Их не стало в один день

У  моих родителей было четыре дочери. Когда  старшей  было  всего лишь 2 годика,  родились ещё  две девочки -  близнецы. А через год  родились  ещё две  девочки – это я  и  моя  сестричка, но к сожалению её не  стало в  младенчестве и  поэтому не  помню. Мы  росли  четыре  девочки,  меня  меньшую больше любили  родители,  сёстрам  это  не  нравилось. Смутно  помню  своё  детство, знаю,  что жили  в  бедноте, и  вся  одёжка от  сестёр переходила ко  мне « по  наследству». Редко у  мамы  была  возможность пошить  нам  новые  платья. О! Какая  это  была  радость. У меня  даже  сохранилось  фото, где  мы  все  четыре сестры, две  из  них  в  новых фланелевых платьях,  старшая сестра в  старой  школьной  форме сидела  по  центру.  А  мне  место  нашлось  на  втором плане, как бы  спрятали  меня в стареньком  ситцевом  платьице, и босиком  стояла  на  брёвнах. Когда  мне было семь  лет,  пошла  в  первый  класс. Не было  у  меня  новенькой  школьной формы,  не было портфеля, даже учебники достались  мне от  старшеньких сестричек. Но  тогда это  меня  не  волновало, рада  была школе.

В мае  месяце 1959 года мама  родила  мальчика Колю. Отец  был  очень  рад,  что  наконец-то будет  наследник  и  продолжатель его  рода. Рос  братик  как бы  без  меня. К  нему допускали  только старшую  сестру, которой  было  уже  десять  лет, и  она помогала  маме. Хороший был  малыш,  быстро набирал  вес, не болел. А зимою в  начале  декабря закашлял. Зимы  тогда  были морозные, топили дровами  и  углем,  в  доме было довольно  таки  прохладно. Днём  мы  были  в  школе,  а вечерами отогревались  на  лежанке. Спали  на  одной  кровати все четверо  девчат, лежали  поперёк,  под  ноги подставляли длинную  лавку. Укрывались толстым  ватным  одеялом, и было  даже  жарко. Братик всё больше  кашлял, приходила сельский  фельдшер,  определила  у  него  воспаление  лёгких, делала  уколы. А  чем  тогда  лечили, одним  пенициллином. В один  из вечеров у  братика  поднялась  высокая  температура,  он  плакал.  И  в  который  раз  пришла  старенькая  Мария  Петровна. Долго  грела над  плитой фоноскоп,  чтобы прослушать  лёгкие. Сделала  укол и  мальчик затих, уснули  и  мы. А  утром  просыпаемся, мама  плачет,  папа весь  в  слезах – нет  больше маленького  Коли. Сгорел от  высокой  температуры, тельце  было  всё  синее. Ему  было восемь  месяцев. И было это 12  декабря. Хоронили братика 13  декабря. Приходили родственники,  соседи, была  и  моя  учительница с  несколькими  учениками. Был  день  морозный  и  снежный. Приехал колхозный  кучер на лошади с большими  санями. Погрузили  меленький  гробик, родители сели в  сани и  поехали  со  двора на  кладбище. Разошлись люди,  а  мы  остались  дома  одни. Оооо…как мы  плакали   четыре  сестры  в  один  голос,  мы  просто  выли, нет  у  нас  больше брата. А было бы  ему  сейчас 58 лет.

После смерти Коли в  доме поселилась печаль,  неуютно  было. В школе мы  на  время забывали о  слезах  мамы. Жизнь  продолжалась, мы  подрастали, закончили  школу. Родители смогли  нам  дать  образование. Старшая  сестра была  воспитатель  в  детском саду, средние  сёстры – киномеханик  и дежурный  по  станции ЖД,  я  же  стала  учителем рисования. Отец умел  рисовать,  вот  и  мне  передалось. Разъехались кто куда. Как жили родители, нам  не  ведомо  было,  потому  что они  никогда  не  жаловались. В письмах  писали,  что  у  них  всё  нормально и  больше  заботились о  нас, как  наше  здоровье. В гости  приезжали  к  ним  редко -  семья,  работа. Две  сестры  жили недалеко  от  родительского  дома, и  они частенько  наведывались  к  ним. Тогда  ещё  мобильные  телефоны  были  редкостью, а  у  родителей  был домашний, отцу  установили  как  участнику войны. Иногда  они  звонили  мне  на  рабочий  телефон или  заказывали  переговоры. И  как-то звонит  мне  сестра,  что  мама сильно  заболела,  лежит  в  постели  просит,  чтобы  я  приехала. Собрались мы  с  сыном,  набрали  гостинцев, взяли с  собой двоюродную  сестру,  которой захотелось  проведать  свою  тётю. Приехали  в  город, хотели  ещё  что-либо  подкупить,  а  тут жена звонит сыну,  у  них были  мобильники, что  моя  мама недавно  умерла. Эх, не  успела  я приехать. Зашли  в  похоронное Бюро,  купили  все,  что  надо для  похорон, взяли  венки. Приехали быстро,  от  города  до  села  было тридцать  километров. Мама уже  лежала на диване,  одетая  во  всё  новое,  покрывало  было белое ажурное. Тело-то ещё  не  успело полностью  застыть,  мне  казалось,  что  она  ещё  жива,  тёпленькая,  но увы….Я до  сих  пор не  могу  себя  простить,  что не  нашла  времени при жизни  увидеть  маму. Вскоре  приехала и четвёртая  сестра и  губы  мамы как бы  заулыбались, она рада  была,  что  мы  все вместе все  собрались  у  неё  дома. А было  это 12  декабря 2005  года, ровно через  46  лет,  как  не  стало нашего  брата  Коли. На  отрывном  календаре отец написал,  что умерла любимая жена,  нет  её  больше. И  висит  этот  календарь в  старом  родительском  доме,  где  живёт одна  из  сестёр,  отец  пережил  маму на  три  года.

Печальные  две  даты. А  сегодня 12  декабря мамы  нет  вот  уже  как 12  лет. Вечная  память  братику  и  маме,  да  пусть  простят  они  нас.


Рецензии