Слуга

Их поменять местами. "Слуга".Реж.Джозеф Лоузи.1963
" Я чувствую запах крысы...Раз , два ,три, четыре , пять , иду искать ! "
Эта жутковатая игра в прятки - так кто же от кого пытается скрыться - слуга от хозяина , или наоборот ? Но ведь жизнь уже неотвратимо поменяла местами слабохарактерного опустившегося аристократа Тони и его обнаглевшего лакея Баррета в исполнении Дирка Богарда - еще одна потрясающая роль великого актера ! Выдающаяся лента , одна из ключевых в карьере Богарда , принесшая мировую славу режиссеру Джозефу Лоузи , явилась первой частью своеобразной трилогии (потом последовали «Несчастный случай» и «Посредник») о деградации высшего сословия людей, по происхождению или положению занимающих верхние ступени социальной лестницы.
И по сей день не теряющая своей актуальности картина исследует парадоксы власти и социальных иерархий , где роли и амбиции так перепутаны, что ни о каком единстве личности говорить не приходится: нет уже ни имени, ни класса, ни пола . «Каждый жест и звук выделены, как предметы на барочных натюрмортах, — отмечает киновед Д. Шестаков. — Слова гулко падают, по одному, в колодец выжидающей или опустошённой тишины. Сугубая, кинематографическая конкретность движений, звуков, жестов вступает в напряжённое противоречие с туманной загадочностью психологического содержания происходящего. Наше сочувствие переносится с одного героя на другого, пока не выясняется, что сочувствовать надо всем или никому, что мы имеем дело с врождёнными и навсегда укоренившимися свойствами, с чисто английским противоречием между поверхностью явлений и их подлинной сущностью, между формами и содержанием жизни» Идея поставить картину родилась у самого Богарда. Как -то раз в телефонном разговоре он напомнил Лоузи об " повестушке" Роберта Моэма "Спящий тигр " , предложив свое участие в создании картины , и в финансировании постановки .Однако Лоузи решил иначе -приобретя права на экранизацию ,и написав сценарий совместно с драматургом Гарольдом Пинтером , он предложил Богарду не финансовую поддержку фильма , а ...главную роль в нем ! Актер был несколько смущен,так как считал,что несколько староват для этого ,но Лоузи удалось убедить его -для успеха картины ему нужно было "имя".
Богард выстроил сложнейший образ своего героя , наделив Баррета отрицательным обаянием и делая из него почти инфернальную личность , не лишенную ,впрочем, определенного шарма. Для его достоверного портрета Лоузи и Дирку пришлось особенно постараться - вот как об этом вспоминал сам актер : "Лоузи тщательно отобрал каждую деталь моего гардероба,вплоть до булавки для галстука.Тесный залоснившийся костюм из синей саржи,черные туфли,чуть скрипевшие при ходьбе,шляпа с пером,полинявший свитер с протертыми локтями,нейлоновое кашне с лошадиными головами.Обшарпанный нечистый человечек.( — ) Потом -детали.Набриолиненные,гладко прилизанные волосы,зачесанные на пробор,мучнисто-белое лицо,влажные ладони(безвольно повисшим рукам часто сопутствуют влажные ладони,не знаю уж,отчего). Алчно горящие глаза-и походка,которая довершает образ."
Символично ,что тема перемены местами некоторым образом вышла за рамки сюжета картины - во время съемок Лоузи угодил в больницу , и Богард попробовал себя в качестве режиссера ,отсняв несколько эпизодов картины. Впрочем, Лоузи никогда не указывал своими актерами, что им делать , говоря лишь о том,чего делать не следует, и позволяя им самим выстраивать рисунок роли. И увидев отснятый Богардом материал, он не стал ничего менять ,а лишь скомандовал : "В проявку "!


Рецензии