Когда третьего не дано

КОГДА  ТРЕТЬЕГО  НЕ ДАНО

В «АТ» 12.12.17  В.Б.Кудрин и  К.С.Хруцкий опубликовали  статью: «Трехзначная логика и троичная информатика Н.П. Брусенцова: их аристотелевские основания».
 
Я не имею возможности оценить столь большую статью, но хотел бы сделать несколько предварительных  замечаний.

Логик есть много: двухзначная, трехзначная логика Н.Васильева, многозначная логика Лукасевича. Но есть природа, которая не подчиняется нам, простым смертным. А мы различаем противоположные ощущения. Не просто противоположные пары, а пары взаимоисключающих  ощущений: приятное-неприятное; тепло-холод; вкусно-невкусно и т.п. Эти пары связаны между собой противоречием, которое не позволяет паре ни объединиться, (если мне сейчас тепло, то это означает, что мне не холодно) ни разорваться (если мы знаем тепло, то знаем и холод). И не может быть неприятная приятность или приятная неприятность, хотя есть факты, когда мы говорим, что не бывать бы счастью, да несчастье помогло. Но это счастье и несчастье идут не одновременно, а последовательно. Так же как, если мне сейчас тепло, то позднее может быть холодно. Конечно, можно между двумя взаимоисключающими ощущениями иметь ноль ощущений. Но так бывает только во сне или в бессознательном состоянии.
 
После ощущений возникают идеи, которые тоже  бывают  взаимоисключающими. Таких идей, как и ощущений, только две, а не несколько, и они противоречат друг другу.  Отсюда и логические законы противоречия и исключенного третьего. Я не изучал труды Аристотеля, но если у него действительно  есть высказывания о трехзначной логике, то они  могли быть в ранние годы, а потом идеи могут меняться.

Ну а что касается троичного компьютера Бруснецова, то в природе есть всё: триалектика, диалектика, троичное, двоичное…, и каждое имеет свои достоинства и недостатки.  Отсюда народная мудрость утверждает, что в природе нет худа без добра. Сам Бруснецов утверждал, что в его компьютере проще работа с отрицательными числами.   
 
Но после идей  идет пора действий, которые тоже бывают взаимоисключающими. Например, проснувшись утром, я думаю вставать или еще полежать? Если я встал, то не лежу. Или-или? И ничего третьего. Более важный выбор: жениться или не жениться?  Я могу только жениться или не жениться? Или-или? И ничего третьего, если выбор идет из двух взаимоисключающих мыслей или действий. Но жену выбирать можно из многих кандидатов.  Выбор взаимоисключающих действий производится по тем же законам, что и выбор идей (мыслей), то есть по законам формальной логики. Важность выбора таких действий и не понимание всеобщности взаимоисключающих ощущений, идей и действий породили их разные названия в разных отраслях жизни. Выбор из взаимоисключающих  возможностей называют альтернативой, дилеммой, дихотомией… Это разные названия одного и того же явления. Но наука не всегда это понимает.

БСЭ (1970 г.) считала альтернативу выбором одной из двух взаимоисключающих возможностей. Но затем вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернатива была выбором одной из двух или нескольких возможностей. После моего протеста вышло 4-е издание словаря, где альтернатива – выбор одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Но таких возможностей не бывает несколько, их всегда только две. Главным редактором словарей был академик Нобелеат  А.М.Прохоров. Великие тоже ошибаются.

На этом я заканчиваю мои сомнения. Надеюсь, что авторы рецензируемой статьи поправят меня. Наверное, и я в чем-то неправ.

12.12.2017                Павел Каравдин


Рецензии
Как поют братья Заволокины, что в жизни не бывает середины ни в 20 лет, ни даже в 50..

Лора Райсс   27.06.2018 10:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.