Ч. 22 Учили любить родину

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/12/12/869

Царская армия была крестьянской. Если вспомнить недавние времена, то советскую армию можно с полным основанием назвать рабоче-крестьянской в буквальном смысле слова. Как в давние, так и в не очень давние времена, служить солдатами и матросами посылают представителей самых незащищённых социальных слоёв.

В годы службы мне приходилось бывать на разных кораблях вместе с работниками КБ и завода для выяснения причин выхода из строя техники, которую поставляло предприятие военно-морскому флоту.

В восьмидесятых годах, в разговорах, корабельные  офицеры жаловались мне на низкую грамотность прибывавшего пополнения, особенно из братских республик Средней Азии и Кавказа, которых набирали из бедных слоёв населения. Богатые откупались.

Когда выясняли, например, причину затопления погреба с боезапасом на эсминце на одном из флотов, то командир БЧ-2 с горечью мне сказал, что хоть вешай на электрощитах и механизмах таблички, вроде тех, что писали на столбах:  «Не влезай, убьёт!».

Какая российская армия сейчас, автор судить не берётся, поскольку давно оставил службу. Как уже было сказано, подавляющее большинство рекрутов набирали из помещичьих крестьян, полу рабов. Они составляли почти половину населения России, а владели ими, как собственностью, около ста тысяч помещиков.

В США насчитывалось порядка четырёх миллионов рабов, за освобождение которых в 1861-1865 годах шла самая кровопролитная в истории Соединённых Штатов гражданская война, с участием самих негров, или, как их сейчас называют, афроамериканцев.
В России двадцать два миллиона крепостных терпеливо и покорно дожидались освобождения от рабства по велению императора.

После осмотра и оформления документов уездным рекрутским присутствием новоиспечённым солдатам и матросам выдавали военную форму и под конвоем, партиями, гнали к месту службы.

Рекрутам приходилось совершать огромные переходы от родного дома к сборному пункту, а от него – к своему полку или флотскому экипажу. Все переходы совершались пешком, или, если уж невероятно повезло, то на тряских телегах.

Учитывая, как кормили рекрутов в пути, а также «тщательность», проверки комиссией их состояния здоровья, неудивительно, что многие будущие воины не добирались до места службы, а оставались, навечно лежать  на кладбищах населённых пунктов, мимо которых их вели, либо просто под холмиками с наспех срубленным крестом у дороги.

Грамотных среди рядовых насчитывались единицы. Даже унтер-офицеры в основном были неграмотными или малограмотными. Спустя четверть века после Крымской войны из 231 677 человек, призванных в армию, только 47 158 могли с грехом пополам читать и писать. В это время, к примеру, в Японии была стопроцентная грамотность населения.

Можно не сомневаться, что отцы-командиры  с первого дня службы внушали солдатам и матросам понятия о святом предназначении воина и великой любви к родине. А в качестве педагогических приёмов выбивали зубы кулаками, драли линьками, пороли шпицрутенами за малейшую провинность. Иногда забивали до смерти.

У англичан в армии допускались по письменному приказу не свыше 50 ударов плетью. В русской армии в этом отношении не скупились. Только в 4 сентября 1856 года секретным указом ограничили наказание шпицрутенами с 3000 до 1000 ударов.

Если человек после такого наказания и выживал, то навсегда оставался инвалидом. Впрочем, и самих офицеров нещадно пороли в кадетских корпусах. Телесные наказания не только подрывали здоровье, но и калечили людей морально.

Всё это, по мнению авторов учебников и ура-патриотических романов, не мешало холопам, надевшим военную форму, горячо любить свою необъятную родину, в которой они, раньше, кроме своей родной деревни, как правило, нигде больше не бывали.

Ну а больше всего, по мнению тех же авторов, любили главного рабовладельца, императора, «хозяина земли русской». Присягу приносили ни родине, ни народу, ни государству, а лично царю.

В разгар боёв Крымской войны, когда умер Николай I, в Севастополе матросов и офицеров приводили к присяге на верность новому царю, Александру II, под обстрелом, не считаясь с потерями во время этой церемонии.

Кстати, некоторые рецензенты кажутся мне прямыми потомками тех холопов с рабским мировоззрением. Наверно, им передались гены предков.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/14/986


Рецензии
Ничем не лучше рабовладельческого строя. Просто рабы не из-за моря, а свои же.

Муса Галимов   05.12.2021 17:50     Заявить о нарушении
Всё время сбиваюсь и вместо ответа пишу в рецензии. Я хотел сказать, что решающее значение имел моральный дух войск. Мы это видели на примере последних двух войн на Северном Кавказе.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.12.2021 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.