Дурылин Сергей Николаевич

День памяти:
1/14.12 – день кончины (1954 г.)

Дурылин Сергей Николаевич родился 14 сентября 1886 года в Москве в купеческой семье, "у Богоявления, что в Елохове, в Плетешках".
Известный философ, богослов, искусствовед, этнограф, духовный писатель, педагог.
Печатался под псевдонимами: Сергей Северный, Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С.Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, С. Раевский, Сергей Раевский.
Отец – Николай Зиновьевич Дурылин (Дурилин). Мать – Анастасия Васильевна Дурылина (в девичестве Кутанова).
Супруга – Комиссарова Ирина Алексеевна.

В 1897-1903 годах учился в IV Московской мужской гимназии, которую не окончил ("обуян честнейшим и бестолковейшим народничеством: слез с народной спины и стал зарабатывать уроками").

В 1902 году начал свою литературную деятельность.

Одно время находился под сильным влиянием идей Л.Н. Толстого.
В 1903 году познакомился с Н.Н. Гусевым, секретарем толстовского издательства «Посредник». С 1904 года — сотрудник этого издательства, автор журналов «Свободное воспитание» (1907—1913) (с 1907 года — секретарь редакции); «Маяк» (1909—1913), «Весы» (1909), «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (1913); альманаха «Труды и дни» (1913); газет «Новая Земля» (1910, 1912), «Русские Ведомости» (1910—1913) и ряда других печатных изданий.

В годы первой революции в России увлекся радикальными идеями. Его неоднократно арестовывала полиция. Потерял близкого друга. Разочаровался в насилии.

Занимался частной педагогической деятельностью. Среди его учеников И.В. Ильинский – актер, режиссер, народный артист СССР.

В 1910 году поступил в Московский археологический институт
В 1914-м окончил его.

В 1910-1916 годах сотрудничал в издательстве "Мусагет".
С 1910 года сотрудничал с издательством "Путь", созданном при "Московском религиозно-философском обществе памяти В.С. Соловьева". С осени 1912 года до закрытия в 1918 году являлся бессменным секретарем общества.

Входил в "Кружок ищущих христианского просвещения", руководимый М.А. Новоселовым.

В 1911-м  и в 1914 годах совершил несколько поездок по русскому Северу, давших материал для искусствоведческих и этнографических очерков. В Соловецком монастыре познакомился с епископом Михеем (Алексеевым), беседовал со старцами.

В 1911-1913 годах регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве «Мусагет».

В 1912 году совершил поездку на озеро Светлояр Нижегородской губернии, где по легенде находится "невидимый град Китеж".
 
В 1913 году в издательстве "Мусагет" вышла его книга "Рихард Вагнер и Россия", в которой он трактовал легенду о невидимом граде Китеже как верховном символе русского народного  религиозного и философского сознания. Эта тема была развита в книге "Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже", которая получила высокую оценку Императора Николая II.

Являлся членом Московского епархиального училищного совета.

В 1912-18 годах – секретарь Московского религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева.

С начала Первой Мировой войны занимал твердую православно-патриотическую позицию.
В 1914-1915 годах читал лекции, изданные в 1916 году в книге "Лик России. Великая война и русское призвание", в которой война оправдывалась провиденциальным предназначением России сберечь Православие, освободить славян и армян от гнета Австрии и Турции.
В книге "Град София. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании" (1915 год) говорил о "нашем единственном, но безмерном праве" на Константинополь, обусловленном почитанием Софии Премудрости Божией со времен Древней Руси.

В 1915 году впервые посетил Оптину пустынь, исповедовался у старца иеросхимонаха Анатолия, беседовал со старцем Нектарием, пребывавшем на покое в монастыре епископом Уфимским Михеем, схиархимандритом Агапитом, архимандритом Феодосием.
Решив уйти в монастырь, говорил об этом с отцом Анатолием (Потаповым), но старец, побеседовав, не благословил его на этот шаг, сказав, что он не готов к монашеству.
В 1918-19 годах С.Н. Дурылин – корреспондент старца Анатолия.

В марте 1918 года был приглашен вместе с отцом Павлом Флоренским, С.П. Мансуровым и М.А. Новоселовым принять участие в работе Соборного отдела о духовно-учебных заведениях и разработке типа пастырских училищ (взамен семинарий).

В апреле-июне 1918 года на Богословских курсах, открытых по благословению патриарха Тихона, читал лекции по церковному искусству.

В 1818-20 годах – член Комиссии по охране памятников искусства и старины при Троице-Сергиевой лавре. Работал в "Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры" под руководством отца Павла Флоренского. Занимался описью реликвий лавры XVII века.
В 1919 году переселился в Сергиев Посад.

В 1920 году стал членом Всероссийского союза советских писателей.

Вместе с С. Мансуровым "ходит по инстанциям: хлопочет о "Козельском деле"" – сохранении Оптиной пустыни.

8 марта 1920 года епископом Феодором (Поздеевским) в Троицком храме Свято-Даниилова монастыря рукоположен во диакона.
15 марта 1920-го – в  сан священника (целибатом).

В 1920-21 годах служил в Москве в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке, при отце  Алексии Мечеве.
Кроме Богослужений, отец Сергий вел также и внебогослужебные беседы на Маросейке. Участвовал в составлении службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Им составлены тропари канона святым Калужским (песнь 4, тропарь 7) и Тамбовским (песнь 9, тропарь 1) и второй светилен, обращенный к Софии Премудрости Божией.
Здесь он познакомился с Ириной Алексеевной Комиссаровой.

Весной 1921 года без благословения отца Алексия Мечева перешел служить в Боголюбскую часовню у Варварских ворот.
В 1921-22 годах – настоятель Боголюбской часовни у Варварских ворот Китай-города в Москве.
После перехода в Боголюбскую часовню поселился там в одном из внутренних помещений Варварских ворот со своим другом и сослужителем отцом Петром Давыденко.

11 июля 1922 года был арестован и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ.
Содержался во внутренней тюрьме ГПУ в Москве.
Причиной ареста послужила борьба с обновленцами, стремившимися с помощью доносов в ОГПУ вытеснить прежних священников из центральных приходов Москвы и занять их места.
27 июля ему было предъявлено обвинение в том, что "служа при церкви-часовне Боголюбской, занимался скрытой антисоветской агитацией-деятельностью".
8 августа был переведен во Владимирскую тюрьму.
24 октября 1922 года секретный отдел ГПУ вынес заключительное обвинение: "При часовне Боголюбской, настоятелем которой был С.Н. Дурылин, а также и у него на квартире, часто собирались к/р элементы, которые занимались здесь распространением а/с агитации, поддерживали связь с Тихоном и под видом религиозных книжек и душеспасительных мотивов распространяли среди верующих к/р воззвания. Дурылин являлся здесь одним из самых видных а/с деятелей. При изъятии церковных ценностей он вместе с попом Давыденко Петром (ныне скрывающемся от суда и следствия), нападал на монахов-прислужников указанной часовни за то, что они занесли в опись все имеющиеся ценности, и хотел их выгнать вон, т.к. "они вместе с властями ограбляют храмы". Вместе с другими попами он часто выступал с проповедями, на которых указывал, что "вера Христова попрана", что "храмы ограбляются и верующие насилуются властью", что "на землю сошел антихрист" и т.д. Наконец, им было принято предложение к/р Берлинского журнала составить для него сборник статей о русской церкви в момент ее обновления. Все это характеризует его, Дурылина С.Н., как элемент политически, безусловно, вредный для Советской власти".
25 ноября 1922 года он был осужден Комиссией НКВД по административным высылкам и приговорен к двум годам ссылки в Хиву, которая была заменена на высылку в Челябинск на тот же срок: 15 декабря по ходатайству Б. Красина, А. Цветаевой и П. Когана, поддержанному А. Луначарским, высылка в Хиву была заменена на высылку в Челябинскую губернию.

Во Владимирской тюрьме провел полгода. Знакомые отца Сергия (А.В. Щусев и др.) хлопотали о его освобождении перед Луначарским. Тот согласился помочь лишь в том случае, если отец Сергий заявит о снятии с себя сана.
После 1922 года не служил, но сана не снимал.

В ссылку в Челябинск по благословению отца Алексия Мечева отца Сергия сопровождала прихожанка храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке Ирина Алексеевна Комиссарова.

С 15 января 1923 года по 30 ноября 1924 года он состоял на службе в Челябинском музее местного края в должности ученого археолога и этнографа, заведовал археологическим и этнографическим отделами музея. В ссылке тяжело заболел. Ирина Алексеевна выходила его.
26 сентября 1924 года постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ отец Сергий был досрочно освобожден.

С 1924 по 1927 год проживал в Москве, занимался научной, искусствоведческой и литературной работой, преподавал. Работал внештатным сотрудником Государственной академии художественных наук.
В 1925-м жил некоторое время в усадьбе Мураново в Тульской области, занимался исследованием творчества Тютчева.

10 июня 1927 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
Обвинение при аресте: "распространение среди верующих литературы антисемитского содержания".
10 августа было предъявлено обвинение: "Дурылин С.Н. имел отношение к Леману – руководителю а/с группы почитателей писателя Розанова, давал Леману справки и устные сведения о настроениях, взглядах Розанова и его биографии. Сам же Дурылин пропагандировал некоторые моменты из учения Розанова, являющиеся, несомненно, контрреволюционными".
16 сентября 1927 года осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению в "а/с агитации, связи с а/с группой почитателей к/р писателя Розанова".
Приговор: 3 года ссылки в Сибирь.

После вынесения приговора был выслан в Томск. В ссылку его опять сопровождала Ирина Алексеевна Комиссарова.
В Томске неофициально трудился библиотекарем в Томском государственном университете, разбирал книги из библиотеки Жуковского.

В 1930 году, после освобождения из ссылки, ему было запрещено проживание в Москве, и он
вынужден был поселиться в городе Киржаче Владимирской области.

В 1933 году вступил в брак с Ириной Алексеевной Комиссаровой. Это стало причиной оставления священнического сана.

В 1933 году обратился с заявлением во ВЦИК с просьбой разрешить жить в Москве. В этом же году получил разрешение вернуться в Москву.

В 1933-36 годах проживал в Москве.
С 1936-го – в Болшево под Москвой.
В 1933-1943 годах работал в Литературном музее, Институте мировой литературы и в редакциях сборников "Звенья" и "Литературное наследство".

В 1944 году по ходатайству Института мировой литературы получил ученую степень доктора филологических наук по совокупности работ.
После окончания Великой Отечественной войны – профессор, заведующий кафедрой истории русского и советского театра в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского.
За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актерского творчества награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
В подмосковном городе Королеве в микрорайоне Болшево находится «Музей-квартира Сергея Николаевича Дурылина». В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королева и Болшевская городская библиотека № 2.

Сергей Николаевич и Ирина Алексеевна вместе дожили до старости. В их квартире был образ Спасителя, и перед ним никогда не угасала лампада.

14 декабря 1954 года С.Н. Дурылин скончался.
Место захоронения: Москва, Даниловское кладбище.

Литература:
1. "Древнерусская иконопись и Олонецкий край". Петрозаводск. 1913 г.
2. "За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке". М. 1913 г.
3. Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства". М.: "Мусагет". 1913 г.
4. "Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже". М. 1913 г.
5. "Лик России. Великая война и русское призвание". М. 1916 г.
6. "Град София. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании". М.
1915 г.
7. "Нестеров-портретист". М.-Л.: "Искусство". 1949 г.
8. Воспоминания о старце Алексие Мечеве "Во граде, яко в пустыне живый..." (В книге
"Пастырь добрый") 1997 г.
9. "Пастырь Добрый". Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева/ Сост.
С.Фомин. М.: Паломник, 1997. 784 с. (Б-ка "Русское православие ХХ века). С.125, 667-669.
10. Советский энциклопедический словарь. М., 1988.
11. Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 368.
12. Александр Галкин. "Сергей Дурылин. Краткий хронограф". Журнал Москва, № 10. 2008 г.
13. http://pstbi.ru
14. http://msdm.ru


Рецензии