Глава 3. Батюшка Пётр

Глава 3. Батюшка Пётр


     Захотел трудностей – получай их. Перед тем, как ехать по назначению, Пётр явился в отчий дом – к отцу и матери в облачении священника. Родители были очень рады сыну. Он возмужал. Теперь нельзя было узнать в нём амбициозного юного подростка, ершистого и задиристого. «- Ну, что, сын, - сказал отец. – Пришло время жениться» - «Да у меня никого нет на примете» - «- А у нас зато есть», - сказал отец. Евдокия Степановна продолжила: «- У соседей подросла невеста, уж больно хороша. Вечером придёт в гости, мы тебя познакомим» - «- Да я ещё не знаю, только поеду в село, какой дом, какой приход, дел там будет много. А жена требует внимания» - «- А трудности-то вдвоём легче преодолевать», - сказала мать. «- Ну, ладно, зовите».

     Вечером собрали ужин: жареная кура, картошка, коровье масло, квашеная капуста, варёные яйца, солёные огурцы, квас. Девушке было уже шестнадцать лет, она очень стеснялась, от смущения на щеках играл красный румянец. «- Как тебя звать, красавица?» - спросил её батюшка Пётр. «- Мила», - ответила девушка. «- Имя у тебя такое миленькое. Ты знаешь, кто я?» - «- Как кто? – Поп» - «- Нет, Мила, я не поп, а батюшка Пётр. Ты умеешь готовить еду?»  - «- Умею. И шить, и вышивать умею», - с гордостью сказала Мила. «- Какая ты юная и работящая, - похвалил Пётр. – А пойдёшь за меня замуж?» - «- Не знаю» - «- А кто знает? Тебе уже нравится кто-нибудь?» - «- Нравится. Домашний кот». Все засмеялись, а Мила покраснела ещё пуще. «- Значит, я тебе не нравлюсь?» - «- Я вас боюсь» - «- Почему?» - «- Потому что вы с богом на одной ноге. А бог во! Какой сильный» - «- Я вижу – ты совсем ещё ребёнок и к семейной жизни не готова. Ну, ладно, не буду к тебе свататься». И девушка убежала поскорее.

     А Пётр поехал в свою новую деревню, где был его приход. То, что он увидел, повергло его в печаль. Он даже пожалел, что отказался от хорошего прихода. Но быть на вторых ролях претило ему. Церковь не впечатляла ни размерами, ни архитектурой, а когда он вошёл внутрь здания, то ещё больше опечалился – деревянный пол отсутствовал напрочь, не было икон, возле стены стояла одна лавка, алтаря тоже не было. Его радушно встретил псаломщик-дьячок: «- Я рад вас приветствовать, батюшка» - «- Приветствую и я вас. Что же церковь-то в таком плачевном состоянии?» - с горечью в голосе спросил он дьячка. «- Да, такой построена, денёг-то где возьмёшь?» - «- Община есть?» - «- Община есть, а денёг нет». Пётр подумал и сказал: «- Денег нет, так будем церковь закрывать» - «- А как без церкви?» - переспросил дьячок. «- А то, что я вижу, разве церковь? Веди меня в мой дом», - попросил Пётр. «- А дом не построен», - сообщил дьячок. «- Светопреставление. Веди к старосте тогда».

     Пришли, а старосты нет. «- Где староста?» - «- Уехал в город». Вернулись в церковь. Пётр обратился к дьячку: «- Звони в колокол, собирай народ». Дьячок заохал: «- Да я уже целую вечность не звонил» - «- Не звонил. Так пришло время звонить». Крестьяне с удивлением услышали колокольный звон, спрашивали друг друга: «- Что это? Случилось что?» - и потянулись к церкви. Скоро возле церкви собралась толпа прихожан. Пётр немного ещё подождал и стал разговаривать с людьми: «- Добрые люди, миряне, - обратился он к пастве.- Я ваш новый батюшка Пётр. Хочу вас спросить и услышать честный ответ: «- Вам нужна церковь?» Толпа загудела: «- Нужна» - «- Вы понимаете, что церковь может быть достроена только с вашей помощью. Вы согласны помогать?» Толпа ответила утвердительно. «- Значит, кто согласен идти на строительство церкви?» Сразу воцарилось молчание. «- Теперь я вижу, что церковь вам не нужна» - «- Так, нам некогда» - «- Хорошо, я закрываю церковь» - «- Мил человек, не закрывай церковь. Я буду работать и сына приведу» - «- Уже это хорошо». Тут подошли ещё два мужика, набралась бригада.

     «Вот и хорошо, - сказал Пётр, - будем достраивать церковь. Но есть ещё один вопрос: где мне жить? Пока дом мне не поставлен, я могу уехать. Так что нужна вторая бригада». Опять все замолчали. Подошла женщина, вся рябая: «- Батюшка Пётр, мой муж умеет строить хату» - «- Так. Где же он?» - «- Завтра приедет, в город уехал». Пётр опять обратился к крестьянам: «- Миряне, во вторую бригаду ещё нужны люди. Кто согласен потрудиться во имя Бога?» Поднялась масса рук. Подошли ещё бабы: «- Наши мужья тоже будут строить» - «- Кто согласен работать, подходите ко мне, я вас запишу». Крестьяне называли свои имена, а Пётр их записывал. Когда всех записал, сказал: «- Мне сейчас жить негде, так что кто меня к себе на временное житьё пригласит?» Вышла молодая красивая женщина и сказала: «- Батюшка Пётр, иди в мой дом жить. Моего мужа на службу забрали. Так что я одна с детьми живу» - «- Спасибо. Приду». Люди начали расходиться. Подошёл один мужик и сказал, что надо бы работу в церкви согласовать со старостой, потому что у крестьян есть повинности, и всё надо отрегулировать. Священник пообещал, что этот вопрос он обговорит со старостой. Крестьянин сказал, что задержки с их стороны не будет, и ушёл.

     Но вдруг появился сам староста и строго спросил: «- Это что за сходка?» Пётр посмотрел на сурового старосту и сказал: «- Очень приятно познакомиться. Я батюшка Пётр и хотел бы знать, почему церковь не достроена? И почему дом для священника до сих пор не построен? Между прочим, это – ваши прямые обязанности». Староста струхнул и уже не так уверенно ответил: «- Так, денег нет» - «- Деньги всегда есть, - сказал Пётр. – Только в чьих они руках, и как, и кто ими распоряжается. Вот что, уважаемый, скажите, нужна народу церковь?» - «- Нужна», - уверенно ответил староста. «-Вот народ её и построит. Я созвал своих прихожан и узнал их мнение и составил две бригады, а вы, староста, найдёте средства и материал для строительства церкви и моего дома» - «- Понял. Завтра же загружу бригады работой», - заверил староста нового священника, он был перепуган его словами – начнут проверять его финансы, придут в ужас от злоупотреблений.

     Пётр вникал во все подробности строительства, он в этом хорошо разбирался, и мужики сразу смекнули, что батюшку не проведёшь на мякине, и работали усердно, не жалея сил и времени. Пётр поинтересовался, есть ли в деревне художник. Крестьяне заверили его, что художника у них нет, а есть маляр. «- А что он малюет?» - «- Да, что хошь, тебя намалюет». Пошли к маляру, а он оказался художником настоящим, хорошим. «- Можешь иконы писать?» - спросил его Пётр. «- Нет, я только картины рисую» - «- Хочешь, я тебя пошлю в город к иконописцам. Научишься – большие деньги будешь зарабатывать продажей икон?» - «- Нет, это не по мне», - категорически заявил художник. Тут вышел его брат и спросил: «- А можно я поеду?» - «- А ты умеешь рисовать?» - «- Нет, но я научусь» - «- Хорошо. Давай попробуем». И отправил его в город.

     Поселился батюшка Пётр у гостеприимной женщины. Она наварила щей, пшённой каши и потчевала гостя. Он поблагодарил хозяйку. «- Вот, смотрю я на тебя, батюшка, ты же совсем молодой. Почему без жены?» - «Так получилось, добрая женщина» - «- А ты возьми меня в жёны», - попросилась она. «- Как же я тебя возьму в жёны при живом муже?», - спросил Пётр. «- А я разведусь с ним» - «- Ишь, как у тебя всё просто. Я думал, что ты хорошая добрая женщина. Всё с выгодой да с вывертами», - он плюнул и отошёл от неё. Катерина погрустнела, потом примирительно сказала: «- Извини меня, батюшка, дуру такую. Я пошутила». Пётр ничего не ответил.

     Как только закончили строить церковь, он велел дьячку созвать прихожан на первую службу. Через полгода приехал иконописец и привёз несколько икон. Иконостас украсился иконами. В церкви на дощатом полу стояли лавки в десять рядов - с одной, и в десять рядов – с другой стороны. Через год церковь было не узнать. Иконописец написал фигуры апостолов в полный рост, и разместили их по стенам. Потолок расписал сценами из жизни Христа.

     Священник привёл в порядок метрические книги. Записи отражали главные события жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Шла обычная жизнь сельского пастыря: он совершал разные обряды – крещения детей, бракосочетания молодых и отпевание умерших. Крестьяне приходили на вероисповедание. Закон Божий обязывал прихожан исповедоваться. Однажды пришёл детина двадцати лет и стал жаловаться на отца, что тот оглоблей его отлупил. «- Да за что же он тебя так?» - «- Заставляет меня жениться, род продолжать. А я не хочу». Батюшка Пётр ухмыльнулся: «- Послушай, что я тебе скажу. А ведь твой отец прав. Каждый мужчина должен жениться и иметь семью. Род свой продолжать» - «- А ты, батюшка, сам не женат». Пётр ответил: «Дорогой мой, я учился, некогда было, а вот построят дом мой, я женюсь» - «- Как ты женишься, батюшка, так и я женюсь», - сказал Гаврила и, довольный, побежал домой.

     Деревня с действующей церковью являлась центром всей округи, в которой было много сёл. Церковь притягивала людей к себе. В округе люди часто умирали, и пастырю Петру приходилось постоянно ездить на отпевание, иногда два – три раза в день.  По закону, только он мог это делать. Случалось, приезжали за ним, чтобы перед смертью человек исповедался и причастился. У крестьян много рождалось детей. Раньше рождение ребёнка считалось волей господня, и никому даже в голову не приходило этому противиться. Чем в семье больше детей, тем будет больше рабочей силы, а значит, больше и достатка. Предпочитали в семьях иметь больше мальчиков.

     Появление ребёнка в семье всегда было праздником, и в день рождения младенца или на третий день от роду его крестили. Родители шли в церковь крестить ребёнка, несли его на руках, рядом шли крёстный отец и крёстная мать. В церкви была купель. Ребёнка крестили, священник надевал на него крестик. А дома устраивали крестины, был обед, на который собиралась вся родня.

     Раньше существовал определённый порядок крещения. Если был мальчик, крёстная мать отвечала на вопросы священника, несла ребёнка к купели до погружения в воду. Ребёнка погружали в воду, крёстный отец и священник читали вместе молитву, крёстный отец брал ребёнка и нёс его, шёл с ним за священником, крёстная мать шла следом за крёстным отцом. Во второй раз они менялись местами, а в третий раз всё делалось, как в первый раз. Если крестили девочку, делали всё в обратном порядке. Восприемники – крёстный отец и крёстная мать -  должны были заботиться о своих крестниках. Если крестники оставались без родителей, восприемники забирали их для воспитания в свою семью. Существовали ограничения: крёстные отец и мать не могли вступать в брак с крестниками и с их родителями.

     Петру приходилось много выписывать духовной литературы и следить за всеми новостями. При крещении ребёнка записывали в Метрическую книгу. Имена часто давали священники по святцам – в честь дня святого, в который ребёнок родился. Но теперь разрешалось родителям отступать от этого правила. Изменились и возраст, по которому разрешалось стать крёстными: для мужчин – с пятнадцатилетнего возраста, для женщин – с тринадцати лет. И возраст для бракосочетания в восемнадцатом веке был для крестьян установлен -  тринадцать и четырнадцать лет, в девятнадцатом веке: восемнадцать лет – для мужчин, шестнадцать лет – для женщин. В деревнях засидевших женихов и невест позорили.

     Батюшка Пётр с помощью прихожан сделал ограду вокруг церкви. Погост, по новому указу правительства, он заставил перенести от церкви за пределы деревни. Это делалось в целях обезопасить население от инфекционных заболеваний. Староста скрипел зубами, но выполнял всё, что говорил батюшка. Лишь только в округе узнали о том, что работает церковь, прихожан прибавилось, делали пожертвования. В церкви горели свечи, их стали продавать. Это был новый источник дохода. По воскресным дням и в праздники батюшка Пётр читал проповеди на нравственные духовные темы. Люди уходили из церкви умиротворённые и просветлённые. Петра любовно называли «наш батюшка», но никогда «попом».

     В церкви появился штат: кроме священника, приехали диакон и псаломщик, дьячок стал и звонарём. Пётр честно распределял доходы между всеми. Никогда не возникало конфликта. Дьячок был обижен, что пригласили псаломщика и пожаловался на батюшку, что он без разрешения начальства обвенчал солдатку. Но жалобу не приняли всерьёз. Были у Петра мысли открыть приходскую школу для детей крестьян в будущем.

     Однажды из епархии приехали с проверкой и ахнули, какой прекрасной стала церковь, стали Петра переманивать в город, но прихожане прикипели к нему душой и настойчиво просили его не забирать. Он помогал людям советами при болезнях, а также в садоводстве, в пчеловодстве и в разрешении домашних неурядиц.

     Пришло время навестить родителей. Он приехал, они опять задали тот же вопрос. Пётр спросил: «- А Мила, небось, замуж выскочила?» - «- Что ты?! – сказали они ему. – Она горько плакала, когда ты уехал и всё время прибегала и спрашивала, когда приедешь ты?» - «- Вот так новость. Зовите её скорей». Позвали Милу, она стояла красная, глаз поднять не смела. «- Ну, что, пойдёшь замуж за меня», - спросил Петя девушку. «- Пойду», - смело ответила она в этот раз. Сыграли свадьбу, и Пётр явился в свою деревню с молодухой – попадьёй Милой. Прихожане поздравляли своего батюшку с женой и семьёй. Вскоре явились в церковь Гаврила с невестой. Он сказал: «- Батюшка Пётр, я выполняю данное тебе слово. Обвенчаешь нас?» - «- Может, не стоит?» - пошутил Пётр. «- Нет уж, давай венчай, я тоже хочу род свой продолжать» - «- Коли так, так совет вам и любовь». И обвенчал их. Была в деревне весёлая свадьба, батюшка Пётр с женой были приглашены на свадьбу как желанные гости.

12 декабря 2017 вторник


Рецензии