Женя, Женечка и катюша

"- Помни мою доброту, ёжик. Как ты лейтенанта в щёчку-то!
- Ну, это точно - штрафная.
- Да брось ты, подумаешь, губа..".
«Женя, Женечка и „катюша“ -одна из лучших картин "золотой эры" "ленфильмовского кино .История солдата Жени Колышкина, и его возлюбленной Женечки, вряд ли может кого -то оставить равнодушным . Само собой, и здесь не обошлось без тех ,кто считал картину "пасквилем "на традиционное военное кино .Мы ведь привыкли к определенной героидизации участников войны...В большинстве военных фильмов нет и не может быть места легкомыслию. Но в " Жене , Женечке и "Катюше "позволено все - и ирония, и мягкий юмор военной истории "с человеческим лицом " - который , порой,кому-то покажется неуместным.Между тем,это жизнь,и ничего с этим не сделаешь.
«Меня не интересовали баталии, - вспоминал Владимир Мотыль. - Гораздо важней представлялось проникнуть во внутренний мир героев». Режиссер не случайно выбрал ракетные части, которые непосредственно в схватках не участвовали. Знаменитые «катюши» значительную часть времени простаивали в тылу. Сверхсекретное оружие тщательно оберегали от посторонних глаз.
Олег Даль , ушедший от нас в 39 лет ,кажется , был рожден для этой роли.
Его герой - романтик Женя Колышкин, московский мечтательный юноша , живущий наполовину в придуманном им мире книжных героев , ( «И они тоже читали стихи, может быть, Шиллера») столкнувшейся с реалиями войны , вдруг оказался близок и понятен тем , кто пережил, кто выстоял...И если вы хотите увидеть образчик патриотического кино , то вот он , перед вами. Но сразу же после просмотра соответствующей комиссией, фильм запретили и уложили на "полку". И тогда режиссер фильма Владимир Мотыль решил применить военную хитрость и показать картину в политуправлении армии. Самым главным там был генерал армии и убеждённый коммунистический идеолог Алексей Епишев. Он как раз уехал в отпуск, и на его месте временно находился флотский адмирал, один из его замов. На счастье, он оказался человеком с большим чувством юмора. Адмирал хохотал до слёз, и сказал, что картина хорошая. Так как фильм получил поддержку армии, то Госкино допустило "Женечку" к показу. Премьера прошла в Доме литераторов, о чём лично договаривался Булат Окуджава (в Доме кино, где традиционно проходили премьеры, показ запретили). Но судьба фильма складывалась так , что он был обречен на демонстрацию лишь в заштатных кинотеатрах. Более того ,после "Жени, Женечки и "катюши" Владимиру Мотылю вообще не рекомендовали больше снимать кино . Но режиссер не изменил свой авторский почерк , и остался верен самому себе ,что доказала его следующая блестящая картина -знаменитое "Белое солнце пустыни".
"Женя, Женечка и "катюша "- иллюстрация того ,что о трагедии войны можно рассказать человеческими словами, не заливая экран потоками крови , и избежав при этом шаблонов и лекал своего времени. Нельзя вообразить более лиричную и правдивую историю из жизни русского солдата... Когда-то одна писательница утверждала : "У войны не женское лицо ".. А этот фильм убеждает в обратном - женское ,что ни на есть ! А про мужское я уж и не говорю. Недаром же говорит главный герой - "Женская душа - потемки. У меня фонарик."

Если правду прокричать
Вам мешает кашель,
Не забудьте отхлебнуть
Этих чудных капель.
Перед вами пусть встают
Прошлого примеры,
Капли датского короля
Пейте, кавалеры.
Капли датского короля
Пейте,кавалеры !
Белый свет я обошел
Но нигде на свете
Мне представьте не пришлось
Встретить капли эти
Если ж вам вдруг повезло
Вы тогда без меры
Капли датского короля
Пейте , кавалеры
Капли датского короля
Пейте ,пейте , пейте ,кавалеры !


Рецензии