Хронопортации Долгова или Спасти Цоя

  К 55-летию со Дня рождения Виктора Цоя
   
    Скажите, много ли вы знаете литературных произведений, в которых главным или, по крайней мере, значительным персонажем является популярный рок-музыкант? Мы говорим не о мемуарах или публицистических произведениях, а о художественной литературе. Не можете припомнить? А я могу назвать вам парочку. «Цой. Чёрный квадрат» и «Шевчук. Белый квадрат». Не слышали о таких книгах? Теперь услышали, точнее прочитали. Обе книги написаны Александром Долговым, бывшим главным редактором культового музыкального журнала «Fuzz».
    Александр Владимирович – человек интересной судьбы. О нём самом можно написать увлекательную книгу. Блистательный офицер Военно-Морского Флота, с юности страстно любивший рок-музыку, в 1991 году принимает решение начать издавать музыкальную газету. Думаю, что не стоит напоминать о том, какое это время было для страны. Развал, неустроенность, отсутствие денег и перспектив.
    Но Долгов выстоял. Его газета «Rock Fuzz» не только продолжает печататься, но со временем превращается в глянцевый журнал, на страницах которого не чураются засветиться как самые маститые, так и только начинающие свой путь будущие рок-звезды. Интервью и концертные обзоры, музыкальная аналитика и воспоминания, фрагменты книг о рок-музыкантах и письма читателей. Вот то немногое из всего разнообразия информации, что печаталась на страницах «Fuzza».
    С 1997 года журнал начинает вручать премии музыкантам за те или иные достижения на ежегодном весеннем рок-фестивале. Ваш покорный слуга начал посещать эти фестивали с 1998 года и посетил их фактически все. Мероприятия с каждым годом становились всё более качественными и грандиозными. Примерно в то же самое время мои письма, содержащие различную музыкальную аналитику, начали печатать на страницах журнала. А уж когда моя статья о юбилейном концерте группы Пилот была опубликована с разворотом, я понял, что свершилось. Ведь работа в качестве автора в крепкой команде профессионалов, которая в тот момент собралась вокруг Долгова, была моей мечтой.
    Но, увы, не всем нашим мечтам суждено сбываться. В конце января 2009 года в результате неудачной смены акционеров журнал прекратил своё существование. Долгов и большая часть его команды покинули редакцию. Видимо навсегда. Хотя через некоторое время «Fuzz» вернулся и продолжает работать по сей день, правда в формате интернет-портала и с другим главным редактором у руля. Казалось бы, чего только не приходилось пережить и преодолеть Долгову за предыдущие годы лихолетья. И ведь выстоял. А тут не смог. Как показала жизнь, отсутствие денег и перспектив губят хорошие проекты не так эффективно и быстро, как коммерческие вопросы и несогласованность позиций.
    Но жизнь на месте не стоит. В скором времени увидела свет стильно оформленная книга Долгова, объединившая в себе два его произведения – литературно адаптированный сценарий так и не состоявшегося художественного фильма «Цой. Чёрный квадрат», в котором автор размышлял о том, как могла бы сложиться дальнейшая судьба Виктора Цоя, останься он жив в августе 1990 года и мистический триллер «Шевчук. Белый квадрат», объединивший в себе отчёт о совместной поездке на гастроли с группой ДДТ и размышления главного героя о жизни и не только после нелепой гибели во второй части произведения. Каждое из сочинений, несомненно, заслуживает внимания, поскольку отличается хорошим слогом и нетривиальным сюжетом.
    И вот, спустя несколько лет Долгов решил снова вернуться к теме возможного чудесного спасения Цоя. В год 55-летия со Дня рождения Последнего героя и Романтика увидела свет книга «Рижский клуб любителей хронопортации». Это сборник, включающий в себя одноимённую повесть и несколько ранее не публиковавшихся рассказов. В плане оформления книга продолжает линию, заданную своей предшественницей. И это не удивительно. Ведь художником проекта на этот раз вновь выступил Алексей Вайнер.
    «Рижский клуб любителей хронопортации» - крепкая фантастика с захватывающим, наполненным неожиданными поворотами сюжетом. Рассказ ведётся от лица студента исторического факультета, подрабатывающего в журнале «Fuzz» в качестве внештатного корреспондента. Однажды он получает по интернету послание из будущего. Причём от самого себя. Сложное решение поверить в реальность произошедшего приводит его к цепи захватывающих приключений, в ходе которых главному герою придётся немало пережить.
     Среди героев повести немало известных людей. Во-первых, это сам Долгов, по сюжету произведения являющийся естественно главным редактором журнала «Fuzz» и направивший главного героя с редакционным заданием в Ригу. Во-вторых, это Игорь Покровский по прозвищу Пиночет. Фигура для российской рок-музыки, несомненно, знаковая. А также он является большим другом Цоя. В-третьих, это Кит Эмерсон, известный в первую очередь, как участник легендарной группы Emerson, Lake & Palmer. Музыка ELP звучит неслышным саундтреком на протяжении фактически всей повести. И, в четвёртых, это сам Виктор Цой. Главный герой повести встретится с ним перед легендарным концертом группы Кино летом 1990 года в Риге.
    Сам сюжет произведения и главное – его неожиданный финал, несомненно, предусматривают продолжение. Рекламный слоган книги был такой – «Спасти Цоя». По моему мнению, стоило бы добавить знак вопроса – «Спасти Цоя?». Во всяком случае, мне было бы интересно узнать о дальнейших приключениях главного героя и его весёлого друга Шульца. И главное – хотелось бы снять знак вопроса.
    Помнится, в СМИ писали о неоднозначной реакции отца Цоя на данное произведение Долгова. Мол, зачем он вообще всё это придумал. Любое мнение имеет право на существование. Но с другой стороны – почему бы нет? Множество людей разного возраста до сих пор любят песни группы Кино. В этом юбилейном году по стране прокатилась волна аншлаговых концертов памяти, был выпущен очередной трибьют «Мы вышли из Кино». То есть значение творчества Виктора до сих пор чрезвычайно высоко, несмотря на то, что его нет в живых уже двадцать семь лет.
    Что касается автора данных строк, то его детство и юность проходили в неизменном сопровождении песен Кино. В их кажущейся простоте кроется волшебная сила, которая и делает те или иные произведения гениальными. Нет сомнений в том, что возможно сам того до конца не осознавая Цой нашёл формулу творческого совершенства. Личность Виктора, его творчество явилось для автора данных строк своего рода катализатором для начала собственных творческих экспериментов. И наверняка это далеко не исключение. Песни Цоя  не просто хороши и мелодичны, они помогают людям найти ориентиры в жизни и, в конце концов, обрести самих себя. 
    Так почему бы не сделать его героем художественного произведения? Пусть хотя бы на страницах повести он на время вернётся и вновь станет собой. Ведь понятно, что перед написанием «РКХ» Долговым была проведена изрядная исследовательская работа. И сомневаться в правдивости эпизодов, связанных непосредственно с фигурой Виктора не приходится.
    Что касается других произведений вошедших в книгу, то они не имеют к повести никакого отношения, и написаны Долговым в разное время.
    Рассказ «Аномальная зона» - романтический триллер о женщине, которой не везло на мужчин и о том, какое неизгладимое впечатление произвёл на неё концерт Петра Мамонова.
   «Эйч-Эм-Ар» - рассказ от первого лица о нелёгкой судьбе русского металлиста. А быть неформалом, неважно металлистом, панком или рэпером в нашей стране, особенно живя где-нибудь в глубинке крайне нелегко. Приходится постоянно сталкиваться с непониманием и неприятием со стороны социума.
   «Рок-н-ролльщик» - произведение о жизненных перипетиях, о неочевидности выбираемого нами пути и о том, что далеко не всегда всё должно получаться так, как мы себе представляли. А также о том, что жизнь хоть и сложная, но чрезвычайно интересная штука, повороты сюжета которой зачастую оказываются интереснее самого крутого фильма или самого гениального романа.
    Каждый рассказ по-своему интересен и пронзителен. В общем и целом впечатление от новой книги Александра Долгова положительное. Его творчество бессмысленно сравнивать с чьим-то другим, что ценно. Кроме того, в его произведениях много реальной музыки, что лично мне, как заядлому меломану весьма симпатично.
   


Рецензии