Лиловая помада

Лекция окончилась, и напоследок, в качестве бонуса от препода, мы были награждены житейской притчей, в каком-то смысле связанной с ее темой - архитектурой.:)

Некий градостроитель занеравнодушнел к одной особе. Дело житейское:). Она то приближала его, то отдаляла, и он никак не мог понять - как она к нему относится  на самом деле?
Наконец, особа эта вышла замуж за министра царского правительства, и тем положила конец сомнениям архитектора. Он был ошеломлен, раздавлен, обескуражен - во время  последних встреч  с ним, она, наоборот, приближала его к себе все теснее, ему и в голову не могло прийти, что в этот самый момент приговор ему подписан и заверен: она уже дала слово своему министру!

О ее венчании он узнал из газет, и эта новость его подкосила. И даже не столько сама новость - хотя в этом, конечно, тоже была ножевая боль! -  сколько то, что он узнал об этом не от нее самой!  Учитывая их отношения, могла бы и предупредить, чтобы как-то смягчить удар, который ожидал его. Она не только не сделала этого, но в то самое время, как они с министром праздновали помолвку, встречалась с ним, с архитектором, и притягивала его к себе...

После такого афронта, архитектор решил: все, хватит страдать! И приказал себе жить, а что ему еще оставалось?
Общение с дамой, уже замужней, он продолжать не мог. Было ужасно тяжело, она все никак не выходила у него из головы. Он всерьез боялся, что никогда живое чувство к оставившей его подруге не покинет его, и что же он тогда будет делать? Так и мучиться всю жизнь?
Тем не менее, он постарался ее простить. Женщинам необходимо замужество, без этого никуда! А министр двора был, конечно, гораздо более подходящей партией для дамы, чем он, ординарный строитель... особенно, воздушных замков, - издевался он над собой.

Жизнь продолжалась. Вот построен очередной дом по его проекту. Поскольку забыть свою пассию он никак не мог, то предусмотрел на этом доме виньетку, которая была когда-то их общим с дамой талисманом. О ней никто не знал, кроме них двоих.
И вот, как-то, проходя мимо этого своего дома, он заметил возле виньетки (она была низко расположена) лиловый штрих - что это? он узнал  цвет губной помады своей мучительницы!
Только у нее был такой оттенок, она придавала его купленной помаде сама, потому что любила лиловый цвет, а в магазинах нужная ей помада не продавалась. Часто носила она и лиловые платья, или вставляла штришки этого цвета в другую свою одежду...

Увидев полосу, сделанную лиловой помадой рядом со своей виньеткой, архитектор окаменел.
Неужели это она оставила штрих? Что он обозначает?
Архитектор  считал, что, отдавшись своему министру (кстати, красавцу, умнице, благополучнейшему царедворцу), дама забыла о нем, и они больше никогда общаться не будут.
И вот - знак ее лиловой помады возле виньетки, их общего талисмана! Он стер след помады, и загадал - если штрих появится вновь, значит, это, действительно, она! И тогда ее знак  может означать только одно - то, что замуж она вышла из практических соображений, по расчету, а чувство - настоящее чувство - связывает ее только с ним, с архитектором.

Сказать, что он воскрес к жизни - ничего не сказать. Надежда на взаимность сделала его другим человеком. Он изменился внешне, помолодел, стал веселым и общительным. Знакомые давно уже не видели его таким! Из  замкнутого, мрачного анахорета, он превратился в весельчака, добряка, рубаху-парня.
Всего лишь один штрих ее помады - и такая разительная перемена!
Теперь он понял, что все  время, прошедшее со дня ее замужества, он не жил, а влачил жалкое, никчемное существование.
Какие чувства овладели им, когда он, уже после того, как след помады был им стерт, увидел его снова на прежнем месте, возле виньетки  - трудно передать! Но он опять смыл этот штрих, чтобы еще раз проверить - не снится ли он ему? И, буквально на следующий день, лиловый знак появился вновь! Мало того, это был не просто штрих - помадой было нарисовано сердечко!

С того времени так и повелось...
Архитектор строил  новые дома, размещая в доступном для человеческой руки месте  - (для ее нежной ручки, умиленно думал он) их общий талисман-виньетку. И был счастлив! Ему вовсе не нужно было, чтобы она развелась с мужем! Из газет, из светской хроники, он знал, что живет она прекрасно, путешествует, родила своему министру  двух дочерей - пусть! Пусть она получит свою долю счастья! Он только хотел быть уверенным в том, что бывшая подруга не безразлична к нему, что их  близкие отношения не были притворством с ее стороны... Что, может быть, она привязана к нему не меньше, или, хотя бы - не намного меньше, чем он к ней - просто так сложилась жизнь.... Бывает.

Он совсем не сердился на нее за это замужество, он мысленно соглашался с тем, что она поступила правильно. Предала она его только тем, что не предупредила... и вела двойную игру, оставаясь с ним в то время, как уже была уверена в том, что выйдет замуж за министра.
Да и вообще, раньше, когда они еще встречались, бывала то теплее, то холоднее, что сбивало его с толку и позволяло думать, что  все-таки она к нему не равнодушна. "Обманываться рад"...

Время шло.Каждое новое здание, построенное архитектором, было украшено той самой виньеткой. И, почти сразу же, рядом с ней, появлялся штрих лиловой помады. Иногда -  просто штрих, иногда - сердечко, и сердечки, конечно, особенно волновали его. Будто бы она говорила с их помощью - не грусти! ты -  в моем сердце, оно - твое!

Некоторым людям нужны материальные, телесные доказательства любви, а ему - ничего, только эти сердечки.
Архитектор не женился, даже не встречался ни с кем. Он считал, что у него есть любовь, и она взаимна, хотя и не может осуществиться вполне. Что ж, бывает... Все равно он был счастлив.

И вот, в один прекрасный день, он развернул газету, и увидел в разделе светской хроники целую страницу, заполненную фотографиями: его дама с мужем, с детьми - на модном курорте. Репортер задает ей вопросы, она отвечает. Из ее ответов следует, что у нее великолепный брак, она обожает своего мужа, детей, что они не расстаются, много путешествуют, и  эта дама даже помогает супругу в работе: занимается благотворительным фондом, который он основал, они вместе работают над справочником, касающимся состояния дел в каких-то там губерниях, жена подбирает для супруга статистические выкладки... Идиллия! И дама рассказала о ней открыто, по собственной инициативе, отдала в распоряжение газеты кучу личных снимков...  на которых она прижимается к своему мужу, обвивает его шею своими нежными лапками -  и наедине, и в присутствии хорошеньких дочек, и на приеме во дворце, и во время прогулки на яхте...

Градостроитель был потрясен почти так же, как в тот день, когда узнал о ее замужестве.
Правда, в светской хронике и раньше мелькали сообщения об этой супружеской паре, но они носили гораздо более официальный характер, и не выламывались из его представлений о раскладе сил. Он считал, что она несет свой крест замужества по расчету, но при этом в душе у нее цветет лиловое сердечко...их общая тайна.

Но теперь!..Он уже не имел права так думать.  Дама имела полную возможность не исповедоваться перед репортером, не подчеркивать счастье своей замужней жизни, не входить в ее подробности - это зависело только от нее. Ведь она знала, что газету архитектор увидит, прочтет ... и что же?..  выходит, ей было все равно, как он к этому отнесется!
Может быть, она даже хотела сказать ему этим, чтобы он ее штрихи и сердечки не вздумал расценивать, как проявление неких теплых чувств к нему! Что никаких таких чувств не существует, и чтобы он опять ... не строил воздушных замков!

Но тогда она могла бы оставить свою лиловую помаду при себе! - в отчаянии думал архитектор. - Уходя - уходи!
Он ведь ничего не ждал от нее, ни о чем не просил! Она сама начала эту виньеточно-сердечную канитель, и как он мог понять ее иначе, чем понял?
Если не любишь - не терзай. Уходя - уходи! Не надо ни штрихов, ни сердечек - живи себе со своим министром, на здоровье, никто тебя не трогает. Оставь чувства - чувствующему, не мани его напрасной  надеждой,  не сбивай с толку! Тебе все равно, а ему довольно. Как той девушке в стихотворении современника архитектора - "...не подходите к ней с вопросами, вам все равно, а ей довольно; любовью, грязью, иль колесами, она раздавлена - все больно...".

Жаль, конца этой истории лектор не знал.:) Уж мы обсуждали, обсуждали, пробовали домыслить, что же было дальше.
Ничего хорошего не придумали. Архитектор, наверняка, скончался в одиночестве. А дама прожила свою счастливую жизнь, и не заметила, что смертельно ранила человека, и не один раз... Дамы, они такие дамы:).


Рецензии