Боевые внедорожные колесницы...

   Из истории создания автомобилей класса off road

  Настоящий рассказ вне воспевания  " милитари " темы , а часть истории создания  автомобилей - " внедорожников " самого малого класса  и , достижений в области конструкторской мысли советских инженеров , творивших просто чудеса в мире автомобилей - вездеходов , и сумевших опередить многие аналогичные разработки европейских , американских и японских автомобильных фирм ...
   На снимке( слева и справа - соответственно ) представлены автомобили - транспортеры " переднего края " ( термин - военный , описывающий зону боевых действий ) - австрийский " Штейр Пух " ( Steyr Puch Haflinger ) состоявший на вооружении австрийской и шведской армий , и советский - ЗАЗ - 967 { плавающая амфибия } ( созданный в НАМИ , Центральный автомобиле - моторный институт ( г . Москва ) совместно с конструкторами Запорожского автомобильного завода ) , и проектировавшийся как санитарный автомобиль для транспортировки раненых с поля боя , но потом , уже выпускавшийся в серии , получил неожиданно ( с " лёгкой " руки генералов. ) расширенную многофункциональность , вплоть до использования в разведывательных целях , с установкой пулемётов , легких ракет и безоткатной пушки в разных вариантах ... Руководителем проекта был выдающийся советский автомобильный конструктор Б. А . Фиттерман ( доктор технических наук , профессор ) , бывший главный конструктор Московского автомобильного завода им. Лихачёва ( в 33 года был назначен на эту должность ) , лауреат двух сталинских премий , создатель престижного сталинского лимузина ЗИС - 110 ( привожу исторические справки - Сталин каждый день интересовался как идут дела по проектированию ЗИС;а, и когда он будет сделан в первом экземпляре...) , и бронированных вездеходов - автомобилей для Советской Армии в годы  войны , что не " помешало " ему очутиться в ГУЛАГе , и чудом не превратится в лагерную пыль ...
.........
Автору довелось испытывать оба автомобиля в самых разных дорожных условиях : равнины , горы , пустыни , в лютый мороз и под " белым солнцем " пустыни Каракумов и , всей южной границы с Ираном и Афганистаном ...Плавать в озёрах и реках на ЗАЗе 967 ...( начиная с первых < заплывов > на Днепре , и " раскатываясь " по непроходимым скалам и урочищам острова Хортица в верхней части , а в нижней - по глубокому песку и плавням ...) ...
   Море восторга от удовольствий и по сегодняшний день , что от " Штейр ; а ", что от 967 ЗАЗ ; а , который оказался ещё и выше по своим < вездеходным возможностям > , а то , что можно было на нём совершать в автомобильных " выкрутасах "  - ближе к чистому < каскадерству > ( тем более , когда определился в его " способностях " ) . Он оказался , например , совершенно нечувствительным к попыткам перевернуть его за счёт очень низкого центра тяжести ... ( на снимке видно , что высота платформы - почти  по " колено " ) ....Можно было только с удивлением наблюдать постороннему зрителю, если он оказался рядом , какие прыжки совершались на нём в глубокие кюветы , без риска перевернуться ..., да только ли это , ...предела нет его проходимости ... Не представлялось тогда , что очень скоро ЛУАЗ' ы  967 ( вся техническая документация была передана на филиал объединения  АвтоЗАЗ в г Луцке и производство амфибии развернулось на Луцком автомобильном заводе и , соответственно , изменилось название с ЗАЗ'а на ЛУАЗ ) окажутся в зоне боевых действий на линии противостояния в Афганской войне СССР и моджахедов , которые использовала их  со своей стороны в любых целях ( вторым доставались они в качестве боевых трофеев  ) . ..
      Можно и сейчас утверждать , что в мире не было создано и по сей день ничего подобного в данном классе ...
Есть автомобили - вездеходы другой  < градации >  ( " гражданские " и армейские ) , но у них принципиально и  другое   функциональное назначение ... , и другая история ...


Рецензии
Как время ставит всё на свои места, но иногда, и с ног - на голову...
Было время, когда ставились задачи, и делалось всё - для решения их!
Строились заводы, блистали находками в техническом исполнении - многих инженерных задач и были - отечественные автомобили, которые по своим характеристикам ,ц
Превосходили зарубежные авторитеты...
Но, времена пика инженерной мысли - канули в лету...
Заводы и наука - оказались заложниками распада СССР , и нет многих КБ и нет
Заводов, нет развития и нет автомобилей своего отечественного производителя,
Хотя база для этого была, но.. распался мир и его составляющие...

Спасибо Вам, Вит! За слово, нужное и мудрое, пронзительное в своей искренности!
С уважением, Ли.

Ли Феерия   15.12.2017 01:36     Заявить о нарушении