мессианство ледникового периода
Начало ледникового периода на планете Земля. Он разрушил достигнутое, убивал холодом города и людей.... В противостоянии администраторов великой страны и живого пульсирующего народа нужен был кто то, сумевший стереть жесткие границы меж ними, чтоб власть и народ вроде бы стали чем то единым ... Власти нужна сила духа народа. Но откуда было ей взяться, если сам народ выжег себе мозги наркотиками, сердце – сексом без любви, душу – страстью к вещам.
И сложился симбиоз, который и для нашего времени - дело в общем то естественное: с одной стороны появился человек идей, другая сторона занимается механизмом передачи его идей человечеству. Так оно происходит в романе.
Один полюс - Джудит Карриол, самая амбициозная фигура в правительстве , президент Тибор Ричи, а также всё, что к ним прилагается : армия, советники, издатели, авиация...
А с другой стороны, обладающий искрой божией Джошуа Кристиан и его большая семья психотерапевтов. Обратили внимание? Джошуа - иудейская транскрипция имени Иисус, Кристиан - аналогично.
По сути , Джудит Карриол и Джошуа Кристиан - антиподы. Мне, читателю , было интересно, как Колин М. сначала показала сближение этих берегов. Ведь они словно два полушария мозга внутри человека: эмоциональное и логически мыслящее. С одной стороны Джудит хочет получить личность с "божьей искрой". С другой - Джошуа, искра божья, готов применить свои способности психотерапевта ко всему человечеству не без помощи администратора Джудит... Но это начало пути... Где, на каком пределе слитый в единое путь снова стал двоиться?
"Когда люди обращаются ко мне за помощью, они смотрят на меня с мольбой и надеждой, и помочь им легко. А когда на меня смотрите вы (Джошуа говорит о Джудит), я чувствую себя, будто под микроскопом. Ведь вам не интересны мои рассуждения о Боге или о человеке".
Пока Кристиан действует в пределах правительственного задания, он пишет книгу: новое Откровение, в котором читатели черпают силы, чтоб победить невроз третьего тысячелетия. Стоило вывести людей из пустыни к спасению, к земле обетованной, и внутренние резервы народа пришли в движение...
Назвать Кристиана революционером нельзя. Он скорее созидатель, чем разрушитель. Он не испытывает ненависти к врагам, он любит! Он не воспламеняет – он истекает кровью. Размышляя о механизме такого воздействия на людей, неизбежно приходишь к выводу о духовной его природе.
Значит, к мысли о Боге? И тогда вопрос самого романа: верно ли, что есть один способ излечить нацию : создать для нее Бога и религию? То есть, Бог в сердце человека и религия в церкви - это одно и то же? А Кристиан чувствовал себя так, будто успел засеять поле, собрать и обработать урожай ... И наступает момент в романе , когда власти уже не могут, а управляемая ими марионетка, глубоко духовный человек, не хочет жить и поступать по протоколу .
Романист будоражит нас вопросом : из чьих уст возможно истинное Откровение? Только ли от оратора с искрой божией? Или все-таки от того, чья жизнь и сама по себе откровение... И второй вопрос : слова Откровения, преобразуют ли они народ, для которого звучали во время крестного пути, или еще и самого носителя идеи? Ответ на них и есть - самая сильная часть книги. На мой взляд, Колин Маккалоу неимоверно поднялась над всеми романами о мессии нового времени еще и тем, что устами своего героя Кристиана пытается разобраться в статусе человека . Кто мы ? Божьи ли мы дети? Мы принадлежим самим себе, говорит Маккалоу своей книгой:
"Не обвиняйте Его (Бога то есть) в своих несчастьях и не воспевайте Его. .... Я принимал участие в сотворении этого мира. И несу ответственность за то, каков он, и все люди тоже в ответе за его совершенства и несовершенства."
И если это так, то божественен ли человек, несущий в себе Откровение?... Должен ли он быть почитаем, как сын Бога.
Если женщина и вправду упала перед ним на колени, то это - в знак преклонения? Значит, все, что он делал до сих пор, оборачивалось богохульством, - мечется в поисках верного ответа сам Кристиан.
Он постоянно напоминал людям, что высшую силу нужно искать в себе.Но они ищут ее в нём. Значит, люди не лучше вампиров, а он будет их жертвой.
Пик , а заодно и переломная точка романа в отношении к пути как у Джудит, так и у самого Джошуа начинается с этого самого момента. Первая, чувствует, что апостол новой веры перестает быть карманным, и любовью к нему народа Джудит не в состоянии манипулировать... А второй.... Это и есть самая сильная часть книги....
Прочтите роман.
Опорные позиции "Нового завета": божественное Откровение, крестный путь сына Бога, казнь, воскресение... Базовые мысли библии в романе практически те же... Но у них другой подтекст и другая казнь . Какая?
Прочтите роман.
И да, в нем есть свой Иуда, Потому что Иуда – это не обязательно предательство. Иуда – это не изверг и не урод. Это один из парадоксов бытия, считает писатель... Кто Иуда ?
Прочтите роман.
На протяжении всего романа писатель не даёт окончательных ответов, ее герои размышляют, вопрошают, страдают и разрушают себя, одержимые идеей или её противоположностью. И это правильно. Потому что сами вопросы - они вечные. И через тысячи лет войн и революций, раздумий и обещаний покончить со всеми невзгодами мира, воспринимаешь единственно вечную ненарушимую вещь: жизнь должна продолжаться не только по форме, но и как идея...
Нет?!
Мы понимаем, что пламя струится в нас, меняет мир. Интуиция нашептывает: мы не пыль, мы - человеки... Это твоя мысль, Колин Маккалоу. Спасибо!))))
п.с. Самый большой абсурд в официальной аннотации к книге, что "Спасителя губит женщина, которую он любит". И вторая глупость в тегах - роман определен как сентиментальный. Это уже абсурд абсурдов.
Свидетельство о публикации №217121300201