Типы рациональности

Часто говорят, что люди не понимают друг друга. Они находятся в разных системах координат. Один видит мир так, а другой иначе. Всё это так, но наука объясняет это тем, что люди имеет разные типы рациональности. Посмотрим какие!

***

«Классик»

Этот человек представляет собой достаточно традиционный тип исследователя, который ставит на первое место четкое структурированное знание, а не креативно добытый результат, который будет необычным и нестандартным. Можно предположить,  что начиная с моментов воспитания до взросления, его воспитанием занимались либо старшие члены семьи (бабушки и дедушки), либо он является жителем провинциального города (что не обязательно), либо воспитан родителями, но с учетом сохранения семейных ценностей, отождествляя себя с конкретной культурой. Не обязательно, но может быть достаточно религиозен, либо в его воспитании имело место большая идеологическая составляющая, которая поставит корпоративные ценности выше своих собственных. При этом классик не страшный, а возможно даже добродушный человек. Не твердолобый, но требующий четкого ответа на поставленный вопрос, как военный, очень часто достаточно принципиальный, начитанный и требующий почти того же самого от других людей. Этот человек трудолюбивый, он знает как нужно и как не нужно делать. У него для этого есть достаточно четкое представление о том, какой следующий шаг нужно сделать после прошедшего. Он собранный, не подвергается излишним эмоциональным перепадам, пытается «всё контролировать». Отношение даже к выбору своей спутницы жизни у него достаточно практичное. Он традиционен по взглядам на семью, может признавать то, что во главе семьи должен стоять мужчина, а женщина занимается домом и детьми. На первый взгляд является вполне обычным человеком, он интересуется окружающим миром, достаточно много читает, но обладает четкими вкусами на все его окружающее. В магазин (причем не важно какой) будет ходить целенаправленно, а не стараясь придумать что-то новенькое. Поход в магазин за едой для такого человека будет происходить со списком того что нужно купить в руках, наверняка, он даже не выйдет за его пределы. Поход за книжными новинками может превратиться в него в поход с четко поставленной целью купить определенную книгу конкретного автора. Может даже не смотреть на остальные книги, даже с учетом своей любознательности. В детстве, возможно, не занимался никакими творческими занятиями (рисованием и т.п.), но возможно, занимался различными подвижными видами спорта, всегда ставя для себя цель победить. И в речи он обычный человек, не «разбавляет» свои рассказы цитатами различных людей.   

Практичен, поэтому будет всегда анализировать то, что хочет сделать и то, как подойти к определенной жизненной ситуации. Будет думать даже о том, чего хочет от сегодняшнего дня. Жизненный план четко спланирован, он не предполагает серьезных своих жизненных коррективов. Он будет тщательно готовиться к каждому мероприятию, исполнять всё точно в срок, при этом будет достаточно воспитан для того, чтобы извиниться в случае задержки или какого-либо отклонения от плана, пусть даже случившегося не по его причине. Интересно, что такой тип личности всегда старается ему следовать, но проблемы могут начаться тогда, когда в его жизни появляется влюбленность и уж тем более сильная любовь к человеку другого типа. Не смотря на свой авторитет и четкость своих установок, которыми он может привлекать другого, новый человек может стать и «глотком воздуха» и возбудителем хаоса, к которому он не привык. 

В его представлении есть определенная четкая цель, он знает пути ее достижения и в конце концов нередко даже достигает. Он не является проектировщиком, он «человек системы» и чувствует себя в ней достаточно спокойно и комфортно, «как рыба в воде». Поэтому с точки зрения отношения к науке он ставит для себя цель получить четкое знание по волнующему его вопросу. Он будет достаточно много читать, анализировать, но акцентировать внимание на фактологии, подчас не замечая достаточно противоречивых и спорных моментов, которые для него не будут значимы в силу того, что он не будут их замечать. Для него принято рассматривать что-то глобальное, понятное, четкое очерченное, имеющее определенные границы. Он в меньшей степени будет во время написания работы акцентировать внимание на включении в свои размышления каких-то художественных фрагментов. 


***

«Неклассик»

Этот человек нетрадиционного взгляда на жизнь, свое окружение, свои перспективы. Он умеет рефлексировать о своем состоянии, но при этом в некоторой степени консервативен, что делает его такой срединной фигурой между классиком и постнеклассиком.

Специфика данного типа научной рациональности сводится к пониманию окружающего мира не с точки зрения простого, точного понятного знания. Этот тип сомневается в окружающем мире. Он пытается его понять, осознать, осмыслить и воспринять. При всем этом вполне возможно, что человек обладает достаточно традиционным воспитанием, ценит человеческие отношения, традиционную семью. Совершенно не обязательно при этом, чтобы в раннем возрасте его воспитывали в патриархальной семье. Вполне возможно, что воспитание он получил в семье с равной ролью мужчины и женщины, которое наложило на самого человека определенные стереотипы о том, как семья должна выглядеть и быть устроена. В этом контексте достаточно любопытно, что он в большинстве случаев любит праздновать свой День Рождения, при этом он не любит в этот день находиться с семьей или обязательно собирает друзей за стол, чтобы отметить наступивший новый год своей жизни. Дело здесь в том, что он старается себя обрадовать, а эта радость может выражаться в чем угодно, от обычных застолий до похода за чем-то особенно нужным. Важную роль приобретает настроение с каким он старается совершать какие-то дела.

Для него важна семья, но живет он по принципу «это очень важно, но это не всегда интересно». Неклассик с уважением относится к этому социальному институту, но при этом он личность, для которой очень важна самореализация в конкретной области. При этом это человек достаточно целостный. Он обладает набором определенных жизненных принципов, которые делают из него самодостаточную личность. Он не хаотичен, любит порядок, но далеко не всегда перфекционист. Вариант творческого беспорядка на письменном столе для него вполне возможен. Он никогда не начинает делать что-то не обдумав, но при этом для него важны не статистические и точные расклады того или иного, а сам подход к этому. Он не креативщик (и далеко не всегда проектировщик), но склонен думать о том, что будет дальше нестандартно. Он не обязательно является человеком, который способен изменить мир, но следовать в логике тех, кто так настроен, он вполне способен. Он самостоятельный человек, у него спроектирован его внутренний мир, который обладает значительной долей креативности. Проблема только в том, что его представления об идеальном не всегда реализуемы, а поскольку он это понимает, то скорее пытается включиться в систему, ее модернизировать под себя, но не создавать ее с нуля. Нехватка внутренней «наглости» может быть одной из причин, почему так происходит. При этом любит эксперименты. Не всегда судит по внутреннему состоянию и человеку «по обложке», но при этом наблюдательный.

Это человек думающий. Он пытается размышлять, много читает, анализирует. Нередко такой тип любит психологию, улавливает внутреннюю логику и атмосферу своего любимого литературного персонажа, а так же это относится абсолютно ко всему окружающему. Он любит «вчувствоваться» в окружающий мир, понять его, распознать его смыслы. Поэтому нередко такой тип любит что-то очень логичное, где есть определенные связи, но где не пропала чувство действительности и творчества. Напоминает такой детектив в стиле А. Кристи. Отсюда и чувства удовлетворения собственных желаний. Он никогда не будет делать того, что скучно и что не интересно. Всегда включен, когда понимает нужность происходящего вокруг.

Отсюда и его отношение к науке. Может задавать вопросы так, чтобы это открыло новую грань в поставленной проблеме. Не всегда доверяет фактам. Рассуждает – значит сомневается, а если сомневается *- значит умеет экпериментировать со смыслами и подходами, отсюда и склонность к моделированию, построению своего.   

***

«Постнеклассик»

Заниматься тем, что приносит счастье, делать так, как не делают другие, «думать иначе», а не так, как принято, отмечать не День Рождение, а находить повод для того, чтобы что-то отпраздновать и не привязывать к конкретному дню – яркие характеристики человека, который относится к типу постнеклассика.

Трудно сказать, какое воспитание может получать человек, который обладает таким типом рациональности. Вероятно, что решение логических загадок, заниматься каким-то занятием так, чтобы это приносило удовольствие, а не только постоянный нудный повседневный рутинный, но никому не нужный порядок, может способствовать тому, что человек вырастет именно таким, который будет способен что-то менять. Желание менять окружающую действительность не зависимо от настроений окружающего мира – так же яркий признак человека с постнеклассическим мышлением. Он может пойти в магазин и полдороги рассуждать о том, что как бы было удобно, если бы тротуары находились бы не так, как они есть сейчас, а были бы проложены иначе. Иными словами – они практичны. Они нередко творческие люди с самого раннего детства. В детстве любили рисовать, мастерить, создавать, творить. Они способны долго и упорно концентрироваться на одном сюжете, доводя рассуждения о нем до абсурда. Нередко люди с таким типом рациональности очень внимательны к каждой детали. А в силу того, что они такие сами, то они способны требовать и требуют принимать такой же подход для всех окружающих. Так, они будут воспитывать собственных детей, так они могут заставлять думать своих подчиненных. Они способны говорить другим то, на что другие бы не решились, просто говоря, что думаешь в этот момент. Нередко у них нет любимого певца или композитора, они способны слушать абсолютно любую музыку, которая так или иначе в этот момент ухватит их настроение. Они меломаны, но при этом скептично относятся ко всему, что им не нравится, особенно если им вовсе не понравилась конкретная песня. Они способны заставить людей думать так, как они того захотят.

Нередко думают образами, наполняя его самыми разными смыслами. При этом не такие забывчивые, как могло бы показаться на первый взгляд. Думая, они запоминают, а запоминая, цитируют. Причем интересно, что цитируют они самых разных авторов, казалось бы никак не связанных между собой. Нередко в речи такого человека достаточно много самых разных нюансов, он способен в один миг, думая так, несколько изменить свою точку зрения, когда для окружающих кажется, что он себе противоречит. Парадокс в том, что именно так устроено его мышление. Мышление при этом у таких людей часто носит глобальный (в меньшей степени глоболокальный) характер.   

Такой человек думает о том, как бы было удобно. Он умный, но он обладает удивительным качеством «думать как дети». Одним из главных признаков такого человека является способность находить простые решения в сложном. Они могут даже отгадать знаменитую «загадку Эйнштейна», не пользуясь подручными средствами и не записывая ничего в блокнот или на листок бумаги. Они способны читать абсолютно любую литературу, которая может попасться под руку. Идя в книжный магазин, они руководствуются только тем, чтобы содержимого кошелька было бы достаточно на покупки, а вот книги он выбирает просто, проходя мимо полки с книгами и забирая то, что понравится даже чисто внешне. Могут даже не прочитать аннотацию, а вот обложка их способна «зацепить».

Это в совокупности дает нам представление о том, что в науке такие люди стараются рассмотреть совокупность самого интересного и как им кажется объясняющего определенную закономерность явления. Они обращают внимание абсолютно на все: начиная от построения определенного лингвистического ряда, до глобальных проблем высоких научных теорий. Нередко занимаются разработкой теоретических проблем на глобальном уровне, начиная от образов власти до анализа сферы виртуального.   


Рецензии
Ув. Вячеслав,

Я по профессии физик, и как-то привык к тому, что рациональность бывает лишь одна – та, которая помогает правильно решить задачу. Сказать, что шестью семь это сорок два – это рационально, потому что шесть рядов по семь человек – всегда 42 человека, и исключений покамест не наблюдалось. Любое другое число, названное в ответ, требует очень сильных аргументов. Но у гуманитариев, как я заметил, шестью семь коренным образом зависит от спонсора и всегда можно найти сторонников для любого результата... В каком-то интервью Хомского, тот привел определение интеллектуала, данное Киссинджером: “Интеллектуал – это тот, кто находит словесное выражение для пожеланий власти.” Власть хочет называть себя рациональной, и интеллектуал придумывает для нее какое-нибудь смешное определение рациональности. Почему-то его нисколько не беспокоит, что как только он говорит, что результат коренным образом зависит от говорящего, всего дальнейшего можно не слушать – он признает, что для меня его слова никакой доказательной силы не имеют. Они, эти слова – лишь выражение его, говорящего, желания что-то от меня получить или заставить меня что-то делать.

Ritase   22.05.2018 16:42     Заявить о нарушении