Такой далёкий Ближний Восток

В жизни почти каждого человека настает такой момент, когда кажется, что все кончено.
Карета превратилась в тыкву, а красивая сказка рушится, как карточный домик.
У меня был такой период в Праге.
Я, впервые, уехала из дома, от родителей, да ещё и в другую страну.
Первый месяц был похож на сказку: мы очень много времени с мужем проводили вместе за разнообразным досугом.
Но, потом, у меня начались курсы чешского языка, а у него магистратура.
Вот тогда, просыпаясь по утрам раньше него и уезжая на курсы и, приходя вечером в пустой дом (он возвращался очень поздно) у меня началась депрессия и думы: стоило ли мне бросать дом, друзей, родителей и любимую работу? Настроение постоянно ухудшалось, учиться на курсах чешского языка мне разонравилось. Понимая, что дальше так продолжаться не может, я решила взять собаку на перержку, чтобы хоть кто-то ждал меня дома и скрашивал мои будни. Стараясь не жаловаться друзьям и семье, я медленно угасала, пока не нашла в себе силы позвонить Любе, моей школьной подруге, которая только недавно вернулась домой из Испании с открытым сроком шенгенской визы. Позвонив, я кратко обрисовала свою ситуацию и выяснила, что у неё: бурный период личной жизни, после отпуска - нет денег и она влезла в долги, чтобы закончить ремонт. У всех своя жизнь, это понятно...
Но, говоря мне все это, Люба лихорадочно искала билеты на ближайший самолёт и дешевый хостел (т.к. мы с мужем на тот момент жили в общежитии). На работе Люба попросила дать ей выходные и прилетела ко мне на три дня, просто поддержать.
В этот же день муж явился с путёвкой в Париж на романтический уикенд на три дня и мне, наконец, привезли собаку.
От Парижа пришлось отказаться. Собака была страшненькая, дико пахучая и отмывали мы её уже вдвоем с Любой очень тяжело и долго. Ну, а сейчас, эта собака радует нас ежедневно и претендует на роль символа нашей семьи и настоящей дружбы.
Со времени этих событий прошло три года.
Теперь, похожая ситуация наступила у Любы: эмоциональное выгорание, ощущение, что замужем за работой, хоть и любимой + уже гора таблеток из-за проблем со здоровьем.
Сидя в моей машине, она сказала, что больше всего её мучает вопрос: что она не так делает со своей жизнью? Всё время - на автопилоте и вечный день сурка, пусть даже и на любимой работе.
В таких ситуациях лучше всего помогает смена окружения и картинки за окном.
У меня было пожелание: тепла и ярких красок. Чтобы вместо сизых голубей порхали яркие птицы, были большие бабочки, или вараны, в конце концов. Страна могла быть - любая. Люба очень быстро подобрала несколько туров на ГОА соблазняя меня тем, что для меня там наиболее комфортная температура (я люблю: чем теплее, тем лучше и жару переношу с огромным удовольствием).
Препираясь в машине, мы отчаянно спорили как будем проводить отпуск. С одной стороны: Люба предложила "потюленить" - т.е. лежать на пляже от восхода до заката и есть фрукты. С другой стороны: хотелось посмотреть достопримечательности, посетить джунгли и, на самом деле, хоть мы и очень уставшие, но обе любительницы активного отдыха, понимали, что просто долго лежать у нас не получится.
В итоге за нас всё решили в турагентстве. Нам сказали, что на ГОА на неделю ехать нет смысла, также отпали Доминикана, Тайланд, Шри-Ланка... Попытались нам предложить на 11 дней Китай или Танзанию, но мы были ограничены во времени, поэтому все эти варианты отпали.
Тогда мы приняли решение: купить любой тур, который был на нужные нам даты. Это оказалась - Иордания. Люба на момент покупки тура знала об этой стране только название реки, которая там протекает. Я знала, пожалуй, ещё меньше.
Выбор удивил и обескуражил сначала нас самих, а потом и всех из нашего окружения.
Нам задавали бесчетное количество вопросов, начиная с центрального: как вас ваши мужчины отпустили? Справлялись о нашем психическом здоровье, пугали, что там обязательно всех продают в рабство, а у Любы уточнили: что же сразу не в Сирию?
Уже купив билеты, мы начали активно читать про эту страну. Выяснили, что женщинам не рекомендуется садиться на переднее сидение в машине, поняли, что нужно перебрать гардероб (я даже проконсультировалась у знакомого мусульманина: допустимо ли я выгляжу в своих джинсах, не слишком ли они обтягивающие).
В итоге утром, в аэропорту, мы представляли довольно забавное зрелище.
Во-первых, сон в несколько часов, не красит ни одну женщину, особенно, если она без косметики.
Во-вторых, наш вид сильно отличался от окружающих. Одни мои берцы вызвали ажиотаж! Народ юморил и домысливал: зачем нужны берцы на пляже.
И в-третьих, мы четко делили обязанности. Люба в последнее время стала очень запасливая, и когда она озвучила аптечку, которую собрала - смеялись все. Я даже не знаю таких лекарств, что в ней. А потому, после таблеток от давления, дальше уже ничего не слушала.
Моя бабушка собирается менее обстоятельно...
Честно говоря, я думала, что самолёт будет пустым, однако - свободных мест не было.
Планы у нас большие, даже наполеоновские, но вот интересно, что же удастся реализовать?
Это был один из самых красивых полетов в моей жизни: как только мы поднялись выше облаков - увидели восход и луну одновременно. Потрясающее зрелище! Пришлось побеспокоить человека, сидящего у окна, чтобы он сделал нам фотографию. Жаль, что она не передаёт всей красоты.
Летели мы пять часов, которые я изначально планировала проспать, но неосмотрительно взяла с собой интересную книгу.
Полет пролетел быстро и незаметно.
Первое, что бросилось в глаза по прилёту - это контингент отдыхающих. В большинстве, это были люди пенсионного возраста.
Второе - это яркость солнца. Ощущение, что до этого мы жили в подземелье, настолько было странно выходить из самолёта.
Ну и, проезжая мимо порта, я обратила внимание на голубей: я никогда не видела их в таком количестве.
Как истинно русские люди, по прилёту, мы первым делом побежали на обед, а потом сразу на море - загорать. Обед был скудный и сильно переперченный. В Иордании своё понимание "все включено".
Заход в море - каменистый, но мы запаслись противокоралловыми тапочками, поэтому нас это не смущало.
Именно здесь мы выяснили, что в этом мире не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Вечером пенсионеры бодро флиртовали в ресторане и поехали в город на дискотеку, а мы пошли спать в номер.
На следующий день у нас уже были: заполнены покупки туров экскурсий, загар, отдых на море, сауна и тренажерный зал.
На пляже до моего слуха донеслись слова: затонувший танк, субмарина, риф и самолёт. Учитывая, что плавать мы особо хорошо не умеем, нам сказали что к этим достопримечательностям обычно довозят на батискафе. Но на ресепшене мне сказали, что можно и самим доплыть с берега и посмотреть. Правда на ресепшене нам также сказали, что в Петру будет хоть и прохладно, но температура будет 20 градусов, а было 9 градусов тепла! После этого выяснять: можно ли доплыть от берега до затонувших предметов - я не планировала. Плаваю я - плохо, Люба - ещё хуже. Так что, как говорится: и хочется и колется... Доплыть, может и доплыву, но обратно же тоже нужно возвращаться!

"Всё включено" в Иордании означает - только еда и вода во время еды. Остальные напитки и перекус - за дополнительную плату. Есть несколько отелей, которые работают по привычной для русских системе - всё включено. Вот в одном из них мы и остановились.
Поведение наших соотечественников, порой, удручает. А потом мы удивляемся: почему не любят русских?
Арабы тут очень воспитанные, вежливые и красивые. У них не возбраняется жениться на женщинах разных рас и вероисповеданий. Единственное условие - дети должны быть, непременно, мусульманами. В следствии этого, здесь много брюнетов с голубыми глазами. Король Иордании, кстати, со светлой кожей и зелёными глазами. По закону, им разрешено разводиться и у них ещё практикуется многоженство (до четырех жён, но это не каждый может себе позволить - очень дорого). Секс до свадьбы у них осуждается и они любят намекать, что и у нас, русских (христиан) тоже. Но наших женщин было не унять. К сожалению, они явно ехали настроенные, что арабы будут к ним приставать, а когда поняли, что это не так - решили взять инициативу в свои руки. Наблюдать за этим не очень приятно и что из этого выйдет в дальнейшем не сложно предположить.
В большинстве своём восточные мужчины стараются избегать навязчивого контакта. Например: вечер, пляж и стеклянная кальянная. Мы проходим мимо и видим, что там сидят одни местные мужчины и общаются, курят кальян, смотрят танец живота (мужчины и женщины отдыхают раздельно). Заходит наша соотечественница, искательница приключений, и сразу, как по взмаху волшебной палочки, исчезают: и танцовщица, и все мужчины (а это бОльшая половина кальянной).
Ещё: семейная пара с ребенком трёх лет, который весело бегал прыгал, но вдруг закапризничал и мать решила покормить его грудью. Прямо на ресепшене, ничуть не смущаясь, достала грудь и начала кормить. Психологическую травму получили практически все, и наши русские туристы в количестве 30 человек тоже. Ведь можно же было зайти за угол или потерпеть немного, так как это уже не младенец! Но хуже всех было арабу на ресепшене за стойкой. Он от такого действа просто выключился и долго не мог вернуть работоспособность.
Кстати, о местных мужчинах. Я думаю, помимо воспитания, их менталитет базируется на том, что они живут в пустыне и осознают, что только помогая ближнему, можно в своё время рассчитывать, что и тебе помогут не погибнуть.
Мне,за мой опыт путешествий, показалось,что в Иордании очень заботливые мужчины. Хотя подруга считает, что они меня просто боятся :)
Мы решили поехать в Петру - город мертвых. Это одно из чудес света и место куда хочется вернуться.
Я долго думала, что одеть и с вопросом "можно ли в шортах?" пошла на ресепшен. Нам сказали, что в шортах может быть прохладно, ведь в ущелье будет градусов 20 тепла, поэтому я, как довольно мерзлявый человек, поехала в джинсах, берцах и даже одела шерстяную кофту на футболку. Можно сказать, что меня это не очень спасло: так как по факту было 9 градусов тепла.
Естественно, кто не знал и не спрашивал - а это половина автобуса - раздетые поехали на экскурсию (кто-то в шортах, кто-то в платье), а остальную половину предупредили и они поехали в пуховиках.
Народ начал возмущаться, что, при таком раскладе, не все хотят выходить из автобуса. Мы с Любой молчали. Какой смысл возмущаться, если уже приехали. В итоге, гид подошёл к нам и сказал, что ему холодно на меня смотреть. Я ответила, что мне - увы! - нечего сейчас на себя надеть и он сходил и попросил у бедуинов для меня куртку, которая на фотографии. Угадал и с размером, и с цветом. Даже не хотелось отдавать, так она мне понравилась! Многим пришлось покупать куртки или идти раздетыми.
До Петры можно добраться рейсовым автобусом, но из-за того, что входной билет стоит 70 долларов мы не стали ехать самостоятельно, а взяли тур за 100 долларов, в котором уже были включены входные билеты, трансфер и обед в горах. На эту экскурсию, действительно, стоит съездить, особенно в тёплую погоду. Сюда есть однодневные экскурсии, есть экскурсии многодневные и на лошадях. Наверное, в другой раз, я бы хотела поехать на несколько дней.
Вторая экскурсия, на которую я очень хотела проехать - это джип-сафари. В принципе, при любой возможности я стараюсь брать джип-сафари по стране в которой я первый раз. Самое лучшее было на Кипре, в Пафосе. Потрясающие красОты и необыкновенные впечатления!
На Вади Рам были открытые машины.
Сидели по шесть человек.
В нашем джипе подобралась очень веселая компания ровесников и мы даже сдружились. Поездка по барханам, гонки на джипах и встреча заката на скале...
Конечно, лучше ехать не зимой или надо серьезно подготовиться к поездке. От холода меня не сильно спасало термобелье и шерстяная кофта: четырнадцать градусов, ветер, холод!
Мудрые люди поехали в пуховиках.
Мне не хватило мудрости, поэтому опять нашелся добрый человек (гид), который попросил у водителя мне плед. В машине ко мне сразу, как родная, прижалась Люба и я пригласила ещё одну замерзшую душу. Что могу сказать: плед очень сближает людей, особенно в пустыне.
Личное наблюдение: отсутствие мудрости в Иордании нужно компенсировать вежливостью, скромностью и грустными глазами, тогда получишь всё, потребное для жизни.
Восточные мужчины очень не любят конфликты и если начинать что-то требовать - очень быстро начнёшь об этом жалеть. Тоже мое наблюдение, но основанное, к счастью, не на личном опыте.
В пустыне обязательно нужны очки, в лицо летит песок, поэтому есть смысл закутаться в арафатку. Когда выезжаешь на шоссе, на хорошей скорости, мимо пролетают камни, поэтому в другой раз я бы поехала в мотоциклетном шлеме. Так как арафатки у меня не было, а спросить было стыдно, я приехала обратно с самым мощным пилингом лица в своей жизни. Нам не очень повезло с погодой + на закате песок становится красным, но мы там этого не увидели и только в отеле оценили цвет песка, когда вытряхивали его из одежды.
Потом мы поехали в деревню бедуинов - ужинать. Даже только ради этого ужина стоило поехать на эту экскурсию. Обычно я не ем баранину (мне она не нравится), но мясо, которое готовилось пять часов в пустыне, просто таяло во рту.
Отдельно хочется сказать о таком насущном вопросе как туалет. Забирают из отеля и час везут до пустыни, потом два часа минимум катают по пустыне и только после этого отвозят к бедуинам, где есть цивилизованные туалеты. Когда я задала вопрос про внеплановый туалет - гид предложил сделать шторку из своей арафатки и прикрыться ей, чтобы мне было комфортно. Это, в принципе, максимум, на который можно рассчитывать. Некоторые мужчины пытались забежать за уступ или скалу, но это нереально, потому что кругом туристы, которые рьяно фотографируются и обязательно побегут за вами решив, что вы нашли лучший вид для селфи.
Страна мусульманская, но православные люди есть везде, живут очень дружно и относятся друг к другу с уважением. Православные праздники приравниваются к государственным, а из-за смешанных браков очень многие арабы очень светлые. Мы с Любой решили покормить рыб и пофотографироваться на пристани и, нечаянно, привлекли внимание двух местных молодых людей (одного из которых мы сначала приняли за славянина). Они поздоровались и предложили нам попить, сразу уточнив, что не алкоголь, а сок. Так как мы ничего не ответили - они ушли. Когда мы уже уходили, они шли нам на встречу с полным холодильником, чтобы угостить нас на выбор. Мы, чтобы не вводить их в заблуждение, сказали, что замужем (я продемонстрировала кольцо). Они немедленно извинились и сразу потеряли к нам интерес. Но думаю, что это у них не на долго, учитывая, как доступно ведут себя тут некоторые наши женщины.
Отдельно хочется сказать про образование в Иордании. Учатся тут 12 лет. После окончания школы сдается очень строгий экзамен, который определяет судьбу человека. Если он набирает выше 95 баллов из ста, то можно пойти учиться на врача. Если меньше, то на инженера. Это здесь самые престижные профессии. Если не набрал нужные баллы - либо не идёшь учиться по желанной профессии, либо едешь учиться в Россию. Поэтому тут очень многие говорят по-русски. Некоторые женаты на русских, но это скорее редкость, потому что нашим соотечественницам тяжело принять их условия жизни. Тут живут с родителями, братьями, племянниками - нашим непросто принять это.
Отдельно хотелось бы рассказать про восточный базар в Акабе.
Мы поехали на самом последнем автобусе: с восьми часов вечера до половины одиннадцатого.
На базаре никто не хватает за руки, не зазывает и не предлагает зайти. Даже не все продавцы заинтересовано ведут себя, когда ты заходишь, но при этом говорят вежливо и по-русски.
При этом, это восточный базар, где тебе заварят чай, дадут попробовать всё сразу, что никогда в жизни сразу не попробуешь в здравом уме и трезвой памяти. Так меня, например, накормили специями, дали попить разные сорта оливкового масла, попробовать сладкие и солёные орехи, конфеты, финики, а потом дали запить это чаем. Привозить с собой все рекомендуют кофе с кардамоном. Прямо при тебе смешивают разные зерна, добавляют кардамон, потом, по желанию, могут всё это перемолоть.
Очень вкусные орехи, разных размеров (таких вкусных я никогда не ела!).
Чай на любителя. В пустыне он казался волшебным, потому что мы замёрзли, звучала восточная музыка, бедуины танцевали, вкуснейшая баранина, печёная картошечка, чечевица. Но пить такой чай каждый день я бы не стала.
Последняя наша экскурсия должна была состояться в воскресенье и включать в себя купание в горячих водопадах в пустыне, погружение в реку Иордан, и, наконец, посещение Мёртвого моря.
Но судьба решила иначе и, придя в воскресенье на ресепшен к 7.30, мы выяснили, что автобус уже уехал час назад (когда нам выписывали квитанцию - неправильно указали время). Сказать, что мы расстроились - это не сказать ничего. Мы, с огорчением, показали квитанцию, услышали извинения за эту ошибку и обещание, что завтра мы непременно уедем на эту экскурсию.
Надо ли говорить, что на следующее утро мы встали в 5 утра и первые вышли ждать автобус... Меня привлекали горячие источники, как один из древнейших курортов Иордании, куда тысячи лет назад приезжали римляне, чтобы улучшить состояние здоровья или просто расслабиться в целебных водах.
Люба жаждала встречи с Мёртвым морем.
Утром наш гид был не в духе, и мы четко осознали насколько экскурсия зависит от гида и с тоской вспоминали гида, который катал нас по пустыне, подбивал лезть на бархан и просто весело над всей нашей группой, подшучивал. Каково было наше удивление, когда мы встретили его на первой же остановке. Он вез другую группу на эту же экскурсию. Ещё больше мы удивились, когда узнали, что это именно он "забыл" нас вчера на экскурсию.
Хоть мы и огорчились, но решили миролюбиво настроиться на поездку.
Экскурсия была интересна даже дорОгой, потому что проезжаешь очень много исторических мест. Слева простирается Иерихон, справа на скале стоит жена Лота, а прямо - виднеется гора, с которой Моисей увидел землю обетованную.
Экскурсия началась с горячих источников, которые представляют собой оазис с водопадами посреди пустыни. Главный водопад горячих источников Маин имеет температуру воды от 40 до 60 градусов Цельсия. Именно на него мы и отправились. Поднявшись на самый верх в пещеру, где начинаются водопады, и наступив в лужу, мы сразу определили где вода 60 градусов. Учитывая эхо в пещере, я думаю все поняли, куда лучше не наступать.
Водопад образует своеобразный каскад бассейнов. В самом нижнем вода 38 градусов, а в верхнем вода даёт такой напор, что люди приходят туда за массажем. Мы с Любой изначально не планировали мочить голову, а я так, вообще, не являюсь сторонником такого массажа, но одна наша соотечественница решила взять о нас попечение (раз уж мы ехали в одном автобусе, то считай, почти родственники) и потащила нас на массаж, не смотря на наши заверения, что нам это не нужно. Надо сказать, что Иордания очень спокойная страна и скоро ты пропитываешься этим ощущением настолько, что тебе не хочется конфликтовать ни с кем, хочется избегать споров, а агрессивно отвечать только в случае крайней необходимости.
На источниках наш гид просто указал нам направление, поэтому мы нагло присоединились к другой группе, с которой гид сам залезал в источники и нам он провел краткий индивидуальный инструктаж: куда нужно ходить, а куда нет. Накупавшись мы переоделись и отправились на реку Иордан.

Там нам показали место Крещения Иисуса Христа.
Мы тихо краснели за наших соотечественников, особенно за тех, которые отличались абсолютной неадекватностью при погружении и зареклись брать групповые экскурсии в Иордании, в принципе.
Сам Иордан больше похож на мутный ручей. Ровно посередине его проходит граница между Иорданией и Израилем. При погружении можно увидеть: с каждой стороны стоят два пограничника с автоматами, что, несомненно, добавляет колорита.
Вода была холодная и окунуться мы не решились. Просто посидели на берегу.
Наш гид, в отличии от гида другой группы, не повел нас к русскому храму на Иордане и вообще запретил гулять по территории или куда-то уходить. Двигались мы исключительно толпой. Хотелось бы повторить эту экскурсию, но однозначно с другим гидом и малой группой единомышленников.
Следующей нашей остановкой было Мёртвое море. Сначала нас завезли в отель, где покормили. Там мы с тоской наблюдали за группой Абдулы (гид из пустыни Вади Рам), который стоял в дверях и объяснял своей группе и каждому по отдельности: где взять полотенце, где пляж и прочие мелочи. Мы же ждали всех, чтобы пойти на море всей толпой. Ждали долго, поэтому времени хватило только на то, чтобы один раз зайти в море, намазаться грязью и вымыться под душем. Поэтому после этой процедуры мы первым делом взяли визитку Абдулы с намерением: если запланируем вернуться в Иорданию, то договориться, чтобы он нам провел экскурсии индивидуально.
Если кто собирается в Иорданию, напишите, дам контакты.
Само Мёртвое море меня не впечатлило. В отличии от Любы, я никогда не мечтала на него попасть, поэтому не было и разочарования.
Дно со стороны Иордании каменистое, заход довольно проблематичный. Само море густое, маслянистое и вызывало стойкую ассоциацию с нефтью. Да, оно действительно выталкивает и можно читать книгу, сидя в море, а потом вода высыхает на теле и образует белую корку из соли. Грязь была в чанах, лицо мазать не рекомендовали, но кого это останавливало?! Грязь, кстати, довольно тяжело смывается.
Эта была наша последняя экскурсия в Иордании.
Улетать не хотелось. Впервые, мне настолько не хотелось покидать страну и была мысль, а не остаться ли мне там пожить, хотя бы на несколько лет. Люба предложила вернуться в феврале, когда будет отпуск у моего мужа. Он, выслушав меня, долго смеялся и сказал, что похоже все его отпуска теперь расписаны на много лет вперёд - одной страной.
Главное, что когда летели в отпуск, мы с Любой искренне не понимали людей, которые возвращаются в одну страну несколько раз - ведь столько ещё мест на свете, в которых хочется побывать!
Назад летели, наблюдая потрясающий закат, с чувством умиротворения в душе и имея планы вернуться. На знаю, удастся ли нам это, но Иордания действительно, немного изменила нас и оставила яркий след в душе.


Рецензии