История одного умыкания

Умыкание - это почти кража, например, того, что временно оставлено у павильона телескопа Цейсс-600, а не спрятано в этом павильоне под надёжный замок! А теперь подробнее - с некоторыми пояснениями. Данный рассказ как бы продолжение или точнее дополнение к повести «Водородный магнитометр БТА», которая помещена на сайте proza.ru. БТА - это Большой Телескоп Азимутальный Российской Академии Наук. Кстати, об этом телескопе и его Водородном магнитометре - там же и на том же сайте. А умыкнули часть Водородного магнитометра - его уникальное механическое устройство, которое предназначено для точного перемещения его светоприёмной аппаратуры. Точность перемещения этого устройства, а точнее аппаратуры установленной на нём, 10 микрометров. Устройство это выполнено в виде отдельного блока, который устанавливается на светоприёмную камеру спектрографа UAGS - универсальный астрофизический дифракционный спектрограф. А на этот блок (в дальнейшем, «подвижку») ставится светоприёмная аппаратура Водородного магнитометра телескопа БТА. «Подвижка» - это профессиональный сленг. Вес «подвижки» приблизительно 10 килограммов. «Подвижка» изготавливалась в механической мастерской обсерватории, - а, вообще-то, не обсерватории, а одного телескопа БТА. Ведь обсерватория САО - Специальная Астрофизическая Обсерватория, как таковая, так и не была построена, а только один по тем временам огромнейший телескоп с шестиметровым зеркалом. Кстати, этот телескоп БТА был единственным самым крупным в мире телескопом в течение почти двадцати лет. Оставить такой телескоп в одиночестве, это необъяснимый парадокс Советской власти тех лет. Да и сама Советская власть тех лет тоже парадокс, но объяснять эти парадоксы сейчас не имеет смысла, важно другое, всё, что произошло в этом рассказе сплошной парадокс, который просто не мог произойти в нормально существующем государстве. Поэтому всё написанное ниже по большому счёту парадоксально и этого произойти не могло, но как не странно это всё-таки произошло. То есть, образно говоря: парадокс на парадоксе сидит и парадоксом погоняет. С таких позиций всё произошедшее и следует расценивать. Кстати, всё написанное действительно было, хотя в это поверить трудно. Так что и произошедшее умыкание подвижки тоже парадоксально, а тем более, то, что за этим последовало. Ведь территория телескопа БТА была ограждена забором и на въезде в неё, был шлагбаум, который никогда не закрывался, а на выезде тоже были почти всегда открытые ворота. А почему и зачем? Если на эту территорию были свободные вход и выход, по дороге проходящей через неё. Возможно, для того чтобы было можно прогонять через эту территорию колхозный скот? А зачем тогда было огораживать территорию - на это ответа нет. Хотя с другой стороны эксплуатация телескопа БТА, а это, как правило, жители прилегающих станиц, сами для себя выкашивали огороженную территорию, да и колхозный скот забредал на неё реже, чем раньше, до ограждения территории. А вот все кому не лень свободно бродили по этой территории, кстати, и пожарники тоже. Хотя их место пребывания, то есть их депо было вне ограды. Как выяснилось, они и умыкнули «подвижку», но это выяснилось потом…, а до этого, и после этого, пожарники бродили от скуки, где им заблагорассудится и подбирали всё что где «плохо лежит», но я об этом тогда ещё ничего не знал. А произошло следующее: я переносил аппаратуру Водородного магнитометра на телескоп Цейсс-600, чтобы опробовать очередные изменения в ней - в то время я это делал часто. Потом уже, когда Водородный магнитометр прочно «завоевал» постоянную «прописку» на телескопе БТА, я такие работы проводил в технические ночи, которые мне выделяли по моей заявке. Но это уже потом, а в тот злосчастный день, когда я переносил аппаратуру магнитометра на телескоп Цейсс-600, меня позвали к телефону, в вестибюле телескопа БТА, где помещалась охрана этого телескопа. Поговорив по телефону, я продолжил переноску аппаратуры из башни телескопа БТА. Подойдя, к павильону телескопа Цейсс-600, я к своему удивлению, «подвижки» около двери телескопа не нашёл. Мне и в голову не могло придти, что её кто-то мог умыкнуть, и я подумал, что занёс её в павильон, это помещение телескопа Цейсс-600, состояло оно из помещения для самого телескопа и пристройки, где размещалась аппаратура. Расставив аппаратуру на стеллаже, я собрал схему, соединив соответствующим образом аппаратуру между собой, и проверил её работу. На всё это я затратил около полутора или двух часов времени, а потом вошёл непосредственно в помещение телескопа, но к своему удивлению и там «подвижки» не увидел. И тут «до меня дошло, как до идиота», что «подвижку» я действительно, как и подумал первоначально, оставил у входной дери павильона. И там её кто-то умыкнул. И тогда я действительно растерялся - даже «пот прошиб». Я просто не знал, что мне делать дальше. Просидев в павильоне где-то около часа, я постепенно успокоился и начал уже спокойно размышлять, что мне делать дальше. Я пошёл в башню телескопа БТА и спокойно начал расспрашивать, как бы, между прочим, не видел ли кто-нибудь, чего-нибудь необычного. И уже после того, когда автобус увёз на Нижнюю научную площадку дневную смену эксплуатации телескопа, вернулся один из охранников башни БТА, который что-то делал в гостинице. И он мне рассказал, что видел, как пожарники тащили какую-то хреновину, довольно странную к себе в пожарное депо. Ситуация стала проясняться - я спросил у охранника, как бы между прочим, не знает ли он этих пожарников? Он сказал, что знает хорошо, но у них сегодня кончилась смена, и они уехали домой, а вот где они живут, он точно не знает - раньше жили в Верхней Ермоловке. Всего сказанного охранником мне было достаточно, чтобы начать дальнейший поиск самостоятельно. Я знал, что пожарники дежурят по трое суток, а, следовательно, у меня есть этот отрезок времени, чтобы всё выяснить и так «прижать» пожарников чтобы они всё вернули мне «на блюдечке», хотя возможно и разбитом, - но это уже как повезёт. Поэтому, не вводя администрацию обсерватории в курс дела - к чему лишни хлопоты, и без того «тошно» - под благовидным предлогом заполучил в гараже автомашину на целый день. У меня ведь исключая этот день оставалось ещё два дня, - но чем раньше, тем лучше, а если позже…, но об этом думать не хотелось, а вдруг повезёт - и вот так всю жизнь, как канатоходец на проволоке. А почему? А потому, что «взялся за гуж не говори, что не дюж» я ведь «вёл», да и создал Водородный магнитометр тоже, почти без участия администрации, а ведь это не просто, но в то время Советская власть начала уже «пробуксовывать», а я этим воспользовался, потому что в душе анархист. Но об этом умолчу, рассказ ведь о Водородном магнитометре. Итак, получив в своё распоряжение автомашину, УАЗ на целый день и уговорив одного из своих почти постоянных помощников помочь мне в этой можно сказать так «авантюре» мы поехали разыскивать пожарников, а по большому счёту обычных по тем временам умыкателей. Приехав, в Нижнюю Ермоловку мы расспросили знакомых нам её жителей, куда переселились люди их Верхней Ермоловки, нам сказали, что в Лесокефарь, хотя я могу и ошибаться в названии посёлка, ведь это было-то уже давно - да, в общем-то, и не столь важно, как назывался этот посёлок. Со своим напарником я договорился, что он представится работником КГБ, и отдал ему своё удостоверение работника Специальной Астрофизической Обсерватории (САО), оно было выдано мне в 1970 году и было очень похоже на удостоверения работников КГБ. Я предупредил его, чтобы он в руки удостоверение не давал, а просто открыл его одной рукой и тут же закрыл, сказав, что оно в руки не даётся. В общем «спектакль» был подготовлен - шофёр наш естественно об этом ничего не знал. К тому же, мы узнали заранее, в каком месте посёлка живут «наши» пожарники. Подъехав к крайнему дому посёлка, мой напарник вышел из машины и резко и громко постучался в калитку - я же остался в УАЗе. Вышел молодой парень, у которого мой напарник спросил, в этом ли посёлке живёт такой-то пожарник, парень согласно кивнул. Мой напарник, назовём его Владимиром, открыл и тут же закрыл удостоверение, сказав, что оно в руки не даётся. После чего рассказал парню такую байку, что якобы пожарники «увели» очень важную часть магнитометра. А на этом магнитометре в ближайшее время должны проводиться международные наблюдения и если эта часть магнитометра завтра не будет возвращена в целости и сохранности, то этот пожарник вместе со своим напарником поедет в лучшем случае в места не столь отдалённые, а вернее на Колыму. И вообще пожарники бы туда поехали, но «у нас» решили, что этого делать не стоит, так как лишний «шум» с судом и прочим, астрономам ни к чему. Дело то международное, да и тебе лучше «помалкивать в тряпочку», передашь, что я сказал пожарникам и забудь об этом навсегда, тебе же будет лучше, спать будешь спокойно дома, ведь дома-то спать лучше, чем где-нибудь там, в незнакомом месте. Да вот ещё что: чтобы завтра пожарники (неважно кто из них) всё, что взяли, и запчасти тоже, принёсли на вахту телескопа БТА и потом - убираются к чёртовой матери. Если они, конечно, знают, где она находится. Или прямо к чёрту, минуя его мать, нам, в общем-то, безразлично куда, лишь бы с глаз долой. Важно чтобы они у нас под ногами не болтались, а то можем и раздавить ненароком. Не забудь завтра - и запчасти тоже. После такого монолога парень сначала побледнел, как полотно, которое отбеливали трое суток в отбеливатели, а потом покраснел, как помидор…икнул…и кивнул, и потом ещё раз кивнул, потому что ничего не понял…. А Володя сказал…, ну бывай и не кашляй, но всё передай, как я сказал. Парень так и остался стоять, то бледный…, то красный…, да ещё и с открытым, подрагивающим ртом и с тоскливыми, остекленевшими глазами…, смотрящими в одну точку. Ну, просто идиот - не больше и не меньше. Было понятно, что он наговорит такое пожарникам, что они окончательно и бесповоротно ошалеют и до утра будут «лечится» водкой, а утром, кто-то из них, с первой оказией примчится на башню и притащит все, что у них требуют - и даже больше. Но это будет уже потом, а пока…, после всего выше сказанного (окончательно осовевшему и обалдевшему парню, у калитки) - Володя сел в машину. Наш шофёр, глядя на Володю и на парня, но, не слыша, о чём они говорят, сразу проникся глубоким уважением к Володе, и больше не обращал внимания на меня, считая Володю главным - он только спросил…, куда дальше ехать? Володя сказал, что поедим домой, и тут же начал рассказывать анекдоты. Попала дивизия Василия Ивановича Чапаева в окружение, но к ним прорвался паровоз с радиостанцией. Радист же сбежал, то ли к белякам, то ли к какой-то вдове под бочёк - до лучших времён. Василий Иванович спросил своих командиров - есть ли среди них радисты? Все молчали, а Петька спросил Василия Ивановича…, радиостанция на лампах или на полупроводниках? Василий Иванович вытаращил глаза и строго сказал, что радиостанция на паровозе! Петька тихо пробурчал себе под нос… ну, дуб же ты Василий Иванович…, но Чапаев услышал и гордо сказал, что действительно ещё очень и очень крепкий! И продолжил…, вот ты Петька знаешь, как я стал командиром нашей краснознамённой дивизии? Да не знаешь, конечно…, а было это так: послал нас Великий Ленинец товарищ Троцкий на курсы повышения краснознамённых командиров. А уроки…, то бишь лекции у нас читал, то ли моренам, то ли мореман…, ну да ладно…, в общем-то, какой-то там бывший моряк. А, вообще-то, бывший царский морской офицер, назывался он как-то странно: замком по морде - то есть заместитель командарма по морским делам, контра конечно…, но читать уроки…, то бишь…, как их…, ах да…, лекции умел - даже нам было интересно. Вот если б всё это, да ещё б понимать…, а вот как бы это суметь сделать?.. Этого никто не знал - ну, да ладно…, как-нибудь, может быть, что-нибудь и поймём. И вот однажды он мне говорит, найдите корень квадратный их ста…, я тут же вскакиваю, прикладываю руку к пустой голове, отдавая честь, будёновок-то у нас на головах-то не было, и рапортую…, так точно! Ваше благо…, ой, господин…, нет, товарищ барин…, то есть разрешите выполнять приказание…, и убежал искать квадратный корень…. Перекопал, как он мне приказал сто гектар, но квадратного корня не нашёл. А ты Петька сумеешь перекопать сто гектар за три дня…, вот то-то не сумеешь, по глазам вижу…, ну, да ладно. Вернулся я к нашему…, как его…, забыл…, ну, да ладно…, и по форме доложил…, что перекопал, как приказывали, сто гектар, но корня квадратного не нашёл! Что прикажете делать дальше. Почему-то, не знаю почему, но наш этот…, как его…, а путь будет кем угодно, вдруг изменился в лице…, и от какого-то страха…, может быть перед товарищем Троцким или от чего-то ещё, прямо у нас на глазах стал седым, прямо как лунь! Троцкий-то крутой, однако, был мужик, расстреливал сотнями. Потом пришёл в себя и отправил меня командовать нашей теперь уже краснознамённой дивизией. Так ты понял…, Петька…, понял теперь - крепкий я! Действительно ещё очень, очень крепкий я… ты правильно сказал…, - как дуб! Кстати, наши ещё советские, командиры во время войны (1941 - 1945 годы) так же боялись Георгия Константиновича Жукова - маршала Советского Союза. Хотя Жуков и не приказывал расстреливать - хотя кто знает, - но разжаловал и отправлял даже в штрафбаты многих из офицеров. А вот ещё анекдот: приходит домой пьяный в стельку муж, заходит в комнату, останавливается возле кресла и, обняв жену…, говорит…, пошли по бабам. Жена его отталкивает, он падает в кресло и мгновенно засыпает. Жена хватает полотенце и, в ярости начинает, хлестать его по щекам: будешь пить, или нет, будешь ещё пить, или нет. Муж просыпается, на ощупь не открывал глаз, находит стакан на столике рядом с креслом и, протягивая стакан, к жене лопочет что-то. А потом почти кричит: наливай! Конечно, выпьем ещё - где наше не пропадало! Но подожди - если встану, то ещё, а если нет…, то домой пойдём! Возможно, Володя ещё что-то рассказывал, но я уже не помню что. Наш шофёр был просто «околдован» Володиными рассказами и, конечно же, обо мне начисто забыл, - а это собственно мне и было нужно. Мне ведь было необходимо, чтобы никто не вспомнил, что именно я заказывал машину, и куда и зачем мы ездили. На следующее утро бледный, помятый пожарник, с красными опухшими глазами «притащил» на вахту, а вернее на проходную телескопа БТА «подвижку» и целый полиэтиленовый пакет всяких уникальных изделий. Которые умыкнули раньше из разных мест территории телескопа. После чего оба пожарника уволились «по собственному желанию», и никто не знал почему, - но «свято место пусто не бывает», одни уйдут, другие придут, и опять будут умыкать. Такое было время - кто-то умыкает, а кто-то за это получает и не всегда премию, бывало и «под зад коленкой», но это редко, чаще всё же премию. А сейчас ещё хуже, чем было тогда, - но по другой причине, а это уже другая история.

7 октября 2017 года.


Рецензии