Встреча

Она увидела его за секунду до.
Опознав глазами знакомую фигуру, Лиза не сразу поняла, что это именно он, но мгновенно спохватилась, и чтоб не столкнуться с ним, импульсивно попридержала дочь и Славу перед эскалатором, чтобы пропустить его. Слава, по всей видимости, понял, в чем дело, а Полина удивлённо обернулась на маму, мол, ты чего дергаешь меня?
Андрей вёл себя непринуждённо. По крайней мере никакие эмоции на его лице не отразились. Сделав вид, будто перед ним незнакомая пара с ребенком, он поспешил встать на эскалаторе перед ними. И вот теперь они ехали со Славой и дочерью в крупном торговом центре на эскалаторе ступенькой ниже её бывшего мужа, отца Полины. Лиза видела его спину прямо перед собой. Можно было бы протянуть руку и дотронуться до него. Но такого желания давно не возникало. Прошло чуть меньше двух лет, как он собрал вещи и ушёл. Боль проходила долго, но прошла в одночасье, когда золовка, откупоривая бутылку вина и пряча глаза, поведала, что видела в социальных сетях, где поселился Андрей.
- Лиз, ты не подумай чего.. - вздохнув, начала она. - Не подумай, что я слежу за Андреем и что сую нос не в своё дело… Но… В общем, не буду тянуть. В соцсетях я наткнулась на одну девушку, она оказалась знакомой моих знакомых, они на нее подписаны, и поэтому я увидела эти фото. Она размещает их у себя на странице, и на каждой - Андрей. У неё маленький сын, и очень много фотографий, где они втроём. Я так поняла, что он живёт с ними.
Тогда пазл, который Лиза долгое время не могла собрать, наконец сложился. Причина оказалась такой банальной, что Лиза расхохоталась. Другая женщина почему-то не приходила ей в голову. Она всё думала, что она не так сделала и перечитывала про себя стихотворение Цветаевой “Мой милый, что тебе я сделала?!”.
- Папа?! - внезапно раздавшийся голос Полины отвлек её от воспоминаний. - Папа Андрей?
Дочь смотрела на его спину непонимающими глазами. Андрей всё так же продолжал стоять перед ней и не поворачивался.
- Папа! - Полина вскрикнула, и голос её, раздавшийся сначала так звонко, резко оборвался и последние звуки перешли в хрип.
Лиза переглянулась со Славой.
Полина же протянула руку к Андрею, но в этот момент он сошёл с эскалатора и направился вглубь торгового центра. Полина, ошарашенная, сошла с эскалатора вслед за ним. На глазах выступили слёзы, девочка побежала за отцом.
- Папа! - не сдавалась она и всё кричала ему вслед. Проходившие мимо люди украдкой косились на неё, а она, не стыдясь ни капли своих детских слёз, кричала им, показывая рукой на спину удаляющегося Андрея - там мой папа! Папа, подожди! Папа!
Лиза и Слава схватили Полю за руки.
- Дочь, ты ошиблась. - Лиза сгребла её в охапку и крепко прижала. - Это был чужой дядя.
Полина с негодованием оттолкнула маму. Лицо её раскраснелось, рот искривился и из него вырвался вопль. Это был просто крик, сочетание звуков без смысла. Она зашлась в самой настоящей детской истерике - такой, которую бывает очень трудно остановить. Люди оборачивались на них, сочувственно глядя на маленькую девочку, которая злилась и плакала навзрыд, отбиваясь от маминых утешительных объятий, и на Славу и Лизу, растерявшихся и не знающих, чем ей помочь.
- Отведем её в машину. - сказала Лиза Славе.
На удивление она была спокойна. Истерика дочери, вызванная поведением бывшего мужа, настроила её на нужный лад - она вся была сосредоточена на том, чтобы успокоить Полю. У Славы же дрожали руки и сердце ухнуло куда-то в пропасть. Он стискивал свои руки от напряжения, ему очень хотелось хоть как-то облегчить боль Поли, но в данный момент он не мог дать то, чего ей так хотелось. Он горько вздохнул про себя и который раз пожалел, что не встретил Лизу раньше и не он стал отцом Полины. Эта чудесная маленькая семья влюбила его в себя сразу же.
Едва Лиза переступила порог аудитории, где проходила первая пара осенней сессии, как Слава моментально потерял голову. Целый месяц их заочной учёбы он окружал её вниманием. Лиза видела, что понравилась ему, но держалась очень настороженно. Она его быстро ввела в курс дела - разведена, воспитывает дочь. Реакция Славы очень удивила её. Он высказал желание познакомиться с Полей и даже будто обрадовался этому. Но знакомить она их не торопилась. После сессии они разъехались каждый по своим городам, и роман продолжался виртуально. Слава тосковал. Места себе не находил, кружил по дому, не зная, чем себя занять, на работе был потерянным. В итоге он решился ехать к ним в гости.
- Хорошо, - сказала Лиза. - Приезжай.
Она всё так же мало доверяла пока ему, и ей очень хотелось посмотреть, сможет ли он установить контакт с Полиной.
Дочь приняла его настороженно. Но Слава был очарован ею. Эта малышка была такой непосредственной и милой, что когда Слава общался с ней, из его груди распространялось тепло по всему телу, и он понимал, что его привязанность превращается в настоящую отцовскую любовь. Он так хотел дать ей то, чего лишил её Андрей, хотел восполнить то, что было утеряно ею за 2 года её маленькой жизни, что сейчас, глядя на её рыдание, его обуревали два чувства - догнать Андрея и бить его головой об стену что есть мочи и обнять Полину крепко-крепко. Пусть её отец отвернулся, но он готов ей заменить его.
Лиза крепко держала дочь в объятиях и не давала ей ни малейшего шанса вырваться, истерика начала стихать, теперь Поля просто тихо плакала.
- Пойдём. - Слава подошел к ней. - Идём ко мне на руки, поехали домой. А игрушку в следующий раз купим. И не одну, а много.
Он взял Полину на руки, девочка послушно обхватила его руками за шею, и они пошли на парковку. Пока Слава её нёс, она не переставала всхлипывать.
В машине Лиза села на пассажирское кресло, а Полю посадила к себе на колени. Не хотелось её сажать в детское кресло.
- Мама. - обернулась к ней дочь. - Мама, дай мне телефон, я ему позвоню.
Лиза впервые растерялась.
- Это не лучшая идея, Поля… Может, не надо?
Поля вскочила с её колен.
- Нет, надо! - слёзы вновь брызнули из глаз. - Дай мне телефон!
- Давай так сделаем. Ты чуть-чуть успокойся, мы приедем домой, и там уже позвонишь ему?
- Нет! - рассвирепела Полина. - Дай сейчас!
Заходясь в истерическом плаче, она стала биться головой о панель автомобиля и повторять “дай! дай! дай!”.
Лиза и Слава переглянулись, и Лиза одним взглядом попросила ехать домой.
Дома истерика продолжилась. Полина бегала по дому, как раненый зверь, разбрасывала игрушки, раскидала карандаши, в конце концов бросилась на пол и вновь зарыдала. Говорить она уже не могла, звуки, которые она издавала, не клеились в слова.
- Дай ей телефон. - Слава не выдержал.
- Но что, если он не захочет с ней говорить? Будет ещё хуже. - Лиза раздумывала, что делать.
- Дай ей телефон. - решительно повторил Слава.
Лиза взглянула на него, желваки на его скулах ходили ходуном, ноздри раздулись, губы были крепко сжаты, ладони стиснуты в кулаки.
- Хорошо, - вздохнув, согласилась она.
Лиза подошла к Поле:
- Вставай, милая моя. Давай позвоним ему. Только ты чуть-чуть успокойся, хорошо?
Поля поднялась с пола, попыталась вытереть слезы с зареванного лица, пошмыгала носом, судорожно всхлипывая при этом.
- Хорошо, мама.
Лиза набрала номер бывшего мужа и дала Полине телефон. Девочка напряженно ждала, пока раздадутся гудки, но их не было.
- Абонент недоступен. - тихо произнесла она и посмотрела на трубку недоверчиво. Слёзы снова выступили на ее припухших глазах. - Мама, он не доступен!
Лиза ласково обняла дочь, и Поля кинулась в её объятия, плача уже как-то обречённо и не так сильно. Внезапно она вырвалась из маминых рук:
- Я знаю, что делать! Давай бабушке позвоним?! Я ей скажу, чтоб она ему передала, что я жду его звонка!
- Хорошо. - согласилась Лиза и набрала номер бывшей свекрови.
Этот вариант был лучше. Мать Андрея хотя бы общалась с внучкой. Трубку она взяла с первого гудка. Полина сразу же закричала ей в телефон:
- Бабушка! Бабушка! Твой сын, который мой папа, - рыдания перемежались со словами, - он меня не заметил! Передай, что я жду его звонка! Бабушка! Пусть папа мне позвонит! Пожалуйста, бабушка, скажи ему! - Полина не в силах больше говорить, передала трубку маме.
Лиза вышла в другую комнату. Свекровь кричала в трубку:
- Алло! Поля?! Что с папой?
- Зинаида Петровна, здравствуйте, это Лиза. У Полины истерика.
- Это я поняла уже! Что случилось у вас?! - свекровь перепугалась не на шутку.
- Мы были в торговом центре, и столкнулись с Андреем, но он сделал вид, что нас не знает… И Полина закатила истерику.
- Что ты такое говоришь, Лиза?! - взвилась свекровь. - Имей совесть! Как мой сын мог так поступить?! Он вас просто не заметил!
- Зинаида Петровна, - устало вздохнула Лиза. - Я не хочу с вами спорить. Передайте Андрею, чтобы позвонил Поле. Она очень ждет его звонка.
- Хорошо. - сказала свекровь. - Дай трубку моей девочке, я скажу ей, что он обязательно перезвонит ей.
- Секунду. - Лиза вышла из комнаты и окликнула дочь: - Поля! Возьми трубку, бабушка что-то хочет тебе сказать. Поля уже не плакала, просто сидела на полу и смотрела в никуда.
- Поля! - окликнула Лиза и сама поднесла трубку к уху дочери.
- Что? - Полина даже не взяла телефон в руки.
Поленька! - заверещала Зинаида Петровна. - Полюсик ты мой! Я папе обязательно передам, чтоб он тебе позвонил! Обязательно! Жди его звонка, ладно?!
- Хорошо.- вяло ответила Полина.
Лиза положила трубку.
Слава стоял у окна, отвернувшись.
Сама успокоилась? - спросила Лиза у Славы.
Но Слава молчал.
- Слава? - окликнула его Лиза. - Ты чего?
Она в недоумении подошла к нему и заглянула в его глаза. Он плакал. Скрестив руки на груди так сильно, что вздулись вены на руках, он стоял и молча плакал.
- Слава… - голос Лизы дрогнул. Она на секунду прижалась к нему. Слава обернулся к ней.
- Давай запишем её на мою фамилию? Я буду стараться быть ей лучшим отцом, Лиза! - Слава взял её руки в свои.
Лиза растерялась.
- Слава… На это нужно время. Я не могу сейчас тебе ничего ответить.
Остаток вечера Поля провела с телефоном в руке. Истерика утихла, казалось, на нее ушли все силы Полины - такая она была вялая. Лиза глядела на свою дочь и не знала, как ей помочь. Больше всего её тревожил потухший взгляд дочери, будто что-то в ней оборвалось, угасло, исчезло. Сколько времени потребуется, чтобы она всё забыла? По своему первому образованию, педагогическому, Лиза знала, что детская психика очень пластична, но хватит ли этой пластичности, чтобы избежать психологической травмы? Она всё вспоминала первые три года совместной жизни с Андреем. Он всегда был равнодушен к дочери, мало ею интересовался, уделял ей мало внимания, Поля же, наоборот, как и все девочки, тянулась к отцу, он был её любимцем, она всегда ждала его с работы с длительных командировок на Север, куда он в последний год перед разводом устроился работать, радовалась, когда он возвращался. Возможно, Андрей любил её, но по-своему. Быть может, он просто не умел проявить свою любовь? Быть может, она значила для него что-то? Но всё же его поведение Лизу обескураживало. Её собственный отец любил её больше всех на свете, она была для него всем, даже сейчас, когда Лизе почти 30 лет, он часто подходил к ней и обнимал её, целовал в щёки и называл ласковыми прозвищами. Возможно, не стоило расписываться с Андреем, корила себя Лиза, ведь изначально не было большой любви между ними. Беременность наступила сразу же, после первой ночи с ним. О том, чтобы делать аборт, Лиза и не думала - она изначально знала, что оставит ребенка, и днями и ночами молилась, чтобы это была девочка. Андрей же, оценив материальное обеспечение Лизы, - зажиточные родители, своя квартира и машина, неплохая работа, - не растерялся и принял решение жениться. Свадьбу играли уже с пузом, но Лизу это не смущало, ведь она так ждала свою Полечку.
Правда, семейная жизнь не заладилась сразу. Андрей оказался ленив, часто менял работы, нигде подолгу не задерживаясь и постоянно конфликтуя с начальством. Просиживал целыми днями за компьютером и получал даже некое удовольствие от своего бездействия. Начались конфликты. Лиза не желала терпеть нахлебника. Стоило ей выйти на работу, как ссоры обострились и стали чаще. Закончилось это тем, что он собрал вещи и ушел. Как выяснилось, к другой женщине.
Правда, после этого он пытался пару раз вернуться, но Лиза не смогла. Прощать его не было желания, она не тосковала особо, а узнав, что у него другая, сердце её словно выдохнуло и успокоилось. Когда Андрей высказал желание вновь сойтись, но не увидел ответного желания, обиделся на неё и ушёл оконачательно. Как оказалось, и из жизни своей дочери тоже.
Лиза вздохнула. На город опускалась ночь, а Полина всё держала её телефон в своей маленькой ладошке.
- Давай спать, Полечка. - Лиза ласково попыталась обнять дочь, но она никак не отреагировала на её объятия, лишь молча встала и пошла в ванную умываться всё так же с телефоном.
Лиза расстелила постель, уложила Полю и прилегла рядом, крепко обняв ее, она даже не заметила, как уснула вместе с ней на односпальной детской кровати. Ночью обе они спали на удивление крепко. Лиза ни на секунду не выпускала из своих материнских объятий дочь, и Поля, забывшись во сне, потянулась к матери и обняла её своими маленькими ручонками так нежно, как могут это делать только спящие маленькие девочки.
Утро наступило внезапно. Первые предрассветные лучи пробивались сквозь занавески и щекотали Полине нос. Она внезапно рывком села на кровати и первым делом открыла телефон. Лиза ещё спала, и только вскрик Полины заставил её проснуться:
- Мама!
Лиза приподнялась на кровати. Остатки сна она выгоняла из глаз тщательно потирая их кулаками. В одно мгновение ей вспомнился вчерашний вечер, и сон как рукой сняло.
- Что, Поля? - спросила она.
- Мама, - выключая экран телефона, сказала Полина тусклым голосом, - а ведь он так и не позвонил.


Рецензии