или, если угодно, подстройкой.
Поэтому роль «тренера» или «педагога» - вовремя «заметить» необыкновенный талант «ученика».
Собственно вся селективная парадигма советской шахматной школы была нацелена на широкий поиск и быстрое выявление таких редких (урождённых с мощным эркю - встроенным шахматным сопроцессором) «талантов».
Понятно, что для игры вслепую умение читать и вести запись ходов шахматной нотацией полезно.
Полезно оно и для турниров высокого уровня.
Но рекомендовать его красавице первого класса, как жизненно необходимую дисциплину – это глумление над ребёнком и шахматным искусством.
Как она «полюбит» записывание позиций – я не знаю.
Зато я видел, как они с первого взгляда влюблялись в «Лисичку – обжору».
У меня на уроках они любили играть фигурками на расчерченной доске, и до поры понятия не имели о вертикалях е и же, и атаке из позиции фианкетто чернопольного слона белых.
Классическую белопольную атаку под названием «Детский мат» я с ними разучивал наизусть, но е2-е4 категорически не произносил.
В чём тотальный недостаток во всех этих вопросах?
Это вопросы не имеют никакого отношения к логикам шахматной борьбы!
Это неигровые нешахматные вопросы на простое запоминание, а вовсе не на выбор хода в неясной позиции.
Здесь применима тактика сознательного зазубривания.
Но мне трижды повезло: я много и долго болел у себя за печкой, и потому много и внимательно читал.
И где-то у кого-то когда-то вычитал, что Алёхин сам себе изготовил демонстрационную доску и повесил её перед собой на стену!
Я нарисовал доску на стене перед своим засыпающим взором и ежевечерне расставлял на ней позицию из «Информатора» - был такой югославский шахматный журнал.
До «Информатора» пользовался и другими источниками, но «Информатор» мне особенно понравился.
Вечером я расставлял позицию и ложился спатки.
Позиция перед глазами.
Лежу, пытаюсь решить и … засыпаю!
А утром глянул – решение найдено!
И вот так, тихо сам с собою, без единого контрольного вопроса, не насилуя себя освоил и доску, и нотацию, и терминологию, и начал сам составлять собственные композиции – задачи и этюды.
В дальнейшем выиграл даже ряд шахматных конкурсов, в том числе конкурс «Студенческого Меридиана» (и Карпов по сей день должен мне личную партию!) и Всесоюзный конкурс Ферзьбери в «64»…
Именно это я и рекомендую всем «своим» родителям: доску на листе ватмана на стену, фигурки бумажные, скрепочки всяческие… В общем это лучше любого гаджета – и глаз не портит, и аминокислоты в мозгах не путаются… :).


Рецензии