Миниатюра автобиографическая

Бабуля.
Александра – немного странное имя для девочки, родившейся в панской Польше в начале двадцатого века.
Как она должна была оберегать человечество или стать его надеждой?
Оказывается, нет ничего невозможного. Ничто не сломило эту женщину и её внутреннее достоинство.
Ни батрачество на польского пана в детстве и юности.
Ни война и немецкий плен.
Ни разлука с любимой сестрой, которая улетела с мужем на другой конец света –в Австралию.
Ни позднее замужество.
Ни необходимость вывести в люди семерых детей.
Ни неумение читать и писать.
Ни переезд в город после шестидесяти.
Сколько её помню, односельчане кликали Сянькой.
Она прожила восемдесят семь лет.
И всегда светилась добротой. Изнутри.

Мама.
Мария родилась в западноукраинском селе через несколько лет после страшной войны.
Семья была большая. Так было принято – рожать по многу.
Жили не богато, но не голодали, и слава Богу.
В школу ходила в соседнее село. В техникум ездила в райцентр.
А с будущим мужем познакомилась на танцах в клубе. Он только что вернулся из армии: чуб набок, красивые усы, сильный и ладный.
Решили пожениться. Но тут умер её отец. Пришлось ждать положенный срок между похоронами и свадьбой.
А живот ждать не мог – рос, как на дрожжах. И в конце концов Мария разрешилась от бремени.
Хотя, какое это бремя – сын родился. Любимый. Имя дали красивое, нездешнее. На букву И.
Сыном Марии мог быть только человек с именем, начинающимся на букву И.
Так издавна повелось. А традиции в их селе чтили.

Я.
Они умерли друг за дружкой.
Одна – от старости. Другая – от рака.
Я жил далеко. И не был на похоронах двух самых близких мне женщин.
Я мало разговаривал с ними при жизни. Больше слушал.
Я и сейчас на кладбище не могу разговаривать над их могилами. Просто стою и слушаю.
Шумят сосны. Бьются о берег волны пруда.
И я плачу. Безмолвно. Без слёз.
Как и положено мужчине.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.