66. Счастье

Я могу быть где угодно, с кем угодно, заниматься чем угодно. Я могу быть в десяти микронах или в десяти тысячах световых лет. Я могу скитаться, словно Моисей, по пустыне смыслов, выжидая, пока сменятся поколения, или, словно Гаутама, искать просветления, отвергая земное, но мне всегда будет не хватать нескольких мгновений.
Я никогда не смогу быть по-настоящему, истинно счастлив.
Всегда будет оставаться какая-то мелкая червоточинка, семя сомненья, всегда будет чего-то не хватать. В том суть человеческой природы.
Иисус сказал: "отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф 16:24). В чем мой крест? Насколько он тяжел? И насколько он тяжелеет с каждым годом, накапливая на себе все мои грехи?
Феномен человеческого счастья рассматривался с самого раннего периода развития, с того момента, как человек осознал себя и понял, что есть мгновения, когда ему хорошо, но в основном ему плохо. С тех пор критерии счастья менялись неоднократно, и меняются до сих пор.
В античной философии сформировались три основных направления, до сих пор являющиеся ключевыми: гедонизм, стоицизм и эвдемонизм. Позже пришло христианство, перевернув систему ценностей и выдвинув на первый план милосердие, сострадание, веру, любовь и подобные добродетели. И только в Новом времени Джон Локк определил счастье как понятие сугубо индивидуальное, для каждого свое, а Эрих Фромм окончил формирование западной модели счастья, утверждая, что счастье достигается в реализации своей индивидуальности.
И возникает, собственно, вопрос: как среди тысяч возможностей, миллиардов путей найти тот единственный, который приведет к счастью?


Рецензии