Гадюка

У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.
Помните, как восклицала героиня Ренаты Литвиновой в одном из фильмов, зябко обхватывая себя за плечи, тем самым подчеркивая свою уязвимость и незащищенность: "Как страшно жить... Как страшно жить ! ". Хорошо, что в образе этой экзальтированной , изломленной даме , и в ее словах присутствует некоторый гротеск. А вот Ольге Зотовой, героине фильма "Гадюка", жить действительно очень страшно , без всякого сарказма и гротеска.. Волею судеб она попала в эпицентр исторических катаклизмов ,и ее жизнь сделала крутой вираж, превратив благовоспитанную купеческую дочь убитого белыми офицерами отца в красную кавалеристку ,и "походную" жену спасшего ее большевистского командира. Но всем войнам когда-то приходит конец , и вот тут-то разворачивается настоящая трагедия ! Не сумевшая адаптироваться к новой "мирной" реальности, Ольга, с ее вечной "пахитоской" в зубах, презрительной ухмылкой и по-военному прямой несгибаемой спиной , вызывает вполне понятную ненависть соседей по коммунальной вороньей слободке", где ее и прозвали "Гадюкой". Между тем , это она попала в самый настоящий " гадючник ", где стала жертвой ожесточенной травли со стороны совершенно чуждых ее пониманию людей. На работе ситуация едва ли не хуже. Жизнь планомерно загоняет ее в угол, и тогда гадюка наносит свой последний, смертельный укус....
Тоталитарная система иногда рождает парадоксы. Время от времени от недремлющего ока цензоров и идеологов самым непостижимым образом ускользали картины, которые должны были попасть в "черные списки" первыми. Фильм никак не соотносился с партийными установками и идеологическими стандартами той эпохи. Напротив, это был подрыв устоев. Согласно неписанным правилам, героиня Гражданской войны не должна была влачить жалкое существование изгоя в коммунальной квартире. Она должна была стать директором завода, фабрики, да чего угодно, на худой конец, депутатом районного Совета. Но нет, бывшая красная кавалеристка Ольга Зотова проявляет социальную апатию и не скрывает своего презрения к окружающим. Все живут по Цельсию, она - вопреки всем, по Фаренгейту. Мы видели на экране много женских лиц в ролях участниц Гражданской войны. Уместно вспомнить Нонну Мордюкову в "Комиссаре" и Людмилу Чурсину в "Любови Яровой". Но они были настолько сильными женщинами, что их образы сливались с образами героев-мужчин. Гадюка же - изувеченная войной женщина, вынужденная поступить как мужчина. Поражает выбор актрисы - в роли Гадюки снялась удивительная Нинель Мышкова, актриса трагической судьбы , с прекрасным,породистым , волевым, и в то же время трогательно беззащитным, истинно "женским" лицом. Лицом, которое не должно ассоциироваться с войной.


Рецензии