Как ходить в музей с маленьким ребёнком

В данной статье мы знакомим родителей с выбором музея для ребёнка дошкольного возраста (2, 3, 4, 5 лет), способами его посещения и закреплением материала.
    
Куда пойти с ребёнком на выходных в хорошую погоду – вопросов не вызывает, для гармоничного развития можно поехать в лес, пригородный или городской парк, зоопарк и т.д. Но куда деваться в плохую погоду? Кто-то выберет кино, кто развлекательно-торговый центр. Если это только часть развития вашего ребёнка – то это нормально. Но есть ещё замечательная возможность – музей!
      
Но как ходить в эту обитель прекрасного и культуры, где существуют свои жёсткие правила? Будет ли интересно ребёнку ходить по полупустым залам с рядами развешанных картин и строгими смотрительницами, которые запрещают всё самое интересное – трогать, «беситься», что так необходимо в этом возрасте? Первые несколько минут или первый час (в зависимости от ребёнка) будет интересно, но потом он заскучает, как от долгой попытки обучить его азбуке. В любом случае, надо подготовиться к такому походу и сделать пребывание в музее маленьких испытателей ярким событием, получать совместное удовольствие, не перегружать информацией, дозировать время, давать что-нибудь вкусное, делать всё, чтобы ребёнок захотел сам пойти в музей в следующий раз.
Вечером дома можно вспомнить, что видели, где ели, нарисовать или слепить что-нибудь из экспонатов.

КАК И ГДЕ
    
Так что же нужно ребёнку? Конечно же, живое участие в процессе, элементы игры, любые активные действия - бегать, прыгать, ползать. Как правило, при таком поведении подходит смотрительница, и строго что-нибудь говорит (про охрану, полицию, сигнализацию). Поэтому родитель должен проявлять бдительность и смекалку.

Накручивать положенные километры можно там, где нет смотрителей, например, лучшее место – забираться наверх по лестнице, бегать по гардеробу, по коридорам без экспонатов и другим подобным местам.
    
В последнее время всё больше музеев выставляют интерактивные экспонаты – когда предмет можно потрогать, послушать и т.п. Вот тут ребёнку надо полностью уступать - поговорить по старинному телефону, потрогать поделку, открыть-закрыть дверь и т.п.
    
В сувенирных лавках при музеях можно свободно осуществить естественную потребность потрогать - брать куклы, игрушки, модели…

Поощрять инициативу ребёнка – например, предоставлять самостоятельный (по возможности) выбор маршрута, отвечать (опять же, по возможности), на все вопросы ребёнка – или придумывать интересные рассказы.

Общение с другими детьми также приобщает ребёнка к музею. Если ваш ребёнок начал рассказывать другому, что он видел, или как его зовут, или они начали вместе ползать вокруг статуи, не прерывайте этого общения.

В туалете ребёнок может переключиться от музейной информации, здесь можно не только справить нужду, но и пообщаться с водой у рукомойника!
     Найти время перекусить (в кафе, гардеробе и т.д.)
    
    
ТИПЫ МУЗЕЕВ, БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
    
Крепость
Здесь для ребёнка простор – башни, стены, крепостные сооружения. Можно и бегать (в безопасных местах, конечно). У крепостной стены можно представить, как враги приплывали на кораблях и штурмовали крепость, а защитники отбивались. На песке можно построит модель этой крепости.
    
Этнографический музей
Здесь, конечно, вспоминаем сказки, связанные с деревней, как жили в старину, избушках, как охотились, ловили рыбу…
    
    
Музей изобразительный искусств, картинная галерея
Здесь можно больше уделять внимание картинам и скульптурам, где изображаются дети, папы, мамы, и, конечно, животные. Сосчитать зайчиков, коров – кто больше насчитает, тот и выиграл. Узнать, чем отличается платье царя от крестьянина. С девочкой можно сделать акцент на том, какое платье больше понравилось. С мальчиком – поговорить подробнее про оружие, генералов, солдат…
В античном отделе можно рассказать про древних богов (как звали главного бога), сказочных животных (как называется эта лошадка с крылышками, кто этот дядя с телом коня, что это за детки с крыльями), вспомнить мультфильмы про героев и богов или статуи, которые видели в городе. В отделе скульптур можно поиграть в прятки – например, можно спрятаться только за богиней красоты.
    
Зоологический музей
Является, пожалуй, одним из самых целевых объектов посещения для детей. Практически возле каждого объекта-животного можно вспомнить знакомые сказки. Разыграть сценки, спеть песенки. 
    
Музей города
Вместе рассмотреть макет города, поговорить, что такое город, что такое улица, площадь, дворец, дом, памятник, городской парк. Узнать объект, который видели вживую.
    
Музей-церковь (или храм как музей)
Тема очень индивидуальная. В христианском действующем храме огромный интерес для ребёнка представляет таинство свечей. Можно приобрести в церковной лавке свечку, взять ребёнка на руки и помочь зажечь её о другую свечку. Кто эта мама с лялечкой? Рассказать про Богородицу и её сыночка Иисуса. Кто этот дядя, висящий на кресте? Рассказать про его жизнь, как он приехал в город на ослике, как делал чудеса, как рассказывал истории. Можно показать обряд – например, крещение детей. Можно походить по лестницам, забраться на колокольню.
В буддийском храме можно рассказать про отшельников, медитацию, Будду, защитников и их страшные фигуры, рассказать, как строят в песочнице куличики, а потом разрушают их.
    
    
Монастырь
В монастыре вообще раздолье – можно погулять по территории, залезать на различные конструкции, приделы, колокольни. Рассказать про роль монастырей, сравнить их с крепостью, рассказать про священников и монахов, научиться отличать их.
    
Некрополь, культурно-историческое кладбище
Сначала можно вспомнить нескольких интересных деятелей вашего города (царей, архитекторов, писателей, музыкантов). Например, «помнишь такой памятник такого-то дяди? Так вот, его кости лежат здесь». Можно поговорить, из чего сделаны надгробия, как их украшают (цветы, скульптура), как они могут быть связаны с человеком. После этого можно дать ребёнку самостоятельно найти нужное захоронение. В простой форме можно рассказать про смерть, скелет, кости, череп, как хоронят.
    
Музей-тюрьма
Можно вспомнить Чиполлино, Трёх Толстяков, Буратино, рассказать, кто такие заключённые и надзиратели, рассказать, как проходил день в тюрьме, как они мылись, куда ходили в туалет; за что сажали (дядя делал что-то плохое или наоборот). Предложить поиграть в арестантов – сесть на стул (если позволяет экспозиция), съесть что-нибудь символическое, представив, что это баланда, которую едят в тюрьме, лечь на койку и представить, как спали. Если ребёнок не боится, можно предложить закрыть в камере друг друга по очереди. Вечером надо обязательно рассказать бабушке – представляете, как она обрадуется, когда узнает, где обедали – «в тюрьме!»
    
Выставки и мастер-классы
Можно подбирать целевые детские выставки – где экспонируются игрушки, куклы, проводятся детские мастер-классы по изготовлению кукол, изображений…


Рецензии