Записки 2005 года

Люди, противоречивые создания природы. Большинство современников никогда не читает, а, следовательно, и не любит стихов. Их читают в основном чуткие и нежные душой, наделенные высоким интеллектом. А потому в книжных магазинах даже в советское время, когда на книги был вечный и неутолимый голод, многие стихотворные сборники можно было купить сравнительно свободно.
С другой стороны, все пословицы и поговорки - результат творчества самого народа. Творчества спонтанного. Пословицы и поговорки рождались не преднамеренно и целеустремленно, как обычно бывает у профессиональных поэтов. Они приходили на ум внезапно, вдруг. Удачная находка мгновенно оценивалась окружающими людьми и прочно входила в обиход.
Но ведь большинство пословиц и поговорок рифмованные. Значит, испокон века ценили люди певучесть речи, созвучие и ритмичность, афористичность удачной мысли.
Впрочем, и пословицы в наши дни в речи абсолютного большинства людей - невиданная редкость. Пословицы как истинные жемчужины народного творчества быстро схватываются всеми. Заключенная в них мысль настолько всем ясна, что не требует больших напряжений ума.
А над многими стихами надо упорно размышлять. Поэтому стихотворные сборники и покупают неохотно. В настоящее время издательства их почти не издают. А если и издают, то в абсолютном
большинстве, только за счет самого автора, или спонсора.
* * *
Путин решительно и резко начал борьбу с коррупцией. Уволены или арестованы крупные чины силовых ведомств. Откуда вдруг такая непоколебимая решимость? Спонтанный ли это шаг, или борьба с коррупцией готовилась исподволь? Мысль об этой акции вызревала терпеливо и последовательно, или все случилось в силу не терпящих отлагательства обстоятельств? Какую цель преследует наш правитель - действительно ли только искоренить мздоимство и наладить финансовую дисциплину в стране, или это далеко идущие личные цели?
На все эти вопросы ответ найдут лишь последующие поколения. Если только вообще найдут. Все будет зависеть от будущих правителей. Они будут придавать истории тот оттенок, который им будет наиболее выгоден.
Создается впечатление, что Путин не собирается завершать свою политическую карьеру. У него непомерные амбиции. Такой человек сам по себе, добровольно  не уходит с высшего поста страны. Что он себе готовит после президентских выборов 2008 года? Сейчас все чаще его наиболее ретивые подхалимы говорят о третьем президентском сроке. Теперь уже не кажется этот вариант таким уж неприемлемым.
Поражает и такая деталь. По телевидению и радио совершенно не слышно голосов, критикующих политику президента. Есть робкий намек на негативное отношение к ней со стороны четвертого канала. Но эта критика очень робкая. Все наиболее голосистые политики старого закваса изо всех сил показывают свою приверженность линии Путина. Во всем этом чувствуется сильная президентская рука. Попробовал Ходорковский с ним поспорить и оказался за решеткой.
Обращает на себя внимание возвращение к практике брежневских времен. Всякое слово президента обязательно транслируется. И очень часто слово затертое, незначительное. Большая часть времени в новостных программах посвящена высказываниям кремлевских правителей. Нас убеждают, что эти люди всерьез и надолго. Все возвращается на круги своя.
Что-то непохоже, что Путин наработается в президентстве досыта. Судя по всему, будет продолжение.
В телепередаче Владимира Познера политолог Ирина Коблицкая, так ее, кажется, зовут, сказала, что она комментировала ежегодное послание Путина парламенту для Би-Би- Си. У нее создалось впечатление, что речь мобилизационная. Но она ее озвучить не решилась. Потом то же самое прочитала в газете "Ведомости».
Для каких таких свершений нас мобилизует наш правитель? Куда он нас собирается вести? И если он нас мобилизует, то у него далеко идущие цели.
И еще одна деталь из телепередач. Комментаторы заметили, что перед началом заседания нашего парламента лица у депутатов были напряженные. Напрягались народные избранники и тогда, когда в речи появлялся намек на критику в адрес парламента.
Спрашивается, откуда такой страх? Неужели наши депутаты получают жалованье в администрации президента? Или он вправе увольнять их из парламента?
Вопросов много. А ответы на них за семью печатями.

* * *

Раньше у меня и в мыслях не было, что сны могут быть вещими. Разговоры на эту тему воспринимались как проявление замшелого суеверия и умственной ограниченности. К концу жизни такая уверенность несколько поколебалась. Не то чтобы произошла коренная перемена в мировоззрении. Но некоторые сны были действительно в некотором смысле вещими. В 1971 году в ночь со 2 на 3 марта мне приснилось, что в Нижнем Мамоне прямо у родительского дома не просторная улица, а морская гавань. Стенка прямо у нашего двора. В гавани рыболовный сейнер. На мостике мой брат Коля. Он швартуется к стенке, а я принимаю швартовы.
В то время безнадежно болела мать. Утром я подумал, что мать, похоже не сегодня-завтра умрет. Как обычно пошел на работу. И тут же из Мамона позволили, что мать умирает.
Я долго дивился тому сну. В нем мной виделся довольно прозрачный намек на семейную беду.
К концу своей трудовой жизни я часто стал видеть один и тот же сон. Я на пирамиде деревянных ящиков-тары. Пирамида очень высокая и шаткая, ящики поставлены друг на друга с большим перекосом. Я с детства боюсь высоты. Во сне меня охватывает страх, я весь напряжен в ожидании неминуемого падения.
В таком нервном напряжении и просыпался с неприятным ощущением тревоги и безысходности. Потом случилось так, что мне надо было.в силу производственной необходимости уйти с работы. Мне это давно надо было сделать. Но не так, как это случилось. Не по моему решению, не по моей воле.
И вот совсем недавно новый странный сон. Почему-то семинар журналистов проводился в Ольховатке. Чего в действительности сроду не было. Семинар окончился, в я все ищу своего двоюродного брата Михаила, который год назад умер. Мы о чем-то с ним разговариваем и он как-то внезапно просит меня его поддержать. Михаил сползает на землю. Я спешно даю ему пакетик своих лекарств и говорю, что это нервное. Он соглашается: да действительно нервное.
Сон сумбурный, отрывочный. Я мечусь по незнакомой мне Ольховатке в поисках своих редакционных коллег, чтобы с ними уехать домой. Но никак их не могу найти. Меня гложет тревога, что они от меня уехали. В конечном итоге я стою на окраине новойпостройки улице с мальчиком лет пяти на руках и не знаю, что мне делать. Мальчик говорит мне: смотри, какая красивая улица. А я просыпаюсь с ощущением своей затерянности в мире людей и своей потерянности.
Трудно судить, какое предсказание зашифровано в этом странном сне. Несомненно одно, в нем в образной форме предстало мое нынешнее душевное состояние. Я действительно отстал от своего редакционного коллектива. Там теперь совершенно другие люди и другой моральный климат. И в реальном мире я остро чувствую свою неустроенность и ненужность.
И все-таки у меня остается убеждение, что пророческих снов не бывает. Они -  сложный продукт наших действительных тревог и раздумий. Только в снах создается причудливая художественная канва. Во сне каждый творец, каждый-литератор со своим личным
художественным потенциалом.

* * *

Помнится, в одно время в Советском Союзе много и назойливо говорили о кодексе строителя коммунизма. В нем содержались основные параметры нравственного и интеллектуального самосовершенствования. Большая часть из них совпадала с евангельскими десятью заповедями. В основном это были очень гуманные и нужные человеку постулаты. Но еще тогда многие замечали, что люди вокруг наостановились все более циничными, подлыми и лицемерными. Многие с трибуны произносили пламенные коммунистические речи. А в душе были пламенными сторонниками капиталистического образа жизни. Вернее, его потребительской, прожигательной стороны. Искренних коммунистов было единицы. Людей, готовых за шмотки и кока-колу продать все, миллионы. В конечном итоге коммунистическая идея отжила свое.
В настоящее время прошлое предано проклятию и осмеянию. Общество - нравственно возрождается, стряхивая с себя прах коммунистической безнравственности и бездуховности. Причем, духовность теперь понимается только в уз1ко религиозном смысле.
Люди стали ходить в церковь. Их в стране открывается все больше и больше. Мнящие себя интеллектуалами теперь имеют свободный" доступ ко многим ранее запрещенным произведениям искусства.
Казалось, все условия для нравственного совершенствований.  должны бы становиться библейскими херувимными. Но в окружающем мире замечаешь все большее озлобление и одичание. Раньше люди могли не испытывать большой привязанности друг к другу. Но они многие годы проживали рядом, спокойно сосуществуя. Теперь преобладают злоба и ненависть. Просто страшно подумать, к чему приведет такое нравственное .самоусовершенствование.

* * *

По телевидению прошла любопытная передача о знаменитом советском кинорежиссере Сергее Герасимове. О нем делились своими личными воспоминаниями те, кто многие годы с ним работал.  Его бывшие ученики. делились своими впечатлениями, нисколько не умничая, не пускаясь в глубокомыслие и высокий стиль. Современники великого кинодеятеля высказывали с предельной откровенностью только то, что они думали. Это придало материалу свою прелесть и своеобразие. Звучали прямо противоположные точки зрения. И этой разноголосицей журналист не стремился придать единое сценарное направление. Он дал людям высказаться, а оценку высказанному предоставил делать зрителям.
Нечто новое для русской журналистики. По крайней мере, раньше такого не допускалось.
Не думаю, что журналист, готовивший эту передачу, поставил в кадр буквально все сказанное в камеру. Был, несомненно, отбор. Что-то опущено, что-то усилено определенными телевизионными средствами. Так делалось всегда. И так делается теперь. Но в материале затушевана позиция самого журналиста. Он ничему не дает оценку. Он не открывает свою точку зрения.
Любопытно и интересно.

* * *

Недавно узнал, что художник Михаил Евдокимович Ткачев собирается на лето в Калач. Для его 93 лет такое путешествие весьма рискованно.Что так тянет его в родные места? Беспредельная любовь к малой Родине? А может, одиночество гонит его из Петербурга в наш занюханный край? Поди тут разберись. Но в городе на Неве, как говорит сам художник, у него близких знакомых совсем не осталось. Все холодное время года он коротает в одиночестве, живя одними воспоминаниями. У Михаила Евдокимовича крепкие нервы, поразительное жезнелюбие. Но попробуй проживи осень, зиму и весну только со своими мыслями, которые от вынужденного безделья могут быть самыми мрачными. В откровенных беседах он не раз рассказывал, что жена его не любила, и у них практически не было нормальной семейной жизни.
Дочь к отцу тоже большой симпатии не питает. А в Калаче к художнику ходит много его поклонников и просто знакомых. Он с ними беседует и таким образом немного отводит душу. Ему не так тоскливо от его вынужденного безделья из-за слепоты.
Пытался как-то расспросить его на эту тему. Художник сказал, что его очень тянет на Родину. Возможно тут он отмякает душой, черпает силы для дальнейшей жизни на земле. Хотя бесцельное существование очень и очень тягостно. Жить одними воспоминаниями ( а они по большей части связаны с большими трудностями и лишениями в прошлой жизни)- очень тяжело и мучительно.

* * *

Все, кто побывал в Крыму, восторженно восхищались богатством и красотой природы тех благодатных мест. А вот Чехову они определенно не нравились. Он тосковал по ландшафтам средней полосы России. Казалось, совершенно несравнимые места. Земной рай и суровая сдержанность центра страны. Но писатель отдал предпочтение последнему.
На этой почве у писателя наблюдалась еще одна странность. Он жаловался на одиночество в Ялте. Когда ему предложили гулять вечерами по набережной, он мрачно отметил:
-Там одни свиные рыла.
И это мягкий, вежливый, предельно тактичный Чехов. А ведь он тогда был совсем не старый. Видно, душевное одиночество извело его вконец. А к старости нас все больше окружают свиные рыла. Почему- то люди становятся такими ненавистниками к рядом живущим, что впору уединиться в камере-одиночке. Почему с нами происходит такая метаморфоза? И почему так откровенно грубо выразился предельно тактичный Чехов?

* * *

Полусумасшедший мужик тащил по земле волоком плакатный портрет Ленина. Большой плакат для больших революционных праздников, которые лет 15 назад по таким великим случаям вывешивались на улице.
Видевшие это удивлялись, где мужик нашел портрет, где он мог так долго храниться после смены политического строя.
Началось обсуждение случившегося. И никто не увидел кощунственности в поступке плюгавого мужичонки. Сам мужичонка сказал, что Ленин-козел. Он это хорошо знает. Зубной врач с каким-то сладострастием рассказывал женщинам расхожую байку, что Ленин всю свою жизнь прожил на деньги Германии. Что он возвращался из эмиграции в спальном вагоне, который ему оплачивало немецкое правительство.
В таком отношении к бывшему своему кумиру ничего удивительного нет. Каждый день все средства массовой информации вдалбливают людям, что Ленин отъявленный злодей, нечистоплотный и подлый тип. А наши люди еще с советского времени приучены к тому, что печатное слово-это истина в последней инстанции. С тех пор печатному слову верят, как Священному писанию.
Удивительно другое. Точно так заговорили и те, кто многие годы проработал в Кремле или в обкомах. Кто настойчиво, прямолинейно и грубо внедрял в массы коммунистические идеи. Теперь в подавляющем большинстве они оказались пострадавшими от тоталитарного режима. У них, оказывается, есть законная обида на советскую власть.
Теперь стало очевидным, что эти носители идеи, эти кристальные ленинцы ни в какую коммунистическую идею не верили. Они просто вынуждены были приспосабливаться к существовавшему строю и официальной идеологии.
Вот эти люди многие годы учили нас уму-разуму. Стоит ли теперь удивляться, что советская власть в одночасье, без особого нажима и совершенно без сопротивления рухнула. К развалу строя и смене экономической формации в стране они приложили свои цепкие и липкие руки.
А величие Ленина от того, что его портрет волоком тащил полусумасшедший, нисколько не пострадало. При всем развале коммунистической системы в мире идеи Ленина, как можно узнать из прессы, живут и находят своих сторонников.

* * *

Судя по последним событиям, в межгосударственных отношениях преобладают те же порядки, что и в многоквартирном доме. Кто-то с кем-то дружит, кто-то с кем-то ругается не на жизнь, а на смерть многие годы. Враждующие стороны не просто не любят, не переваривают друг друга. Они обливают своих недругов помоями, распускают о них сплетни,стравливают их, с другими соседями.
Казалось бы, мелко, мерзко и недостойно для нормального человека. А вот поди ж ты, с капитализацией страны вражда с соседями становится все больше. Все, за редким исключением, стали с ненавистью смотреть друг на друга.
Буквально это же приходится наблюдать и международных отношениях. Сейчас у нашей страны период пика холода с Грузией и Молдавией. Сколько грязи приходится слышать со всех конфликтующих сторон. Все это делается примитивно, плоско и очень прозрачно. Никто бы против России и текать не стал, если бы в этом не были заинтересованы США. Им очень выгодно, чтобы мы влачили самое плачевное существование. Тогда они навсегда останутся единственной в мире державой, способной единовластно решать все мировые проблемы. В любом конфликте их слово будет последним и решающим.
Но США хорошо помнят времена, когда был Советский Союз. Тогда без согласия нашей страны не решалась ни одна мировая проблема. Этого американцы допустить не хотят. Вот и затеваются склоки, очень напоминающие отношения в многоквартирном доме.


Рецензии