О смысле жизни

                РАЗГОВОР С Л.Н. ТОЛСТЫМ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.
            По книге Л.Н. Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий»
                ( В редакции: ТОЛСТОВСКИЙ ЛИСТОК №6)
                Притча о сеятеле: Севец сеял зерна, и ему нужны               
                только зерна, и он соберет только зерна.
               
     1. Почему и когда мы начинаем искать смысл в жизни.

     У каждого человека бывают в жизни минуты, когда он задает себе вопрос: «Зачем я живу? В чем смысл моей жизни?». Как правило, это происходит на каком-то очень сложном, подчас очень болезненном, «изломе» в жизни. Именно такой «излом» и заставил меня задуматься о смысле жизни. 

    Когда мы говорим о нашей жизни, ее ценности, о предназначении человека мы часто используем готовые штампы типа: «Надо построить дом, родить сына, посадить дерево», или «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», некоторые люди отшучиваются: «Жизнь дается один раз и прожить ее надо так, чтобы больше не хотелось» т.д. Все эти высказывания носят общий характер и не имеют действительной смысловой нагрузки.

      Я познакомился с различными теориями происхождения человечества, истории его развития. Ознакомился с трудами, как их называют «великих посвященных». Ознакомился с рядом работ, разъясняющих эти труды посвященных и т.д.

     В результате я пришел к убеждению, что ответить на вопрос  «в чем смысл жизни?» практически не возможно. Каждый человек понимает это по-своему. Единую для всех  формулировку смысла жизни определить  не представляется возможным. Но какая-то внутренняя сила помимо моего разума заставила меня продолжить поиск.

    В ближайший мой юбилей настоятель одной из церквей, с которым я иногда взаимодействовал по работе, подарил мне Евангелие и Молитвослов, сказав при этом: «Читай и со временем все поймешь». Учитывая, что за всю свою большую жизнь я не нашел реального учения о смысле жизни, я пошел по пути изучения богословской литературы, начал ходит в церковь, разговаривать со священниками и другими прихожанами о смысле жизни. Пытался понять, знают ли эти люди, зачем  они живут, в чем смысл их жизни. Мне отвечали общими фразами о том, что надо любить Бога, надо верить в Него и т.д. Я прочитал много книг из церковной библиотеки, не один раз полностью прочитал Библию. Прошло около десяти лет, прежде чем у меня стало вырисовывать  определенное представление об основах религии, и ее значении в жизни человека. Так я постепенно начал приходить к вере.

     Особое значение имела книга Л.Н. Толстого «Соединение и перевод четырех Евангелий». Вот как Л.Н. Толстой описывает свое состояние в поиске смысла жизни: «Приведенный разумом без веры к отчаянию и отрицанию жизни, я, оглянувшись на живущее человечество, убедился, что это отчаяние не есть общий удел людей, но что люди жили и живут верою». Далее он пишет: « Я видел вокруг себя людей, имеющих эту веру и из нее выводящих такой смысл жизни, который давал им силы спокойно и радостно жить и так же умирать. Я не мог разумом выяснить себе этого смысла. Я постарался устроить свою жизнь так, как жизнь верующих, постарался слиться с ними, исполнять все то же, что они исполняют в жизни и во внешнем богопочитании, думая, что этим путем мне откроется смысл жизни... Сначала я спрашивал разъяснений у священников, монахов, архиереев, митрополитов, ученых богословов. Разъяснены были все неясные места, часто недобросовестные, еще чаще противоречивые, все ссылались на св. отцов, на катехизисы, на богословие. И я взял богословские книги и стал изучать их. …  В православном вероучении я нашел изложение самых непонятных положений, не только не допускаемых разумом, но совершенно непостижимых, и — никакого учения о жизни и о смысле ее». Вот как Л.Н. Толстой объясняет, что его привело к вере: « Меня самого к вере привело отыскивание смысла жизни, Т.е. искание пути жизни, как жить… И, увидав дела жизни людей, исповедовавших учение Христа, я прилепился к ним».
 
    Однажды я прочитал в одной из духовных книг, что Святое писание можно понять только тогда, когда очистишь свою душу. Один из священнослужителей в своей проповеди объяснил это так: «Представьте себе обыкновенный шкаф, в котором все свалено в кучу. Необходимо все вынуть из этого шкафа, все не нужное выкинуть, а  нужное аккуратно разместить в шкафу. Так и душу надо очистить и оставить в ней только все доброе и полезное.  Очистить душу можно только посредством молитвы и при помощи Святого духа и тогда Святой дух поможет понять Святое писание».   По совету священников я начал читать каждый день молитвы утренние и вечерние, другие молитвы, каждый день читать не менее одной главы из Евангелия. Ходить в церковь на службы, исповедоваться, причащаться  и т.д.  Но я так и  не получал ответа на мой вопрос: «В чем смысл моей жизни, зачем я живу?».  Вот что пишет по этому поводу Л.Н. Толстой: «Все может Бог, это — правда, но одного он не может, это — говорить глупости. А написать такое откровение, которого нельзя бы было понимать, было бы глупо. Откровением я называю то, что открывается перед разумом, дошедшим до последних своих пределов, — созерцание божественной, т.е. выше разума стоящей, истины. Откровением я называю то, что дает ответ на тот неразрешимый разумом вопрос, который привел меня к отчаянию и самоубийству, — какой смысл имеет моя жизнь? Ответ этот должен быть понятен и не противоречить законам разума, как противоречит, напр., утверждение о том, что бесконечное число — чет или нечет». Ответ должен отвечать на мой вопрос: какой смысл имеет моя жизнь? Если он не отвечает на этот вопрос, то он мне не нужен».

     2. Поиск ответа на вопрос: «Какой смысл имеет моя жизнь?»

     Вот какой путь поиска предлагает Л.Н. Толстой: «Ветхий Завет я не читаю, потому что вопрос не состоит в том, какая была вера евреев, а — в чем состоит вера Христа, в которой находят люди такой смысл, который дает им возможность жить? Вера же Христова есть та вера, которою мы живем. Итак, читать 27 книг подряд, признавая каждое слово истинным, как читает церковь, нельзя и не нужно … для того, чтобы понять содержание писания, принадлежащего к вере христианской, надо, прежде всего, решить вопрос: какие из 27 книг, выдаваемых за св. писание, более или менее существенны, важны, и начать именно с более важных. Такие книги, несомненно, суть четыре Евангелия. Все предшествующее им может быть по большей мере только историческим материалом для понимания Евангелия; все последующее — только объяснение этих же книг.

    Читая, таким образом, не раз, не два, а много раз, как самое  писание, так и написанное о нем, я пришел к тому выводу, что все предание христианское находится в четырех Евангелиях, что книги Ветхого Завета могут служить только объяснением той формы, которую избрало учение Христа…

    Деяния же Апостольские, как и многие послания Павла, часто не только ничего не имеют общего с Евангелием и посланиями Иоанна, Петра и Иакова, но и противоречат им. Апокалипсис прямо уже ничего не открывает. Главное же то, что, как ни разновременно они написаны, Евангелия составляют изложение всего учения; все же остальное есть толкование их».

Далее, Л.Н. Толстой предлагает следующую методику поиска:
«Отыскивать я буду в этих книгах:
1.То, что мне понятно, потому что непонятному никто не может верить, и знание непонятного равно незнанию.
2. То, что отвечает на мой вопрос о том, что такое я, что такое Бог; и
3. Какая главная, единая основа всего откровения?».

     Для того, чтобы исключить возможное влияние на его поиск других людей, в частности, переводчиков  Евангелий с греческого, Л.Н. Толстой сам осуществляет перевод всех четырех Евангелий и, тем самым, соединив их, получает пятое Евангелие, становясь сам евангелистом.

     Л.Н. Толстой осуществляет перевод со всей свойственной этому человеку гениальностью: точный подбор значений переводимых слов; грамотное построение предложений, позволяющее глубже понять основной смысл перевода и т.д. Он очень глубоко и конкретно определяет самый главный смысл учения Христа, что Царствие небесное не где-то далеко, а оно находится в самом человеке, в его душе. Вот что пишет Л.Н. Толстой: «Иисус учит народ тому, что началась новая жизнь и что Бог в мире, на земле, и это он говорит всем; ученикам же своим говорит, что между человеком и Богом есть всегдашнее общение. Учит этому всех. И все восхищены его учением, потому что он учит не так, как законники. Законники учат людей тому, что они должны повиноваться законам Бога; он же учит людей, что они свободны». Далее он пишет:  «Бог ведь послал сына в мир не для того, чтобы казнить мир, но для того, чтобы мир был жив им. И потому надо помнить, что все эти названия: 1) Бог, 2) дух,3) сын Божий, 4) сын человеческий, 5) свет и 6) разумение — имеют одно и то же значение и употребляются соответственно отношения, в котором находятся с предметами речи. Когда говорится о том, что это есть начало всего, — оно называется Бог;  когда говорится, что оно противоположно плоти, — оно называется дух;  когда о нем говорится по отношению к его источнику, — оно называется сын Божий;  когда говорится о проявлении его, — оно называется сын человеческий;  когда говорится о соответственности его разуму, — оно называется свет и разумение».

     Л.Н, Толстой детально разбирает каждую главу Евангелий, каждую фразу. Я еще раз повторю, что он делает все перечисленное только с одной целью – найти в учении Христа объяснение смысла жизни человека.

    Внимательно изучив все положения книги Л.Н. Толстого, я нигде не встретил его уверенного высказывания – ВОТ В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА! Так что, учение Христа говорит о том, как надо жить, но не указывает, однозначно,  в чем смысл жизни.

   В конце своей книги Л.Н. Толстой делает очень интересный, сточки зрения дальнейшего рассуждения о смысле жизни, вывод: «Кто писал четыре Евангелия, неизвестно, и история критики дошла уже до убеждения, что этого мы никогда не узнаем. Могут быть более или менее вероятные предположения о времени, месте, лицах; предположения о том, какое или какая часть какого Евангелия списана с другого, но происхождение их неизвестно. Мы не можем судить об исторической достоверности Евангелий, но о свойствах самых книг мы судить можем, — можем судить о том, что послужило основанием христианских верований людей и что не имело влияния на верования. С этой стороны в Евангелиях мы видим две резко разделяющиеся части изложений: одна — изложение учения, другая — попытка доказательства истинности учения или скорее доказательства важности учения, таковы: чудеса, пророчества и предсказания».

       В предисловии к изданию своей книги в редакции «Свободного слова» Толстой писал: «Те, которым дорога истина, люди не предубежденные, искренно ищущие истины, сумеют сами отделить излишнее от существенного, не нарушив сущности содержания. Для людей же предубежденных и вперед решивших, что истина только в церковном толковании, никакая точность и ясность изложения не может быть убедительна».

         Так почему Л.Н. Толстой не нашел того, что искал? Может  он что-то пропустил в своих поисках? Я уверен, что он слишком сузил круг своих поисков, отказавшись рассматривать Ветхий завет, Деяния Апостолов… Он называет Ветхий завет «верой евреев», Евангелия – «верой Христа». И именно в этом его, на мой взгляд, основное заблуждение. В чем заключается это заблуждение?

     Продолжая изучать не только богословские книги, но и книги на тему богословия, я прочитал об  И. Н. Панине, русском математике, философе и богослове. Он,  изучая исходные тексты Библии математическими методами,  доказал, что «Библия - это слово Бога». Это означает,  что и Ветхий завет, написанный на древнем арамейском языке, и Новый Завет, написанный на греческом языке,  продиктованы из одного источника, хотя и писались они на протяжении 2000 лет. Здесь целесообразно вспомнить, что Л.Н. Толстой недаром сомневался в авторстве исследуемых им книг. В статьях, посвященных изысканиям И.Н. Панина, говорится: «…когда ученым стало ясно из Библии, что Бог – это Бог порядка и, что этот порядок прослеживается и  в Его творении. Из этого следует, что если Бог вложил определенный порядок во все Свое творение, насколько больше порядка Он вложил в Свое Слово – Библию». Прочитав более внимательно имеющиеся материалы о работе И.Н. Панина, а также рецензии и отзывы на эти работы я пришел к убеждению, что Библия дана человечеству как послание от невидимого мира, создавшего наш видимый мир. Проанализировав все книги, входящие в Библию, я понял, что в ней изложены не только история ИСКУССТВЕННОГО создания Земли и человека, но и  дальнейшего развития человеческого общества. Но самое интересное в том, что в иносказательной форме изложена Основная цель, ради которой был создан человек, а также изложена последовательность различных вариантов подхода к воспитанию человечества в нужном невидимому миру направлении.

    Таким образом, главный вопрос, на который я должен найти ответ это: «ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА?».  Это вопрос первого уровня, ответив на который, мы поучим ответ на вопрос второго уровня: «В чем смысл жизни человека?».

      3. Продолжение поиска смысла жизни.

     В своей книге Л.Н. Толстой писал, что сильно сомневается в богодуховности всех книг, входящих в Библию. При поиске ответа на свой вопрос о смысле жизни он сразу же отверг книги Ветхого завета, а также Деяния Апостолов и письма Апостолов. Он выделил к рассмотрению только четыре Евангелия, определив, что только в них изложено учение Христа. Л.Н. Толстой как всегда абсолютно прав  - сама суть учения Христа изложена именно там, поэтому это учение и называется ХРИТИАНСКИМ, т.к. оно исходит от  Иисуса Христа. Но отказавшись от всего остального, изложенного в Библии, Л.Н. Толстой очень сильно ограничил область своего поиска и, именно поэтому, как мне представляется, он не смог найти прямого ответа на свой вопрос о смысле жизни.

       4. О чем говорится в книгах, входящих в Ветхий завет?

       Библия состоит из двух основных частей – Ветхого завета и Нового завета. Хочу отметить интересный и  важный факт – между последней книгой Ветхого завета и Новым заветом прошло 600 лет, в течение которых никаких книг  не было написано.

      В своей работе Зачем мир невидимый создал мир видимый я постарался, как мне казалось,  провести достаточно подробный анализ изложенной в Библии информации. Но теперь я еще раз убедился, какой огромный объем информации заложен в Библии.  И теперь я попробую, используя методику, предложенную Л.Н. Толстым, обратиться к материалам Библии в другом формате.

     4.1. Апостолы учат, что мир невидимый создал мир видимый. Что в создании Земли участвовало огромное количество «жителей» невидимого мира.  Возглавлял эту работу, выражаясь современным языком,  руководитель проекта - Бог.
 
    В соответствии с теорией И.Н. Панина все книги, входящие в Библию, были продиктованы из одного источника, т.е. от создателей Земли из невидимого мира.  Первые пять  книг написал Моисей (пятикнижие Моисея), но то, что изложено в  книге Бытие и первой половине книги Исход Моисей просто не мог знать. Поэтому можно твердо сказать, что эти книги продиктованы Моисею Богом.

      4.2.      Первое что создал Бог – это ВРЕМЯ. Почему-то об этом никто не говорит. Все что создано во времени имеет начало и конец. Только Бог, и, следовательно, весь невидимый мир, не имеют ни начала, ни конца. Они вне времени.

     4.3.  В основе создания земли лежит вода. Все, что есть на земле, содержит воду. Человек состоит более чем на 50% из воды. Даже самые твердые камни содержат воду. Отсюда исходит легенда о том, как силач «выжимает» воду из камня. Именно вода, входящая в состав тела человека, «намертво» приковала  человека к Земле. Причем это не просто H2O, а сложнейшие химические «бульоны», повторить которые искусственно очень и очень сложно, а выйти без этого за пределы земли на длительное время смертельно опасно.

      4.4. Следующее, что создал Бог, был свет. В результате создаваемый мир стал ВИДИМЫМ. Благодаря сочетанию воды и света начался процесс создания суши  и самой жизни на Земле. Но самое интересное заключается в том, что солнце, луну и звезды «для знамений, и времен, и дней, и годов» Бог создал только на четвертый день. Какой же свет был в первые три дня? Это подтверждает теорию о начальном вселенском взрыве, в результате которого не только появился свет, но вся материя пришла в движение. Результатом этого движения стало образование вселенной. Создание солнца и звезд позволило не только получить постоянный источник света, но и  осуществлять во временном мире точный отсчет времени.

       4.5. Невидимый мир (Бог) создал Землю и все, что на ней живет, растет и движется. Причем все создано так, чтобы ничего нельзя было потерять, запущен механизм, по которому все растет, цветет и размножается.  Церковь утверждает, что вся окружающая нас природа создана одновременно и в том виде, в котором она существует сейчас. Апостолы утверждают, что «один день у Бога, это тысячи лет на Земле». Поэтому можно сказать, что указанные в книге Бытие семь дней, в течение которых Бог создал мир, в действительности составляют миллионы земных лет и может быть даже больше.
 
        4.6. На самом последнем этапе Бог создает человека, мужчину и женщину, и дает им право владеть всем, что есть на Земле. Из этого можно сделать интересный вывод – все создавалось именно для человека, чтобы человек все необходимое для своей жизни мог получить из окружающего мира.

       4.7. Человек  был создан (ВНИМАНИЕ!) по « ОБРАЗУ  НАШЕМУ И ПОДОБИЮ НАШЕМУ» (Бытие, гл. 1 ст. 26)!!! Говоря современным языком, жители невидимого мира СОЗДАЛИ СВОЮ МОДЕЛЬ в образе человека и поселили эту свою МОДЕЛЬ во временный мир, установив срок пребывания человека на земле 120 лет (Бытие, гл.6, ст.3).
 
       4.8. ВОПРОС: зачем это было сделано, какова ЦЕЛЬ???!
       Рассматривая внимательно предание об Адаме и Еве и историю их пребывания в раю, дважды встречаем высказывание о том, что люди познавшие, что такое ДОБРО и ЗЛО, будут подобны Богам. В первый раз об этом упоминается в разговоре Евы и змея: «И сказал змей…, что в день, в который вы вкусите их (плоды), откроются ваши глаза, и вы будете, как Боги, знающие добро и зло». (Бытие, гл. 3, ст. 4). И второй раз, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…», и самое интересное говорится дальше: «… и теперь как бы (Адам) не простер руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского…».  (Бытие, гл. 3, ст. 22). 
       Ответ на вопрос первого уровня.  На основании выше сказанного можно сделать вывод о том, ЗАЧЕМ БЫЛА СОЗДАНА МОДЕЛЬ в образе человека: ЦЕЛЬЮ создания человека является обучение его ДУШИ правильному пониманию ДОБРА и ЗЛА.
 
         4.9. Чтобы правильно понять, о чем идет речь, начнем с того, что попытаемся разобраться в том, кто такой человек?

        По описанию Библии человек был создан из «праха земного» и Бог «вдунул в него душу ЖИВУЮ». Таким образом, человек состоит из двух различных по своей сущности составляющих, которые были искусственно соединены, но НЕ СЛИЛИСЬ воедино, а продолжают существовать совместно.  Душа может покинуть тело только в результате физической смерти тела. В Библии тело человека называют «земной храминой», «глиняным сосудом» и т.д. Если внимательно посмотреть на все, что сделано на Земле, то можно прийти к выводу о том, что все: и Земля, и вся природа, и тело человека - были сотворены только для того, чтобы разместить в теле человека ЖИВУЮ ДУШУ. Душа невидима и бессмертна, а тело видимо и тленно. По определению Иоанна Дамаскина человек  - это плоть одушевленная, одаренная умом и разумом, где ум это созерцательная, познавательная способность, а разум – двигательная способность.  Ум находится посередине между Богом и телом. Душа – ОДАРЕНА РАЗУМОМ И УМОМ и бестелесна, а тело – грубо, и видимо, и неразумно.

     Вопрос: откуда берется душа и куда после смерти тела душа уходит?  Не в этом ли заключается основной смысл создания человека? Учителя церкви говорят, что чистая светлая душа поселяется в тело в момент зачатия. Как мне представляется, исходя из собственного опыта, описанного в рассказе «Первый раз», душа приходит из невидимого мира. Перед этим вся предыдущая  информация, которой душа владела раньше,  стирается. И все равно мы иногда имеем какие-то смутные воспоминания, особенно в сновидениях. После смерти тела душа уходит к Богу, т.е. в невидимый мир. Но по учению церкви туда попадают только светлые безгрешные души. По тому же учению грешные души попадают в другое место, которое называется Ад.

      4.10. Зачем душу живую поместили в неразумное тело?
 
   Выше я уже говорил, что человек, созданный по Образу и Подобию Божиему, представляет собой модель жителя невидимого мира. Возникает вопрос: зачем эту модель помещают во временный, не очень доброжелательный по отношению к человеку, мир.  Окружающий нас мир устроен так, что вырваться из него человек практически не может. Исходя из того, что невидимый мир, создавший наш видимый мир,  обладает колоссальными технологиями, можно сделать вывод, что все это создано не случайно, а хорошо продумано и имеет вполне конкретную задачу – используя созданную модель  научить душу правильному пониманию добра и зла, при этом исключить возможность самовольного ухода души из тела.  Поэтому самоубийство как преждевременный уход души из тела противоречить церковным основам жизни. Именно тело является предметом всех злоключений. Тело требует еды, питья. Его надо обувать, одевать, содержать в чистоте. Именно тело требует различных излишеств, роскоши и т.д.  Если душа не может обуздать все греховные страсти тела, а именно – сладострастие, чревоугодие, пьянство, наркозависимость, блуд и т.д., то такую душу наказывают за грехи. Если душа может правильно оценить всю тяжесть своих греховных страстей, то посредством данного ей такого действа как в Ветхом завете – жертвоприношение, а в Новом завете - ПОКАЯНИЯ, душа очищается и встает на путь праведный.

       4.11. На основании чего душа должна научиться отличать добро от зла?

       Для этого в Библии дается Божественный закон – Десять заповедей. Эти заповеди делятся на две группы, видимо, поэтому они были написаны на двух скрижалях. Первая группа включает в себя заповеди с первой по четвертую, и они определяют отношение человека к Богу, как единственному благодетелю, безусловная вера в которого должна быть основой жизни человека, единственной его надеждой на вечную жизнь, как я понимаю – в невидимом мире. Другая группа включает в себя заповеди с пятой по десятую, которые определяют правильные взаимоотношения между людьми. Я не стал приводить тексты заповедей, т.к. они всем хорошо известны, а кто забыл их, тот может их прочитать сам.

      В Евангелие Иисус Христос сводит эти десять заповедей к двум. Когда к Нему обращаются с вопросом: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»  Он говорит: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
 
       Я не буду рассказывать, о чем дальше говорится в Ветхом завете. Это займет очень много времени, так как это неиссякаемый кладезь мудрости и поэтому требует отдельного рассмотрения. Тем более что я ответил на вопрос: зачем был создан человек? И теперь постараюсь ответить на искомый вопрос: В чем смысл жизни?

        5.  В чем смысл жизни человека?

        Как ранее было установлено человек состоит из двух разных по своей сущности составляющих – ДУШИ и ТЕЛА. Душа бессмертна и уходит  после смерти тела в невидимый мир. Тело тленно, остается на Земле и превращается в прах, из которого было создано. Поэтому, на мой взгляд, смысл жизни также имеет два направления.

        Первое касается ДУШИ. Душа должна научиться правильно распознавать добро и зло, стремиться только к добру и научиться уверенно управлять своим телом и всеми его потребностями. Необходима вера в Бога и исполнение Божественных законов, так как вера без праведных дел мертва.

         Второе касается ТЕЛА. Тело должно содержаться в физической и биологической чистоте, чтобы прожить установленные Богом 120 лет. И одна из основных  задач тела – продолжение потомства, чтобы рождались дети и в них вселялись новые ДУШИ.

          Необходимо отметить, что нельзя прожить жизнь и не нагрешить. Поэтому в Ветхом завете была предусмотрена процедура жертвоприношения.  Основной смысл жертвоприношения заключался в том, что человек понимая, что он совершил грех, т.е. нарушил какое-то установленное законом правило, приносит в жертву невинное животное, при этом существовало требование, чтобы это животное было без каких-либо изъянов, т.е. самое лучшее. Это должно было морально подействовать на человека, привести его к раскаянию. Чтобы из чувства жалости к своим животным, а многие из животных, например, овцы, козы, телята составляли основной капитал людей того времени, человек больше не повторял своих грешных поступков. В Новом завете предусмотрена процедура ПОКАЯНИЯ, которая позволяет человеку понять свой грех, покаяться в нем и через отпущение грехов, которое проводится в церкви, очистить свою душу.

        6. Вместо заключения.

ВИДЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

Солнце склонилось к поверхности вод,
День угасает, и ночь настает,
Дух мой тревогою тяжкой смущен:
В общей гармонии слышится стон…
Солнце, златистым багрянцем горя,
Молит с тоскою, Творцу говоря:
«Зреть не могу человеческих дел,
Дай положить беззаконьям предел.
О, повели, и зажгу я эфир,
Сгинет в нем тварь, осквернившая мир».
Был к нему глас: «Покаяния жду!
Кто нераскаян – повинен суду».

Звезды с царицей луной вопиют:
«Боже, яви Твой всеправедный суд:
Люди Тебя оскверняют грехом…
О! Повели нам, и тьму наведем!»
Глас  отвечал: «Покаяния жду!
Кто нераскаян – повинен суду».
Трепетным светом зари осиян,
Ропщет суровый гигант океан:
«Люди унизили славу Твою,
Боже Превечный, и землю сию.
Казни достойны они – повели,
Смою презренных навеки с земли!»
Был к нему глас: «Покаяния жду!
Кто нераскаян – повинен суду».

Горько рыдая и в гневе дрожа,
Так восклицала звезда: «От ножа
Праведник гибнет, ликует злодей,
Матери губят невинных детей,
Сын не страшится убить мать, отца, -
Нет преступленьям числа и конца!
Злоба, измена, насилие, блуд,
Мира соблазны повсюду растут.
О, повели! Я отверзу уста…
Всех поглащу и останусь чиста,
Или позволь мне не дать им плодов,
Смерть унесет их, не будет следов».
Глас отвечал: «Покаяния жду!
Кто нераскаян – повинен суду».

Жалобы смолкли в ночной тишине.
Гимн мироздания слышится мне.
В бледном сиянье мильона светил
Вижу я реяние Ангельских крыл.
Ангелы Богу приносят дела:
Все проявления добра или зла.
Все, что в минувший свершили мы день.
Вот растворилась лазурная сень…
Вышел вдруг в сретенье Ангелов – Дух…
Гласу Его сладко внемлет мой слух,
Милости в нем и любви глубина:
«Где вы нашли столь благие дела?» -
«Мы принесли их из грозных пустынь,
Мрачных пещер, каменистых твердынь –
Это деянья покинувших свет,
Тех, кто, отринувши сладость сует,
Алчут и жаждут, скорбя о грехах».
«Мир им! Блаженство их ждет в небесах!»

Скрылось виденье в мерцанье светил.
Снова мелькание призрачных крыл,
Ангелы плачут с поникшей главой:
Тяжесть приносят неправды людской.
Вышел вдруг в сретенье Ангелов – Дух,
Гласу Его робко внемлет мой слух,
Милости в нем и любви глубина:
«Ангелы, где вы нашли бремена?» -
« Мы обрели их, Владыко, у тех,
Кто позабыл Тебя… ради утех…
Сердце и ум их лукавства полны…
Боже, ужель мы служить им должны?
«Вы их наставте на истинный путь,
Чтобы смогли и они отдохнуть…
Радостно будет в раю у Меня,
В славе немеркнущей вечного дня.
Я и от них покаяния жду…
Кто нераскаян – повинен суду».

Вмиг все исчезло, лишь волны порой
Плещут несмело о берег морской…
В блеске алмазном, в ночной тишине
Гимн мироздания слышится мне.

(Схиигумен Савва «Плоды истинного покаяния». Сатисъ. Санкт-Петербург. 2010 г.)


Рецензии