У меня, кажется, не одна жизнь. Часть 2, глава 10

Глава 10. Хватит с нас приключений!


       Как приехали, я решила долго не изображать поиски, а сразу указала, где, по-моему, находился источник с горячей водой.

       - Вон там, видите, парит? - говорю я ротмистру. - Идемте смотреть!

       Идем и действительно выходим, как и описал Муромцев, к небольшому природному бассейну. Вода горячей, приемлемой температуры. Сую палец в воду, а потом в рот. Кисловодск! Но я бы пить не стала, очень сильная минерализация, поэтому сплевываю. Горько - соленая гадость!

       - Я бы показала эту водичку местному аптекарю, что он скажет, как специалист? Но искупаться немного в такой водичке не повредит. Обычно, купание в таких водах хорошо для лечения ревматизма. - сую ладошку в воду и пробуя языком на вкус.

       Все с умным видом суют пальцы в источник и тоже пробуют минеральную воду на вкус.

       - Идемте дальше, тут еле заметная тропа!

       Никакой обозначенной тропинки нет, но ощущение, что она, да вот же она! - такое ощущение есть. Как будто кто-то и давно убрал лишние большие булыжники с дороги, и дорога то и обозначилась! Подходим к скалистой стене. Нет, в крупную трещину я не пролезу. Оглядываюсь, ищу взглядом. Алексей-Лёшик, конечно здесь.

       - Видите, что это искусственная каменная кладка? Вот здесь, где камни сходятся, да, здесь можно просверлить и заложить динамитные заряды. Алексей Юрьевич захватил несколько штук по моей просьбе.
 
       Показываю, где по моему мнению нужно поставить заряды. Начинается работа. Наши офицеры и чины нисколько не саперы, да и я тоже, но кое что у нас получилось.

       - Дамы, господа! Все отходим, вот сюда за угол можно спрятаться. И рот лучше открыть, а то взрывом сейчас как еbanet! - от азарта даже не стесняюсь в выражении!

       Действительно, ebanylo очень сильно. Зато теперь, среди осыпавшихся камней, видна дверца, обитая металлическими полосами. Роюсь в своей сумочке и достаю кожаный чехол-футлярчик.

       - Вот, я ключи, что были у последних двух, захватила. Думаю, что подойдут. - подаю ключи ротмистру. Отбрасываем камни в стороны.

       Замочная скважина смазана нефтяным маслом, ротмистр легко открывает замок, а князь Ухтомский распахивает двери. Его Превосходительство осторожно входит во внутрь.

       Осмотревшись, он поворачивается к нам и говорит:

       - Ступенек при входе нет, высота потолков достаточная. Здесь откуда-то есть освещение, не могу вот только определить его природу! Скорее всего, там мы факелы взяли на всякий случай, так наверное и не пригодятся!

       Озираясь по сторонам, осторожно входим в пустое гулкое помещение.

       Обширных залов было много и везде стояли бочки из окаменевшего от времени дерева, скорее всего из традиционного дуба. В бочках золотые монеты. А что в них может еще быть, если бочки, на вид старинные и  стоят в таком месте? А может быть, это и погреб чей-то заодно? Принюхиваюсь. Нет соленьями, копченостями и прочими вкусными запахами здесь не тянет. Понимаю, что это у меня рефлекс. Вон сколько ехали, потом ориентировались на местности и вообще! Пора бы и перекусить!

       Горели светильники, дававшие близ них достаточно яркий свет.  Свет похож на электрический, но больше похож на тот, который дают лампы дневного освещения, а не обычные лампочки. Ламп дневного света пока еще нет. Помечаю в блокноте, дать студентам схему такой лампы, пусть творят!  Но здесь что-то другое, пока мне неясен принцип работы такого светильника, нет подводящих энергию проводов и выключателей! И регулятора светового потока...

       Но бочки с золотыми монетами светильники освещают прекрасно и свое главное техническое назначение - выполняют. И что-то на краю сознания немного зудит мне про эти светильники... Точно. Автор Бернар де Клери "Падение Константинополя". Там, в своих заметках, грамотный крестоносец, описывая падение и разграбление великого города, описывает повсеместную распространенность везде подобных светильников. Понятное дело, что производство таких полезных устройств и технология производства были утрачены. Как и казна Византийской, Восточной Римской Империи. И сдается мне, что это и есть - сокровищница Византии. Которая за свою историю собрала много чего ценного. И это ценное здесь, в этих выдолбленных в скальной толще залах и лабиринтах.

       А вот это что лежит недалеко от входа, на ящике? Некая техническая конструкция. Электрический примитивный фонарь английский, системы инженера Румкорфа. Я о нем читала, но никогда не видела. Он в шахтах используется, а в Москве такой фонарик откуда? Это британский след, скорее всего от наших коричневого цвета бывших знакомых.

       Указываю на шахтерский фонарик Государю и остальным высоким особам.

       - Британская вещица! - говорю я. - Думаю, что были они здесь около месяца назад. Надеюсь, мы всех их прихлопнули!

       Испрашиваю дозволения и иду на свежий воздух, под предлогом что от впечатлений голова закружилась... Господа командиры отпускают меня, а сами в распорядительном азарте, планируют какие мероприятия, в связи с обнаружением золотого подвала, надлежит исполнить в первую очередь.

       За мной постепенно на воздух потянулись все остальные праздные любопытствующие.

       Иду в сторону нашей стоянки, где экипажи. Сейчас бы попить чего и перекусить. Поглядываю на знакомые деревья, несколько вороньих гнезд на месте, в том числе нужное гнездо! Эх, ладно! По обстоятельствам!

       - Ой, а вы это куда? - спрашиваю я Машу и Китти, уже усевшихся в ландо, и на пару подпрыгивающих на пружинных сиденьях. Это они так развлекаются.  - А как же сокровища в воробьиных, тьфу, совсем заморочили голову, в вороньих гнездах?

       - Ну, после того, что мы увидели настоящую пещеру с сокровищами...

       - Не знаю, не знаю... - говорю я загадочным голосом. - А только я бы посмотрела бы! А вдруг там, чего ценное найдется!

       - Настя, да вот многие уже усаживаются в экипажи! Сейчас немного перекусим, потом пока мы приедем, пока поужинаем, а потом, мы же сегодня хотели читать вслух "Остров сокровищ"! Ты же сама обещала, что наконец-то перевод готов! Да и орел там злющий недалеко! А вдруг, он клеваться прилетит?

       Неужели мне никто на поможет? Нет, ротмистр вот идет.

       - Анастасия Николаевна, ну как дела? Поймали воробьев?

       - Нет, не даются! - в шутку отвечаю я. - Больно они шустрые и увертливые! А вы сейчас куда? Что дальше?

       - Возвращаюсь в Ялту вместе с полковником Гартвигом. Поднимаем саперный баталион и со всем необходимым возвращаемся. Решили развернуть здесь военный лагерь, как положено! Кстати, вам и Екатерине Николаевне - отдыхать! Тут чисто военные мероприятия. Кстати, если уж такая необходимость есть разорить брошенное воронье гнездо, я видел что здесь, на обочине дороги какие-то длинные шесты лежат, остатки сломанной телеги, так каким-либо шестом будет сподручно, я думаю.

       К нам подходят князь Ухтомский и Гартвиг. Отказываюсь от предложения ехать с ними.

       - Нет, мы перекусим вначале, и поедем с Императрицей и ее свитой. Заодно и усилим их охрану, а то часть охранного подразделения остается здесь, на постах. В любом случае увидимся за ужином. Удачи!

       Ухтомский, Гартвиг и ротмистр Живаго садятся в коляску и уезжают в сторону Ялты. А я, недолго думая, роюсь в указанных деревянных палках, подбираю подходящую по руке и, примерившись, метаю ее как городошную биту.
       Так там расстояние метров пятьдесят, не больше! Палка летит по траектории, и точно врезается в воронье гнездо. Летят в разные стороны разные веточки и всякий мелкий мусор, а само гнездо падает на траву!

       - Ура! Попала! - в восторге кричит Маша.
       - Молодцом! - вторит ей Китти.

       И я несусь туда, где упало сбитое с дерева воронье гнездо. Успеть, пока не подбежали мои любопытные друзья. Хватаю в птичьем мусоре кожаный сверток, раздираю на части, легко рвется незнаемо сколько лет пролежавшая при всех непогодах кожа. Вещица, которая мне и была нужна, на месте! Незаметно ее в потайной карман...

       А с содержимым все понятно... Несколько золотых монет, горсть разноцветных камушков, наверное они драгоценные. Есть бриллианты, они отличимы от самоцветов...

       - Нашла! Нашла! Нашла! - тоже кричу я. - Гип-гип ура!!!

       Нашелся у меня подходящий матерчатый мешочек, куда и ссыпаю разную самоцветную смесь, заматываю, чтобы содержимое не рассыпалось, и вручаю сверток Китти.

       - Держи! Положи себе в сумочку, дома посмотрим, что нам там попало в руки! Ну что? А вот теперь, давайте перекусим!

       На свежем воздухе после удивительных находок у нас прекрасный аппетит!


       А когда возвратились в Ялту, то, удивительное дело, нас всех сморил сон. Мы решили поспать не после обеда, а до. Очень много впечатлений и мы просто устали от езды в коляске. Бетти пошла не в свой семейный домик, а прикорнула у нас на диване, укрывшись пледом. И обед у нас получился поздним.

       Зато после обеда нас ждало увлекательное занятие. Посмотрим, что нам досталось из вороньего гнезда и разделим доставшееся по-справедливости, то есть по моему разумению...  Мне и самой интересно, а чего там есть, больше килограмма всяких разных камушков!

       Но не хочу ввязываться в дележку камней. Все равно, поделить поровну не получится, а обид затаенных всяких может много оказаться!

       То ли дело золотые монеты! Монетки старинные, редкие! Это дворцовый выпуск, делался всего один такой. При государыне Екатерине Великой, для игры в карты и расчетов в игре.

       - Вот, как раз по одной штучке, на память о Крыме! Не тратьте их просто так! Сохраните на память! Монетка стоит много дороже, чем золота в ней! Редкость нумизматическая это.

       Даю каждой по монетке.

       - Мне нравится старинная восточная пословица: Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал - то твое! И помните, золотые монеты - лучшие друзья молодых девушек! Как у нас преподавательница про гоголевскую копейку классика цитировала: копейка не выдаст, копейка не продаст! Классик образно говорил, понятное дело, речь шла не о копейках, а о золотых монетах. Я так догадываюсь.

       Роюсь в куче дальше. Ого! Ого! Можно даже крикнуть от восторга: и-го-го! Бриллианты вообще то не моя тема. Но вот эти два солитера - потрясающи по размеру! Я знаю кому их подарить! Они из тех камней, которые должны носить дамы соответствующего общественного положения! Камни таких размеров среди ювелиров известны, они редки. Но укладка в вороньем гнезде пролежала долго! Даже несколько десятков лет, не менее! Есть у меня одна версия, откуда в Крыму могли взяться камни такого класса!

       - Это я предлагаю преподнести в дар Дагмаре и Марии Петровне!

       Бетти и Китти, поймав мои взгляды не возражают. Машенька "стеклянными" камешками не интересуется пока по малолетству. То ли дело, которые разных цветов, самоцветные!

       Вот! Я надеялась, что такие эффектные вещицы должны быть! У всех ювелирных мастеров они в набор входят! Набор - это набор, это такой ассортиментный минимум, который должен быть...

       Два крупных камня, если их поставить на диадему по бокам симметрично, как рожки, а остальное пустить бриллиантовой мелочью, то получится очень симпатично! Крупные камни - это звездчатые сапфиры, конечно!

       - Матильда! Это скромно, от всех нас! Как актрисе России!

       Беру свой блокнот и рисую, как я представляю себе ювелирное изделие и на красивой головке актрисы. Всем очень нравится! Матильда растрогана.

       - А нашим? - в один голос спрашивают Бетти и Китти.

       - Да, а нашим? - заодно подтверждает Маша.

       - Ну, на память о Крыме, что нибудь практичное! - конкретизирует Китти.

       - А давайте! - соглашаюсь я. - Вот, много рубинов есть, подходящие для колец есть формой, вот эти, плоские, и для галстучной булавки! Кому? Предлагаю: князь, ротмистр, его Превосходительство. Полковники Светлицкий и Гартвиг. Прапорщик Дурнов и старший унтер офицер Кукулиш.

       - А он уже старший? - спрашивает Бетти. - Это ты подсуетилась?

       - Я. Ну что же, ну похлопотала! Супруга его мне кое в чем помогла. Она мне, а я ей. Она травница и у нее место торговое есть, и я в ней заинтересована. И всех тетенек, кто в этом деле, в городе она знает. И я через нее кое-кого... А приказ о повышении в званиях и в чинах уже составлен, вот-вот Государь подпишет! Кстати, Государя бы не забыть, самые крупные рубинчики сейчас для него выберем, а также для Ники и для его сиятельства графа Фредерикса!

       Шумной толпой двигаемся к набережной, где в ряду дорогих магазинов, ювелирный торговый дом. За несколько дней в Крыму мы уже примелькались и на набережной, и в местном обществе, и в кофейнях. Поэтому и владелец магазина-салона, и приказчики обрадовались нашему визиту в скучный полдник.

       - Однотипные изделия, мужской гарнитур, подарочные шкатулочки из можжевельника, золото ваше, камешки  наши! - говорю я. Всем - кофе с кардамоном, ребенку - сок из айвы. Да, всем нам - пирожных!

       Как я и предполагала, объем заготовок-полуфабрикатов у владельца салона был солидным и мы быстро выбрали, что мы хотим. Закипела работа. Никаких горячих работ, только работы по монтажу и полировке!

       - Еще чашечку кофе? - отменно вежливо и почтительно спрашивает хозяин ювелирного салона. - Это настоящий мокко! Немного зерен урожая этого года, только что доставили кораблем. Прислан для двора султана, ну у меня там есть знакомства. Хорошая это вещь, иметь знакомства! Много чего по знакомству интересного рассказывают люди!

       И без перерыва и перехода:

       - Мы можем поговорить отдельно, вот здесь в уголке салона? - и увлекающим жестом приветливо указывает мне действительно отдаленный уголок, где, если говорить тихо, то даже мои подруги ничего не услышат. Хотя я бы гарантии этому не дала бы...

       - Пришел, как я и говорил, наш торговый корабль, сегодня рано утром. Привез новости. Мне очень не понравились эти новости! У нас, у торговых людей, есть в порту свои люди...

       Он улыбается своей оговорке, которая прозвучала вполне как bon mots!

       - И? - говорю я.

       - Англичане. Старый, наполовину парусный ход, трехмачтовый корабль. Колесный ход на паровой машине. Двадцать пушек по каждому борту и носовое орудие. Придет под каперским флагом. Много ли Ялте нужно при бомбардировке? И команда...  Все портовое отребье туда набрали! Грабить плывут! Я уеду с семьей из города сегодня ночью. Хорошо, что ваш заказ исполнили вот сразу! Предупредите кого следует! Может быть, вам тоже пока уехать?

       - Спасибо за своевременное предупреждение. Я не спрашиваю, почему вы сказали именно мне эту информацию. Между понимающими людьми итак всё понятно, я правильно понимаю? Я думаю, что до каких-то ужасных страстей все же не дойдет... Но тем не менее, почему именно я?

       - А много ли молодых девушек разгуливает по курорту, на отдыхе, сразу с двумя револьверами? - улыбается хозяин салона. И спутники ваши, извините, себя выдают. Как стая волков! И похожи вы, однако, сами знаете на кого! Вы - красавица!

       - Ну вы же понимаете, что я должна буду доложить все в деталях. И вашу визитную карточку предоставить непременно.

       - Пожалуйста. Вот-с, возьмите. Я, вы знаете, решил осесть в России. Я ведь армянин... А в Турции вот приходилось бывать, в греческой части,  родственников спасать пришлось в буквальном смысле!

       - Да, пришлось вам поездить по Востоку! - говорю я. - Интересно было с вами познакомиться и поговорить!

       - Да, спасибо вам за заказ!

       Бетти пока рассчитывается с приказчиком. А я карточку владельца в бювар.

       - Так мы еще непременно зайдем! - прощаюсь я. - Пусть удача сопутствует вам, Георгий Иванович!

       - Гюрджиев Георгий Иванович. - говорит Бетти, читая латунную табличку на дверях ювелирного царства.  - Ты его знаешь?

       - Да так, шапочное знакомство.

      
       И надо же, как удачно, что мы не дошли до резиденции царской семьи, встретили идущих навстречу почти всех наших и весело раздали подарки.

       - Настя, я вручу наш подарок  Ники, никто не против? Нет? Ну, так я пошла вручать... - и Матильда исчезает.

       - Да ладно уж, иди! - говорим Бетти я и Китти. - А то за уши оттаскаем!

       - Ой, а меня то за что? - растерянно недоумевает наша подруга.

       - А что, если тебя теперь все могут  называть "госпожа генеральша", так прямо и не за что?

       Бетти радостно охает.

       - Ну иди, иди... - целуем ее в обе щеки. - Только, стой! Это еще секрет и пока не объявляли! Т-с-с!


       - Ну вот, - говорит Маша. - Всем все раздали... А нам кто что-нибудь подарит? Или девочкам все завтра?

       - Так ведь ювелирному мастеру время тоже нужно! - успокоительно говорю я. - Реально, это будет даже  послезавтра! Но пойдемте, закончим с остальными подарками!

       - Послушай, а как это мы, так запросто, можем ли войти в кабинет к Государю? А к графу Фредериксу? Он очень строгий! Разве так можно? - спрашивает Китти.

       - Гм... Ты права! Скорее всего, нельзя. Но можно зайти к Императрице и посоветоваться. Ну нам даже нужно. Вот что подарить Ольге и Ксении? Может быть, там какая своя воспитательная политика есть? А мы, по незнанию, влезем неловко?

       - А это вы молодцы! Почаще заходите по таким вот случаям! - говорят нам Дагмара и Мария Петровна, но крупные бриллианты в подарок охотно принимают и смеются над моей историей с разорением заброшенного вороньего гнезда.

       Дагмара быстренько проверяет можжевеловые шкатулочки, с наслаждением вдыхая терпкий смолистый аромат. Раскладывает по порядку, кому и что вручать. На мой взгляд, различий то и нет, камни я подобрала первоклассные! Дагмара вполне удовлетворена содержимым...

       - Идемте! Мы быстренько!

       И действительно, получилось очень тепло и душевно. Мужская компания заседавшая в кабинете Императора тоже не против была сделать перерыв и освежиться. Его Превосходительство, видя мое озабоченное лицо, тихо спрашивает:

       - Что-то случилось? По существу, без деталей.

       - Да вот. Инициативник тут один проявился. Сообщает, что "они" весь константинопольский портовый сброд, до ста человек, и многопушечный корабль, присылают штурмовать Ялту. Масштабная провокация. Будут здесь в первой половине дня, как я предполагаю. Придут, как мне передали, под каперским флагом! Это что же, "Веселый Роджер"? Я думала, что пираты - это в детских книжках, сама вот перевод делала, историю про остров сокровищ.

       - Взгляните, Анастасия Николаевна. - Генерал дает мне бланк военного телеграфа.

       Примерно то, что я сказала. Но более четко.

       - Вот видите, наш военный агент сообщает и о желтокожих, или коричневокожих особях. У них британские паспорта и их по списку - дюжина!

       - Там я уже присмотрела старый капонир в конце городской набережной, сейчас там разный портовый хлам сложен, очень удобно для устройства снайперской засады.

       - Да, уже многое сделано для отражения бандитского налета!

       - На сегодняшнюю ночь, может быть, усилить караулы ночной стражи? Если в городе их агентура есть, то могут начать ночью действовать?

       - Как раз сейчас предупреждаем людей. Наши задействованы, люди полковника Гартвига, местная полиция и чины ялтинского жандармского поста.
Общий сбор после ужина, по распорядку, там все и получат инструктаж. Да, Анастасия Николаевна, тут какой-то редкий сорт кофе получен, буфетчик порекомендовал, не угодно ли отведать?

       - Господин генерал, а можно я угощу нашу красавицу! - вмешивается Императрица, - А то вы, мужчины, надымили тут своими сигарами и трубками!

       - Хорошо, до вечера Анастасия Николаевна! Большое вам спасибо за подтверждение необходимой информации! - Генерал снова присоединяется к мужской компании.

       А мы идем поболтать в женской компании...


Конец главы 10.


Рецензии