Зази в метро

"Это чтобы повеселить тебя , дитя мое..."
Комедия режиссёра Луи Маля 1960 года была снята по вышедшему в 1959 году одноимённому роману Раймона Кено . Перед режиссером стояла нелегкая задача - передать на экране изюминку книги , и привнести что-то новое и свое. Это было непросто , в первую очередь потому ,что непередаваемую атмосферу романа о приключениях 11-летней провинциальной забавной девчонки , мечтающеей попасть в парижское метро , и построенного на уникальных , иногда даже не совсем пристойных , и очень смешных диалогах , невозможно было воплоплотить на экране , не найдя подходящую актрису , очень точно подходящую на роль маленькой проказницы Зази . В конце концов , старания притязательного Луи Маля были вознаграждены, и на эту роль отыскалась потрясающая Катрин Демонжо , сумевшая создать один из лучших детских образов в истории мирового кино.
Вот что пишет об этом фильме в книге киновед Сергей Кудрявцев : " Каждая его сцена — это настоящий дивертисмент, состоящий из абсурдных разговоров, погонь, драк. Маленькая Зази провоцирует подлинный переворот в Париже — и всё из-за метро! Но её усилия оказываются абсолютно напрасными, хотя эта картина, снятая почти в стиле «немой комической» или же, точнее, в манере французского авангарда 20-х годов (допустим, «Антракта» Рене Клера), принципиально называется «Зази в метро», словно подтверждая основной тезис философа Анри Бергсона о природе комического, которое зиждется, прежде всего, на несоответствии. Мир абсурден для Зази лишь потому, что она не может исполнить простое желание — попасть в метро. И название, совсем не соответствующее содержанию, становится метафорой того тотального абсурда, который в упор не замечают все остальные люди, кроме этой девчонки из провинции. В очередной раз устами младенца глаголет истина."
«Париж принадлежит нам!»- таким был «боевой клич» бунтующей столичной молодёжи «Красного мая» 68-го.Вот и здесь ,Париж целиком и безраздельно принадлежит Зази. Ее невероятные приключения , уморительные погони , сама непередоваемая атмосфера фильма убеждают нас в том,что Зази целиком и полностью завладела этим странным мегаполисом под названием Париж,хотя так и не попала в вожделенное метро. Изменило ли ее представления о Париже ее короткое пребывание в нем. В чем-то да ,а в чем -то нет... Когда она встречается в финале со своей беспечной мамашей,между ними происходит такой диалог :
- Ну как! Весело было!
- Так себе.
- В метро была?
- Нет.
- А как вообще время провела?
- Я постарела...
Ну , а у зрителя , проведшего 90 минут в обществе Зази , несомненно , есть шанс вновь немного побыть ребенком , которому вовсе не обязательно побывать в Париже , или в парижском метро - достаточно просто включить свою фантазию на полную катушку , чтобы почувствовать себя настоящим парижанином !


Рецензии