Потешные свадьбы или свадьбы Мальчик-с-пальчика

(Фрагмент из книги "Белая свадьба: история, традиции, этикет". Опубликована на Ridero.ru в мае 2018 года. Жду Вас там:))

Одним из зеркальных явлений, косвенно доказывающих восприятие свадебной церемонии, как спектакля, были так называемые «потешные свадьбы», или «свадьбы Мальчик-с-пальчика» (“Tom Thumb weddings”). Потешные свадьбы были реакцией на подлинное событие. В 1863 году состоялось бракосочетание артистов-лилипутов Чарльза Страттона и Лавинии Уоррен в церкви Грейс в Нью-Йорке. Страттон, более известный под своим сценическим псевдонимом “Генерал Мальчик-с-пальчик”, и его невеста служили в цирке “American Museum” под управлением одного из талантливейших антрепренёров своего времени, Финеаса Барнума. Свадьбе последовал двадцатилетний брак, закончившийся смертью Чарльза Страттона. Барнум сделал из этой свадьбы шоу, которое смогли посетить сотни зрителей, и о котором прочли в газетах и журналах миллионы читателей. И хотя сама церемония прошла в закрытом формате, событие удалось в полной мере: шоумен воспользовался любой возможностью для того, чтобы подчеркнуть контраст размера и роста невесты, жениха и сопровождающих их лиц, с грандиозной и помпезной обстановкой. Невеста, одетая в уменьшенную копию белого атласного платья со шлейфом, прибыла в церковь в миниатюрной карете. Улица возле церкви была настолько переполнена зеваками, что полиции пришлось оказывать содействие. На фотографиях невеста и жених были едва ли по пояс священнослужителю, венчавшему их. Нью-Йорк Таймс сообщила, что на приёме в честь свадьбы супруги продемонстрировали свои многочисленные дорогостоящие подарки, и стояли на вершине рояля, приветствуя тысячи гостей. Многие зрители были очарованы свадьбой, но были и те, кто скептически относился к событию. Комментатор в New York Herald саркастически говорил о ом, что церковный приход Грейс сделал «великолепный вклад в Американский музей». Эта роскошная белая свадьба в миниатюре была предметом восхищения, но подлинность её религиозного обряда ставилась критиками под сомнение. (CS, 77).

Эта звездная свадьба на десятилетия вперед стала прототипом для множества инсценировок с детьми, изображающими главных действующих лиц свадебного обряда. Иногда эти спектакли были сознательной имитацией женитьбы лилипута Страттона, но в большинстве случаев они являлись театрализованной постановкой любой из вычурных белых свадеб того времени. В 1892 году журнал Ladies’ Home Journal опубликовал для своей женской аудитории точные указания для проведения этого «уникального и зрелищного развлечения» для детей в возрасте от четырех до восьми лет. «Идея состоит в том, чтобы воспроизвести, насколько это возможно, интересные особенности официозной свадьбы», - пояснили в статье. Инструкции включали описания одежды для главных действующих лиц, порядок шествия и схему того, как должны стоять дети. Самых маленьких отбирали на роли девочки-цветочницы и кольценосца; мальчик постарше изображал священнослужителя. Иногда были роли знаменитых гостей. Привлекательность и шарм потешных свадеб заключались в кропотливом, до мельчайших подробностей воссоздании знакомого обряда. Детям, как правило, рекомендовалось принимать всё всерьёз. Когда Atlanta Constitution описывала одну из потешных свадеб в 1913 году, в статье давалась весьма высокая оценка актерского мастерства девочек двух лет от роду, исполнявших роли невесты и свидетельницы. В публикации отмечалось, что все были «прекрасно обучены», а играли «с достоинством и грацией». (CS, 78).

Но не все постановки этого периода невероятной популярности потешных свадеб, пик которого приходится на начало XX века, носили по-детски умилительный характер. Свадебные спектакли нам интересны тем, что они были представлены еще в двух формах. В любительских театральных постановках на свадебную тематику стали принимать участие не только дети, но и студентки старших курсов женских колледжей, к примеру. Их свадебные инсценировки отличались видимым благоговением перед брачным ритуалом: выражения их лиц на фотографиях истовы и сосредоточенны, а стиль белой свадьбы выдержан от начала до конца. Совершенно иной, комический эффект производили сценки, которые разыгрывались мужчинами в некоторых англо- и афроамериканских церковных общинах, с «двухметровой невестой» и «милейшими крохотными девочками-цветочницами  в обуви сорокового размера». Эти гротескные постановки, в которых была утрирована каждая деталь и каждый эпизод, также могут служить для нас косвенным подтверждением того факта, что белый свадебный ритуал имел четкие видимые и осязаемые формы, которые возможно было легко прочесть неподготовленному зрителю, и затем воссоздать этот ритуал на сцене, пусть даже и в жанре «капустника». (CS, 79-80).

Как было упомянуто выше, у многих сомнения в отношении подлинности свадьбы лилипута Страттона: настоящая ли она, или это всего лишь представление. Когда потешные свадьбы стали набирать популярность, сразу же возник и встречный вопрос: а не могут ли эти театрализованные постановки ненароком стать реальными? В 1880-х и 1890-х годах газеты регулярно сообщали истории, в которых шутливое глумление над брачным обрядом оказывалось трагически обязательным. В одном из таких случаев в 1881 году, молодые люди в штате Мичиган участвовали в потешной свадьбе «для увеселения» гостей вечеринки, а утром были шокированы новостью о том, что они женаты. По закону штата, для заключения брака сторонам было достаточно оповестить о своём намерении в присутствии свидетелей, после чего брак считался законным. (CS, 81).

Двойственность и неоднозначность феномена потешных свадеб вызывала весьма критическое отношение к ним как со стороны светских наблюдателей и комментаторов, так среди христианских церквей разных конфессий и деноминаций. К примеру, в 1922 году Генеральная Конвенция Епископальной Церкви – в самый разгар дебатов о таинствах – выказала нежелание смотреть сквозь пальцы на подобную «неблаговидную пантомиму венчания», даже ради сбора денег на нужды прихода. Порицая «повсеместное безверие нашей эпохи» и «пренебрежение к достоинству и святости брака», резолюция Конвенции настоятельно рекомендует своим приходам отказаться от использования такого рода свадебных представлений в качестве фандрайзинговых мероприятий. (CS, 74).

Вкусный коктейль фрагментов книги "Свадьба по-американски, или выдуманные традиции":

"О коммерческой этике и жизни в кредит":
http://www.proza.ru/2018/01/30/1103

"Ножки в миллион долларов и семейные ценности":
http://www.proza.ru/2018/01/18/2343

"Дамские журналы и национальные традиции":
http://www.proza.ru/2018/01/12/1360

"Обручальные кольца, или источниковедческий детектив":
http://www.proza.ru/2017/12/19/1271

Бонус! Первая глава книги:
http://www.proza.ru/2016/03/16/1889

Друзья! Предлагаю Вам печатный экземпляр книги или файл в любом формате по Вашему запросу. Материал - полный эксклюзив, "два в одном", историческая публицистика, на грани риска! На русском языке о семье и о свадьбе подобного не найдёте, уверяю Вас!

Основные источники:

American etiquette and rules of politeness (New York, Standard publishing house, 1883)
Burton Kingsland, The book of weddings (New York, Doubleday, 1902)
Catherine E. Shrout, What every girl dreams of: a cultural history of the sacred in American white weddings, 1840-1970 (Emory University, 1998)
Cele C. Otnes, Elizabeth H. Pleck, Cinderella dreams (University of California press, 2003)
Emily Holt, Encyclopedia of etiquette (New York, Doubleday, 1901)
Emily Post, Etiquette in society, in politics, in business, and in home (Funk & Wagnalls Company, New York and London, 1922)
Florence Hall, Social customs (Boston, 1887)
John R. Gillis, For better, for worse: British marriages, 1600 to the present (Oxford University Press, 1985)
Lillian Eichler, Book of etiquette (New York, Nelson Doubleday, 1921)
Margaret E. Sangster, Good manners for all occasions (New York, Cupples & Leon company publishers, 1904)
Mindy Weiss, The wedding book (Workman publishing, New York, 2008)
Nancy F. Cott, Public Vows: History of Marriage and the Nation (Harvard University Press, 2000)
Sarah Hale, Manners: Happy Home and Good Society (Boston, J.E. Tilton and Company, 1868)
Stephanie Coontz, Marriage, a history: from obedience to intimacy, or how love conquered marriage (New York, Viking, 2005)
Vicky Howard, American weddings and the business of tradition (University of Pennsylvania Press, 2006)
Weddings and wedding anniversaries (The Butterick publishing company, New York, 1905)

Есть время - читайте оригиналы. Есть желание воспользоваться возможностью быстро овладеть уникальной информацией - пишите мне на 79152800504 через любой мессенджер!

Приятного путешествия в мир истории, традиций, этикета, маркетинга, семейного счастья и процветания!


--- WHITE WEDDING. СВАДЬБА ПО-АМЕРИКАНСКИ, ИЛИ ВЫДУМАННЫЕ ТРАДИЦИИ ---

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАКА В США ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА. НАКАНУНЕ РОЖДЕНИЯ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ

Семья и государство
Доктрина о недееспособности замужней женщины
Развод
Хорошие манеры
Брачные обычаи индейцев
Институт брака у афроамериканцев
Брак по общему праву
Фольклорные традиции
Протестантизм
Тексты церемонии бракосочетания
Обручение
Накануне белой свадьбы


ГЛАВА II. РОЖДЕНИЕ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ
Свадьба королевы Виктории
Рождение первого свадебного тренда
Свадебные годовщины и юбилеи
Оглашение о предстоящем браке и помолвка
Дамские журналы и национальные традиции
Белая свадьба и аболиционизм
Коммуна "Онайда". Мормонизм
Белая свадьба и Гражданская война

ГЛАВА III. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ
Зарождение потребительской культуры
Дом и семья
Роль матери в семье
Ритуал дарения и демонстрации подарков
Пособия по этикету
От дамского журнала к свадебному журналу
Помолвочное и обручальное кольцо
Свадебный декор
Свадебные товары
Репетиция церемонии
Медовый месяц
Театрализация свадебного ритуала
Рост числа разводов
Критика белых свадеб
Внешние черты белых свадеб конца XIX века

ГЛАВА IV. СВАДЕБНАЯ ИНДУСТРИЯ
Визит и свидание
Помолвка
Самоидентификация свадебного рынка
Белая свадьба и ювелирный бизнес
Пособия по свадебному этикету
Рождение свадебного журнала
Универсальные магазины и свадебные шоу
Сервис регистрации подарков
Свадебные салоны и первые свадебные консультанты
Свадебное бюро и свадебные специалисты
Церковь и церковная церемония
Созвездие Золушки
Ножки за миллион долларов и семейные ценности

ГЛАВА V. СЛОВАРЬ БЕЛОЙ СВАДЬБЫ С ПРИМЕРАМИ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ


Рецензии