Фотография эпохи модерна

Все мы знаем про модерн, ар-нуво, сецессион, серебряный век в архитектуре, скульптуре, живописи. Имена таких архитекторов как Отто Вагнер, Антонио Гауди, Фёдор Лидваль, Фёдор Шехтель, Фёдор (Фридрих) фон Постельс, художников Поля Гогена, Густава Климта, Михаила Врубеля, скульпторов Огюста Родена, Аристида Майоля широко известны по всему миру.

Но что мы знаем про фотографию эпохи модерна?

На заре своего появления (и до конца 19 века) фотография не рассматривалась как искусство, а существовала скорее как вспомогательное средство. Например, документирование образцов в ботанике или фиксация городского пространства в помощь художникам, чтобы они, срисовывая, могли оттачивать свое мастерство. Или просто считалась забавой для очень немногих людей. К искусству тогда относили рукотворные произведения, а не то, что было получено с помощью физико-химических фокусов. Несмотря на то, что многие «светописцы» фотографической зари уже проявляли недюжие способности, мнение критиков оставалось неизменным.

120 лет назад, в 1897 году, американский фотограф, галерист и меценат Альфред Стиглиц писал: «Чтобы получить изображение с помощью ручной камеры, нужно тщательно выбрать объект, не обращая внимания на фигуры, и продумать композицию и освещение. После того, как это сделано, понаблюдайте за прохожими и дождитесь момента, когда все придет в равновесие и будет удовлетворять взгляд. Часто это предполагает часы терпеливого ожидания. Моя фотография "Пятая авеню зимой» — результат трех часов, проведенных на пронизывающем снежном ветру в ожидании подходящего момента".

Многие фотографы обладали особым восприятием реальности, проявляя чувствительность к тем моментам, когда привычный мир предстает в необычном свете. Стиглиц добивался достижения в фотографии той внутренней гармонии, которая существует в реальности, но открывается лишь терпеливому и внимательному художнику.

Стиглиц в то время был убежденным символистом. В этом отношении он следовал эстетическим тенденциям своего времени. Художники и теоретики, следовавшие по пути, указанному поэзией, провозглашали родственность различных состояний ума и души и соответствующих им состояний неодушевленной природы. «Фотографический» натурализм не приветствовался в среде фотографов-художников.

В 1898 году в Мюнхене проходит выставка Сецессиона, на которой, наравне с работами Э.Мунка и Тулуза-Лотрека, присутствуют фотографии группы фотографов. А.Стиглиц, один из вдохновителей этой группы, под влиянием идей этой выставки, назвал свою группу Фото Сецессион (The Photo-Secession). Параллельно в Великобритании существовала группа The Linked Ring.

В 1899 году один из критиков написал: «В Мюнхене, в центре искусств Германии, «сецессионисты», художники, включая самых продвинутых и одаренных людей нашего времени (как следует из названия, покончившие с узкими правилами обычаев и традиций), признали считать фотографическое изображение, за их заслуги, как самостоятельные произведения искусства, вне зависимости от того, что они были произведены посредством камеры.» Таким образом, фотография получила признание в художественной среде, а фотографы были признаны представителями нового искусства теоретически и практически.

Все они вырабатывали новое течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., подчеркивавшее в фотографии те черты, которые сближали её с живописью и графикой эпохи. Среди методов были мягкий фокус, специальные фильтры и покрытия линз; а также окисление, оттенение или кадрирование в темной комнате для редактирования содержимого изображения. Рама продолжала быть неотъемлемой частью художественного эффекта, так как она создавалась вручную, чтобы соответствовать манипуляциям художника с фотографией. Впоследствии это течение было названо пикториализмом (от английского слова pictorial - живописный).

Сторонники пикториализма утверждали, что фотографии необходимо стремиться превзойти живопись и гравюры того времени. Фотографы верили, что, подобно тому, как картины различаются из-за манипуляций художника с материалами для достижения эффекта, так и фотограф также должен изменять или манипулировать с фотографическим изображением.

Движение пикториализма в России шло вслед за европейским, уже к концу XIX в. добилось международного признания (работы Алексея Мазурина, Сергея Лобовикова, Василия Улитина, Мирона Шерлинга, Соломона Юдовина и др.), но с начала 1930-х гг.было подвергнуто идеологическому разгрому, а его наследие на несколько десятилетий оказалось выведено из художественного обихода.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. произошло возрождение пикториальной фотографии в России. В первую очередь это связано с творчеством московских фотохудожников Колосова Г. М. и Ерина А. Н. и петербургских - Таболиной Л. С. и Скибицкой Е. В.


Рецензии