В магазин, за хлебушком!

Уж так устроена человеческая память для его же, человечества, блага : Плохое - забывать!
Хорошее - помнить! Может конечно не совсем забывать, а загонять в самые потёмки кладовых своих воспоминаний. Иначе трудно жить постоянно помня боль, обиды, унижения, потери ...
Потому - то старшее поколение и любить повздыхать:" Как раньше
хорошо - то было! При царе нашем славном Горохе! При этом часто ещё и забывая, что не время было хорошее, а они были молоды, полны надежд, мечтаний и любви!
Вспоминаю слова отца говорившего нам с братом примерно следующее: "Я почему на многое из вашей деятельности смотрю сквозь пальцы, потому - что помню хорошо каким сам был в вашем
возрасте! ".Но конечно не всегда и не всё нам прощалось ...
Вот и я на память о детских годах особенно не жалуясь, в отличии от памяти на вчерашние события, а для поклонников сытой и спокойной жизни при социализме, а также любителей речёвок из интернета типа
" Чётко к коммунизму шли ! "попробую кое - что им напомнить!
Да и себе - на долгую, надеюсь, память !
Время: Конец 50 - х или самое начало 60 - х . Место действия - Манаевский магазин
( Он же Саманский и Кособродовский.) Заходите!
Что было богатого с нынешней точки зрения! Пиво завозили часто и пиво завозили в бочках!
Было много селёдки и довольно крупной в отличии от нынешней .Тут добавлю со слов старших: После войны, а может и во время её в магазинах было навалом красной икры в банках .
Только людям почему -то очень хотелось хлебушка. А наедаться им стали в году пятидесятом, если не позднее...
Смотрим далее по прилавкам и по полкам: Крупы, макаронные изделия, соль, сахар, чай, спички, табак и выпивка. Сырок "Дружба"- на закусь старшим ! А для младших - карамельки "подушечки", драже и два вида конфет: "Ласточка" и "Озеро Рица ". Печенье и пряники - часто не первой свежести .Из сытного и мясного - консервы "Килька в томатном соусе". Намного позднее к ним добавились "Завтрак туриста" и "Фрикадельки" ! После голодных пайковых лет - сытость и благодать! Экскурсия закончилась! Почти!
Была у нас в селе своя пекарня и когда мы, маленькие школьники, проходили мимо её дверей вдыхая терпкий аромат свежеиспечённого хлеба - хотелось ворваться туда и наестся от пуза ! До дома - то было ещё шагать и шагать ! Потом то ли в порядке укрупнения, то ли ещё каких инициатив сверху, её успешно прикрыли "
на благо всем трудящимся!" или по " их просьбам ".С тех самых пор и пошла в деревне маята с хлебом. Ждали его по два - три дня. А так как многие взрослые были на работе, то в очереди приходилось стоять нам - мелкоте! И вот он прибывал, долгожданный наш...Начиналась почти смертельная битва и давка за право его приобретения. Часто давали не сколько надо, а чтобы
всем хватило! И тут уж надо было купить родимого и выбраться целым из кучи обезумевших людей. ( А наши люди по - большому счёту не меняются: У нас и сейчас, при посадке в автобусы на садовые маршруты старенькие бабки могут смести любого, стоящего у них на пути!)
Сам хлеб бывал и свежим и таким , что им можно было прибить парочку некрупных хунвэйбинов . Тут уж как повезёт! Но если он был достаточно свеж, то до дома мы его доносили изрядно покусанным. Конфетами старшие младших сильно не баловали. Надолго запомнился такой случай. Да и как его можно было забыть, если мне его часто потом припоминали : Как - то мама взяла меня с собой
в магазин и купила нам с братом по конфетке. Всё это богатство нести до дома было доверено мне!
И я как сознательный и честный советский дошколёнок съев свою долю , от братановой не украл ни крошки. Я только спросил маму: " А можно я съем маленькую часть?"" Можно!"- был мне ответ.".
А можно ещё маленько? " Ответ был положительным..." Ладно уж, доедай!"- сказала мама...
Вот такое не голодное, но и не особенно сытое наше детство ! Как говорится. разносолами не баловали!
Кормились кто от скотины, а наша семья - большей частью от охоты и рыбалки отца. Благо рыбы и зверья в лесу было не считано и не меряно!
А хорошего в те времена было: Завалинки вместо телевизоров, соседская взаимовыручка и почти полное
отсутствие сегодняшнего сексшопства! Догнать и перегнать соседа!
Перегнали ! А дальше что ?

Комментарий земляка , подполковника милиции в отставке :

В этом Манаевском магазине я однажды, будучи семилетним пацаном, чуть не попрощался с жизнью. Так же был послан матерью за хлебом. Почему был послан я?-- да по простой причине: очередь нужно было занимать задолго до того как привезут хлеб, иначе не достанется. Ну а матери, естественно, на это времени не было. Так вот, оказался я в первых рядах и когда открыли магазин, меня толпа просто внесла туда и прижала к прилавку. Дышать стало нечем, в глазах пошли черные круги и я погрузился в беспамятство... На моё счастье какая-то тетушка увидела это и истошно закричала: "Мальчонку задавили!". Толпа отхлынула, меня вынесли на улицу, где и откачали. Вот такие были времена... Хлеб правда мне продали и я принес его домой. Матери конечно же ничего не рассказал, не принято было у нас, тогдашних пацанов, жаловаться. Правда соседи все равно ей рассказали.


Рецензии