Михалыч

               
            
 
               
               
      К Михалычу, так он представился при знакомстве, я попала случайно, как многое прочее в нашей жизни. Можно судачить о преднамеренности "Судьбы" и её величественном предначертании, да, почему нет, однако точных свидетельств связи между действием (выстраданном или бездумном) и фатумом не существует, молчит космос по этому поводу, любые безответственные домыслы о значении "Случая" и влияния его на формирование последовавших за ним событий, наивны. Некоторые представители рода человеческого, обладающие избыточной чувствительностью и душевным непокоем, увлекаются тонким астральным планом, регулярно погружаясь в транс и якобы контактируя с общественностью неосязаемого уровня, считывают с него информацию с помощью тех или иных неожиданно прилепившихся "сущностей", к которым лично у меня, как вы уже догадались, есть вопросы по поводу достоверности, и благополучно, с течением времени конечно, приобретают шизофрению.
      Мой случай состоял в том, что Михалыча могло не быть, пройди я мимо объявления о приёме на работу. Судьбоносная встреча состоялась в офисе двухэтажного здания исторической части города, принадлежавшего чиновничьей мафии, как выяснилось позже. Меня встретил лысоватый мужчина средних лет, среднего роста, среднего телосложения с хорошо развитой грудной областью, говорящей о тренажёрах, с озабоченно грустным выражением на лице. Чем-то я ему приглянулась, судя по открытому интересу, вызванному общением со мной. Исключая половую принадлежность я вспомнила, повторюсь, случай из своего недавнего прошлого.
     Как-то раз, возвращаясь домой после работы, я медленно шла по осенней аллее с приятными мыслями о предстоящих выходных, и в это время со мной поравнялся в шаге незнакомый худощавый седоволосый мужчина. Он молча продолжал идти рядом и боковым зрением, бросая искоса любопытные взгляды, я могла наблюдать его желание со мной заговорить. Будучи в разводе месячной давности и представляя собой одинокую женщину полную сил с двумя детьми, я с доверчивостью ребёнка осваивала свободную "холостяцкую" жизнь, наивно полагая при этом, что новые романтические отношения не заставят себя долго ждать. Коммерческая подоплёка спонтанных связей между мужчинами и женщинами на тот период ещё не расцвела, она придёт позже, и случайное знакомство в аллее вполне могло состояться.
- Женщина, извините, вы, наверное, на заводе работаете и на доске почёта висите, как передовик труда? - наконец-то произнёс незнакомец. Я смешалась.
- С чего Вы так решили? –
- У Вас лицо ответственного человека -
- Вы ошиблись, я не работаю на заводе –   
- Странно?! – удивился он или сделал вид, что удивился.
- И стремления не было стать передовиком, тянуть за собой других, крутиться на глазах у начальства, не вижу смысла –
- Интересно, а с первого взгляда и не скажешь - он спокойно продолжал идти рядом, видимо подыскивая следующую тему для разговора, - вы красивая … производите впечатление человека, который всё доводит до логического конца, не хотите об этом поговорить? –
- Не хочу - я решительно обернулась к нему с единственным желанием прекратить разговор, как впрочем и бесперспективное знакомство, убедившись, что вижу перед собой героя не моего романа, уставшее в крупную складку состарившееся лицо в окружении редких не стриженных волос.
- Ну да…, очередная точка, - попутчик улыбнулся - сказала, как отрезала, - завидую, я так не могу ...  – он стих, видимо прислушиваясь к потаённому в себе, и вдруг открылся - смолоду не могу забыть женщину, единственную из всех, –
Мы остановились и мужчина, с застоявшейся то ли болью, то ли обидой в голосе, продолжил
- Господи боже мой, как же сильно я её любил, желал, страдал, ночи не спал, плакал под окнами, но судьба-злодейка развела. А недавно, не поверите, иду мимо её дома, сердце колотит, помнит, смотрю, сидит бабулька на скамейке в повязанном на голову платочке, пригляделся, она не она, она ... безответная неразделённая любовь, свет в моём окошке, – незнакомец вздохнул, вспомнив незабвенную, и мельком бросив на меня потухший взгляд, с трудом закончил, - время обоих сравняло, но, вот что странно, как будто с обманом столкнулся и потерял годы -               
- Ничего вы не потеряли, - тотчас с жаром откликнулась я, вступаясь за "Любовь", - ваша жизнь была наполнена чувством, страстью, энергией, вы жили, а как сложилось у неё уже не имеет значения …, не должно иметь, -
Незнакомец благодарно кивнул и с философской горечью произнёс
- Наверное вы правы, ... – и мы разошлись в разные стороны, каждый при своём.
               
***               
       Лицо ответственного человека, умеющего доводить дело до конца, произвело на Михалыча уважительное впечатление, ему очень нужен был прораб, который вёл бы нехитрый объём строительных и отделочных работ на объекте, расположенном здесь же, в самом центре города. Какой-никакой опыт ему подсказывал, что, как ни крути, женщиной проще и легче управлять, она не пьёт, возможно не курит, точно не колется, предсказуема и вполне может тянуть на себе десятерых Михалычей. Меня приняли без условий, отработки и проволочек.
       На следующий день я познакомилась с мастером Сергеем, сразу получившим от меня прозвище "моряк – с печки бряк", прозвище непубличное, как вы понимаете, личное и тайное, для Михалыча в том числе. Морской человек по профессии и убеждениям, далеко не мастер от слова совсем, как принято сейчас говорить, если и выполнял работу мастера то очень условно, по очень общестроительным работам, на стройке оказался нечаянно и временно, в ожидании своего парохода. Назвать Сергея прохвостом я бы не спешила, не в ущерб основной работе, ловко используя в своих интересах ресурс фирмы, рабочих, инструмент, и, регулярно давая объявления на выполнение подряда по общестроительным работам, он замечательным образом умудрялся, в течении рабочего дня, легко испаряться в никуда и легко появляться из ни откуда. Возможно Михалыч догадывался об его проделках, но ему не хватало Серёгиной скорости и смекалки, поэтому всё шло, как есть, тем более, что рабочие тоже участвовали в заговоре, покрывая друг друга и получая шальные деньги. Влезать в эти "заморочки" мне было не интересно, в мою должностную инструкцию входило отслеживание технологии выполняемых работ, их объёмы, акты, заказ материалов в оптимальном варианте и собственно прочее всё, кроме управления рабочими, их деньгами и решениями возникающих конфликтов, как часто бывает на стройке.
       Нужно отметить, что работать востребованным специалистом в мафиозной структуре, достаточно спокойно, никто не подсиживает, не создаёт интриги, на тему - как, за что и сколько, существует строгая иерархия отношений, до … определённого момента, пока не запахнет жаренным. Как только просочится первый дымок, начинается поиск человека, на которого позже сольют всё мыслимое и немыслимое. Поэтому пребывать в такой среде надо осторожно, не раздавать подписи направо и налево, не болтать, желательно вообще закрыть рот, ничему не удивляться, не тянуть на себя лишнего, быть ровно приветливым и неукоснительно строго выполнять узкий круг своих обязанностей.               
       Мы сидели втроём в просторной комнате на втором этаже. После моих настойчивых просьб, с большой неохотой по только ему одному понятным соображениям, Михалыч в конце концов уступил и принёс компьютер. Он поставил его на мой стол и тут же выдал устную инструкцию по эксплуатации
- Информацию, Светлана, заносите осторожно, помните, что каждый клик, это улика не в нашу пользу –
- Улика чего? – естественно удивилась я, не имея прежде опыта работы с "уликами"
- Того самого, на допросе разберётесь – и с этого момента он начал долбить медленнее - зачем … прорабу … компьютер? Не понимаю! –
- Михалыч, надо! – с завидным упорством продолжала я гнуть свою линию, не предполагая, в силу отсутствия общения с силовыми структурами и отчасти наивности, насколько шеф был прозорлив.
               
     Раз в месяц, в день выдачи зарплаты, я наблюдала длинную очередь из узбеков, таджиков, киргизов ..., покорно тянувшуюся вдоль лестничных пролётов до самого первого этажа, Сергея с важной бумагой, где чёрным по белому было зафиксировано, кто, как и сколько заработал, на всякий пожарный случай бейсбольную биту на столе Михалыча, для успокоения азиатского темперамента, и торчащий пистолет в заднем кармане его брюк, выпиравший из-под пиджака. С рабочими босс не церемонился и нам не разрешал, мотивируя тем, что долгое время жил в Средней Азии и хорошо владеет предметом вопроса.
- Вы не беспокойтесь по поводу того, что я их, якобы, прижимаю, – говорил он мне, заглядывая в глаза, – эти люди только силу признают, здесь в России они другие, а на их родине ваши иллюзии о терпимости и человеколюбии растаяли бы за пять минут, мы для них, кто ... иноверцы, и всё-ё-ё-ё –
- И поэтому все эти страшилки? - я указала на биту и пистолет - Вы что собираетесь с ними делать, драться что ли? - не унималось моё нравственное нутро.
- Нет, конечно, зарплату резать, эти непопулярные атрибуты мне необходимы для пресечения скандала в самом его зародыше, в центре города, - с улыбкой на лице и приятностью в голосе объяснял Михалыч, методично подвигая меня к двери.
- Резать зарплату? – удивилась я - Зачем? У Сергея все ходы записаны -
- А наша премия, её где возьмём, догадались? – Я хмуро кивнула в ответ, поражаясь в очередной раз собственной наивности и циничности босса.
- Умница, а сейчас быстренько домой. Не стоит напрягаться по поводу, как рабочий получит свои деньги, зачем вам это нужно, как говорится "меньше знаем, крепче спим" – 
Я была вынуждена с ним согласиться, участвовать в мужской разборке, при полученной  зарплате в собственном кошельке, глупо, тем более, спорить с руководителем, который мне лично ничего плохого не сделал … пока.
 
     С моим приходом Михалыч расцвёл, он сразу "просёк", что словил курицу с золотыми яйцами, способную тянуть инженерную нагрузку, и уже на второй день с облегчением сбросил с себя рабочий «прикид», одномоментно перевоплотившись в ухоженного крутого начальника. Переход был настолько стремительным и неожиданным, что я в очередной раз себе сказала: «Ничегошеньки Света ты не смыслишь в людях», и моё неприкрытое удивление доставило боссу настоящее удовольствие.
     Михалыч, при всей его бронированной внешней эпатажности, имел, как собственно и любой из нас, три пресловутые "ахиллесовы" пяты, деньги, он никогда и никому не давал заработать, кроме себя, возможно ещё и поэтому Сергей параллельно мутил, шмотки, об этом чуть позже и подозрительность, ему казалось, что за ним постоянно следят, подслушивают, подсматривают, и телефон он употреблял, исключительно на правах будильника, пользуясь им крайне редко. Да, … шмотки босс не просто любил, он их обожал, боготворил, на них молился и хорошо в них разбирался. Михалыч менял наряды, обувь, галантерею похлеще любой женщины, озадачивая меня и, возможно, окружающих таким обилием вещей. Все они носилась ровно один рабочий день и затем плавно растворялись в небесах. А а где же ещё? Представить себе, что босс щедро, направо и налево одаривает обновками электорат, при его внутреннем расчётливом стержне, я никак не могла допустить.
     В свои пятьдесят шесть лет, он учился на четвёртом курсе, заочного отделения строительного института и готовил себя, как пойдёт, к большой карьере или к диплому в рамочке на стене в комнате внука с надписью, «Учиться никогда не поздно». Общаясь, прямо или косвенно, со студенческой средой, Михалыч завёл молодую подружку, которая на лето сбегала от него в круговерть клубного чертополоха, а на зиму возвращалась отогреться и сделать передышку к новым каникулам. Сезонные отношения обоих вполне устраивали, наличие девочки в мужском арсенале, создавало вокруг него флёр мужчины в тонусе и подогревало коммерческий интерес к его персоне.               
     До строительной темы, Михалыч занимался торговлей, с его слов, успешно. Со второй женой, первую пришлось оставить ради настоящей любви, он регулярно мотался за товаром в Италию, имел несколько арендованных бутиков и был твёрдо убеждён, что всё самое красивое в мире сделано именно в этой стране. По прошествии нескольких лет совместного с женой бизнеса, он с удивлением сделал открытие, что часть денег оседает не в его кармане, обнаружив, однажды утром, полное отсутствия супруги с вещами и в домашнем сейфе аккуратно пополам по пиленные деньги. После этого факта у Михалыча случилось сильное переосмысление отношения к женщине вообще и, на момент нашего знакомства, он выглядел мужчиной от любившим до гробовой доски, не считая ощущений от связи со студенткой.

***
     В связи с «вышеизложенным», плюс развитое художественное чутьё, Михалычу, а следовательно всем нам, была поручена реконструкция и отделка рабочего кабинета президента альянса компаний, его зама и, сопутствующих большим деньгам, обслуживающих помещений. Нам выдали дизайн-проект, авторский надзор дизайнера и боссу первые подотчётные деньги на ведение ремонта. Задачу озвучили так - «Президенту надо угодить, поэтому делаете дорого, красиво, качественно, как в Италии». Деньги потекли полноводной рекой. Каждый день в нашей комнате-офисе начинался с планёрки и суеты поиска лучшего из лучших, сновали какие-то знакомые знакомых с кучей рекламных буклетов и прайсов, умельцы отделочники и представители компаний, возивших декоративные материалы из центра страны и местных производств. За всё время ремонта мы видели президента, прибывшего из дальнего зарубежья, где он проживал постоянно, только один раз на завершающем этапе, когда появилась возможность оценить достойное вложение средств. При церемонии появления Главного, для которого собственно было это всё, Михалыч скромно стоял в тени и в сторонке, ничем себя не выделяя, позволяя мне и Сергею активно участвовать в процессе.

     С самого начала работы и особенно на финише у руководства к Михалычу начал формироваться хвост недоверия, на тему, соответствия цены и качества, а та ли эта сантехника, а оттуда ли мебель, а нет ли отмывания и приписок, пока однажды Михалыч не вышел на работу и попросту пропал. Все находились в неведении, вместе с директором компании, с которым был подписан договор на производство работ. Основная подоплёка волнений заключалась в том, что деньги очень крупными суммами боссом регулярно выбирались, а отчёта по их освоению бухгалтерия не имела.
Спустя три дня после исчезновения Михалыча Сергей смог к нему дозвониться.
- Пьёт, и мама умерла от инфаркта, – в озадаченном недоумении с трудом выдавил он из себя, ожидая услышать в ответ возгласы сочувствия, но услышал лишь моё одинокое сопереживание.
Задышавший и загудевший офис-улей Заказчика вместе с главным бухгалтером компании ввалился в нашу комнату на следующее утро.
- Какая мама, знаем мы этих мам, меньше слушайте, пусть чеки несёт хитрожопый - нетерпеливо шипели они, глядя в мои простые, по-детски округлившиеся, глаза.
И переваривая их шипение, я неожиданно вспомнила доверительные рассказы Михалыча о босоногом прибрежном детстве, что вся команда вместе с ним и президентом были выходцами с одного острова, земляки одним словом, хорошо знали кто как живёт и чем дышит, кто с кем спит и сколько выпил накануне, ... и я не понимала, почему события разворачивались именно так, а никак иначе.
- Сергей, у него действительно похороны, а если нет, разве можно играть маминым здоровьем - рассуждала я наедине с мастером.
- Можно, - отвечал мне Сергей – можно всем, если чеков нет, - и в этом между нами была существенная разница.

    Михалыч обозначился в офисе через неделю и выглядел странно, я бы сказала, «как шпион». В чёрном плаще, в чёрной глубокой шляпе, плотно натянутой на полностью замотанную бинтами голову, с дырками в жизненно необходимых местах, в чёрных очках, абсолютно трезвый. Застывшую паузу, повисшую в воздухе немым изумлением, при его появлении, подкреплял шок от ощущения неадекватности происходящего. Всё сразу пошло как-то не так, я бы сказала, наперекосяк, передо мной стоял человек-невидимка Герберта Уэллса ничего общего не имеющий с прежним боссом.
- Михалыч, Вас, что избили? - выдохнула я наконец.
- Никто меня не трогал, просто операцию сделал, круговую подтяжку и блефаропластику, а то я морщинистый, а подруга молодая, – с раздражением в голосе сказал он.
- А мама как, … здорова? –
- Мама? – удивился босс, скривив рот, – ах это, всё нормально, приболела слегка, и переметнулся на работу - как Вы тут, что в кулуарах шепчут? –
- Не шепчут, а требуют Вашего присутствия и отчёт – как по команде, оба в голос, ответили я и Сергей
- Требуют, получат, – Михалыч нервно прошёл к столу.
Под мышкой он держал папку для бумаг, заполненную чеками, накладными, счетами и прочими финансовыми делами, аккуратно наклеенными на бумагу формата А4 и, начиная с этого времени, босс зажил самостоятельным, отдельным от меня и Сергея бухгалтерским интересом, забыв о стройке вообще. Рассеяно сталкиваясь с нами лбами по утрам, он сосредоточенно убегал в кабинет директора за очередной порцией выволочки. С папкой Михалыч не расставался, он с ней спал, ел, справлял нужду, не выпуская из рук, не оставлял в машине, мало ли что, и пополнял ежедневно новыми бумагами, пока она не превратилась в увесистый Талмуд. Осунувшись лицом и изменившись в цвете от перенапряжения, Михалыч купил сейф, поставил его под свой письменный стол и, наконец-то, тяжко выдохнув, вложил в него труд своей жизни.
- Смотрите – выглянул он ко мне откуда-то снизу – как интересно сейчас делают, ключа нет, могу открыть только я отпечатком большого пальца - 
Я наклонилась к сейфу, увидела место секьюрити и засмеялась по-доброму
- А если палец отрезать, то Вас можно выбросить –
- Не посмеют, на днях примут отчёт, выдадут бумагу и вот тогда я начну с ними настоящую драку за свои недополученные деньги, у меня на каждого есть компромат – и шёпотом, приложив указательный палец к губам, добавил – точно известно, новые люди садятся в городе у руля, смена власти, проверка грядёт большая со дня на день, компьютер твой я сегодня домой заберу, - в минуту опасности, он перешёл на «ты» - туда не сунутся, по должности я человек маленький, оформлен экспедитором, что с экспедитора взять то, - и он мечтательно улыбнулся, откинувшись в кресле в  предвкушении интриги.
 
    Проверка действительно не заставила себя ждать, выглядела она примерно так. Во второй половине дня люди с автоматами спокойно перекрыли все ходы и выходы, не засвечиваясь с улицы, а люди в штатском последовательно без лишней суеты проводили полный обыск по кабинетам, плавно перемещаясь из одного в другой. Когда очередь приблизилась к нашей комнате, Михалыч с перепуганным лицом уставился на меня
- А что с папкой делать, найдут, конфискуют, я ж тогда ничего не смогу! Ну? –
- На открытую полку в шкаф поставьте, затеряется между другими документами, не обратят внимание, стоит себе и стоит, – недолго думая посоветовала я.
Понимая, что выбора у него нет, Михалыч суетливо достал папку из сейфа и засунул её среди прочих бумаг.
В комнату вошли проверяющие, начали трясти всё и задавать вопросы 
- Нелегалов на работу брали, кто главный? –
Босс, не сомневаясь ни секунды, ткнул на меня пальцем
- Светлана Леонидовна, начальник участка, она в курсе –
От неожиданности я вскинула на него глаза, с каких это пор меня повысили, удивилась я молча, но благоразумно отвела взгляд и согласно кивнула.
- Смотри ка, давно всё сложил, гадёныш, горел бы ты со своей папкой, – стараясь сдержать разбушевавшийся вулкан внутри меня, я продолжала отвечать на вопросы
- Нелегалов не принимали, вот договора, копии паспортов - хотя, шут его знает как было на самом деле, тотчас пронеслось в моей голове
- А это что? –
- Так, ерунда, чеки ненужные, – пожала я плечами
- Почему без компьютера работаете? –
- Нет необходимости, скажите проверка надолго, уже поздно, можно домой? –
- Никто никуда не уходит, ждите, скажем, –
- Откройте сейф, так … пусто, а зачем он Вам? –
- Ну, мало ли что, на всякий случай, –
Проверяющий кивнул.

Дома я появилась часа в три ночи, уставшая и злая, довёз Михалыч и очень просил выйти на работу
- Обязательно надо, ты член команды, можешь попозже, а я хочу под шумок подписать свой отчёт – в ответ я потерянно молчала, действительно не зная как поступить.

       На следующее утро офис безмолвствовал, стояла полная тишина и почти все кабинеты были закрыты. Рабочие, не в курсе произошедшего, вышли на стройку как обычно. Сергей, успев с утра расставить всех по местам, тихо растворился на своих подработках, а я начала писать заявление об уходе.
- Первая подстава состоялась будут и другие, пока не поздно, надо сваливать, член команды, придумал, как же, команду покажите … экспедитор - я продолжала злиться
- Что пишем, так … заявление и куда собралась? - за спиной стоял Михалыч и улыбался во весь рот – можешь меня поздравить, чеки сдал и расписку в руки получил –
- Рада за Вас - процедила я сквозь зубы, в очередной раз удивляясь его пронырливости
- А ещё, сегодня с утра подругу выгнал, сироту безденежную, достала своими похождениями, тяжело тянуть большую разницу в возрасте, мне бы дома на диване, а у неё перо в ж… -
- Примите мои соболезнования – процедила я сквозь зубы склоняясь над заявлением
- Не злись, всё обошлось, нет предмета для обсуждения, хочу предложить тебе должность генерального директора предприятия, как, возьмёшься? - Михалыч хитро прищурился.
- Не возьмусь – я подняла голову и спокойно посмотрела ему в глаза
- Ты не поняла, всего на три дня, кое какие бумаги подпишешь и свободна, а за это мы тебе хорошо заплатим. Деньги нужны? –
- Михалыч, подпишите заявление, решение принято, – я сжалась пружиной, словно кипятка хлебнула
- Ну и дура, хотел доброе дело сделать, придётся Серёгу назначить. А, кстати, ты его не видела? –
- Видела, где-то с рабочими на объекте – и я положила заявление перед боссом
- Подписывайте, без отработки, благодетель Вы мой, чеки сданы, объект тоже, не будем резину тянуть –
Михалыч, обидевшись, подписал. Он любил обижаться, на пустом месте, вдруг раз и взбрыкнёт, после уткнулся в стол и принялся листать какие-то бумаги
- Расчёт получишь через три дня, но только с официальной части зарплаты –
А я с облегчением выдохнула
- И всё, и хорошо, им сейчас не до меня, палёные -



                КОНЕЦ


Рецензии