Фотография эпохи модерна
Но что мы знаем про фотографию эпохи модерна?
На заре своего появления (и до конца 19 века) фотография не рассматривалась как искусство, а существовала скорее как вспомогательное средство. Например, документирование образцов в ботанике или фиксация городского пространства в помощь художникам, чтобы они, срисовывая, могли оттачивать свое мастерство. Или просто считалась забавой для очень немногих людей. К искусству тогда относили рукотворные произведения, а не то, что было получено с помощью физико-химических фокусов. Несмотря на то, что многие «светописцы» фотографической зари уже проявляли недюжие способности, мнение критиков оставалось неизменным.
120 лет назад, в 1897 году, американский фотограф, галерист и меценат Альфред Стиглиц писал: «Чтобы получить изображение с помощью ручной камеры, нужно тщательно выбрать объект, не обращая внимания на фигуры, и продумать композицию и освещение. После того, как это сделано, понаблюдайте за прохожими и дождитесь момента, когда все придет в равновесие и будет удовлетворять взгляд. Часто это предполагает часы терпеливого ожидания. Моя фотография "Пятая авеню зимой» — результат трех часов, проведенных на пронизывающем снежном ветру в ожидании подходящего момента".
Многие фотографы обладали особым восприятием реальности, проявляя чувствительность к тем моментам, когда привычный мир предстает в необычном свете. Стиглиц добивался достижения в фотографии той внутренней гармонии, которая существует в реальности, но открывается лишь терпеливому и внимательному художнику.
Стиглиц в то время был убежденным символистом. В этом отношении он следовал эстетическим тенденциям своего времени. Художники и теоретики, следовавшие по пути, указанному поэзией, провозглашали родственность различных состояний ума и души и соответствующих им состояний неодушевленной природы. «Фотографический» натурализм не приветствовался в среде фотографов-художников.
В 1898 году в Мюнхене проходит выставка Сецессиона, на которой, наравне с работами Э.Мунка и Тулуза-Лотрека, присутствуют фотографии группы фотографов. А.Стиглиц, один из вдохновителей этой группы, под влиянием идей этой выставки, назвал свою группу Фото Сецессион (The Photo-Secession). Параллельно в Великобритании существовала группа The Linked Ring.
В 1899 году один из критиков написал: «В Мюнхене, в центре искусств Германии, «сецессионисты», художники, включая самых продвинутых и одаренных людей нашего времени (как следует из названия, покончившие с узкими правилами обычаев и традиций), признали считать фотографическое изображение, за их заслуги, как самостоятельные произведения искусства, вне зависимости от того, что они были произведены посредством камеры.» Таким образом, фотография получила признание в художественной среде, а фотографы были признаны представителями нового искусства теоретически и практически.
Все они вырабатывали новое течение в европейском и американском фотографическом искусстве конца XIX — начала ХХ вв., подчеркивавшее в фотографии те черты, которые сближали её с живописью и графикой эпохи. Среди методов были мягкий фокус, специальные фильтры и покрытия линз; а также окисление, оттенение или кадрирование в темной комнате для редактирования содержимого изображения. Рама продолжала быть неотъемлемой частью художественного эффекта, так как она создавалась вручную, чтобы соответствовать манипуляциям художника с фотографией. Впоследствии это течение было названо пикториализмом (от английского слова pictorial - живописный).
Сторонники пикториализма утверждали, что фотографии необходимо стремиться превзойти живопись и гравюры того времени. Фотографы верили, что, подобно тому, как картины различаются из-за манипуляций художника с материалами для достижения эффекта, так и фотограф также должен изменять или манипулировать с фотографическим изображением.
Движение пикториализма в России шло вслед за европейским, уже к концу XIX в. добилось международного признания (работы Алексея Мазурина, Сергея Лобовикова, Василия Улитина, Мирона Шерлинга, Соломона Юдовина и др.), но с начала 1930-х гг.было подвергнуто идеологическому разгрому, а его наследие на несколько десятилетий оказалось выведено из художественного обихода.
В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. произошло возрождение пикториальной фотографии в России. В первую очередь это связано с творчеством московских фотохудожников Колосова Г. М. и Ерина А. Н. и петербургских - Таболиной Л. С. и Скибицкой Е. В.
Свидетельство о публикации №217121301640