Цвет граната

" Не всем мой ключ гремучий пить :
Особый вкус у вод моих. "
Саят -Нова .

Удивительная картина удивительного Мастера , " Цвет граната " стал вершиной творчества Сергея Параджанова. Безусловно ,это еще и самый " трудный " его фильм. Притча о поэте ,ищущем смысл жизни , вся сотканная из образов, поэтических метафор и этнографических деталей , далеко не сразу понятна не только широкому зрителю ,но и профессионалам. Избрав совершенно новый изобразительный язык ,режиссер зашифровал в своем шедевре множество символов ,создав фреску ,окрашенную в ярко-алый ,ослепительно-белый и насыщенно-багряный цвета -цвета основ бытия ,предельно выразительную и наполненную глубоким философским смыслом.Сама история создания картины заслуживает отдельного рассказа. Идея создания подобной киноленты казалась режиссеру неосуществимой затеей. Тем не менее ,сценарий был утвержден и запущен в производство только благодаря актуальной идеологической трактовке : " Фильм о великом армянском поэте ,воплотившем в своем творчестве братскую дружбу народов Закавказья " . Но "оттепель " закончилась ,когда в 1968 году советские танки вошли в Прагу , и это не могло не коснуться ,в первую очередь,кинематографа. Фильм " Саят-Нова " ,попавший " под горячую руку " киночиновников ,был подвергнут обструкции ,и в чем только не обвинен - и в заумности , и в религиозности , и даже в излишней "эротичности ", и ,прежде всего, в искажении образа великого поэта. Безжалостно порезанная , картина была разрешена для выпуска лишь на армянский экран. Это стало большим ударом не только для Параджанова , но и для студии - "Арменфильм " оказался в больших долгах перед государством , а съмочная группа -без зарплаты. Положение спас председатель Госкино Армении Геворк Айриян ,предложившей неожиданное решение -переименовать фильм в " Цвет граната ",тем самым абстрагировав его , и превратив в некий рассказ о средневековом поэте.Так картина начала свое "хождение по мукам "...Ее московская копия попала в руки Сергея Юткевича , "особо приближенного " режиссера , лауреата сталинских и государственных премий , прославившегося своими идейно-правильными фильмами. Он еще больше сократил картину , переставил местами эпизоды , поставил в начало фильма упрощающее восприятие объяснение ,чтобы было понятнее , о чем же все-таки рассказывает фильм ,и придумал оптимистическую концовку : " Поэт умер , но дело его живет ! " Благодаря этой редакции фильм все же приняли на союзный экран ,а долги " Арменфильма "списали. Невероятно ,но факт- в конце 90-х нашелся весь или почти весь рабочий материал " Саят- Новы " ! Кто отважился спрятать ,и тем самым спасти от переработки 65 тысяч метров кинопленки ,осталось неизвестным , но таким вот чудесным образом сохранились ,казалось бы ,безвозвратно утраченные эпизоды одного из шедевров мирового кино. Прискорбно ,что сам Сергей Параджанов об этом так и не узнал...Потрясенный картиной , Микеланджело Антониони так отзывался о ней : " Когда вы смотрите какой нибудь фильм ,между вами и им возникает тесная взаимосвязь. Сначала вы просто вглядываетесь в образ на экране , затем вы его либо воспринимаете , либо отторгаете . Есть фильмы ,которые я не понял до конца .Могу только сказать ,что они меня притягивают своею красотой. Ведь красота и простота - не одно и то же. " Цвет граната " Параджанова (на мой взгляд , одного из лучших режиссеров современности ! ) поражает совершенством красоты."


Рецензии