Записки с марта 2006 года

Раньше приходилось только слышать восторженные отзывы о выступлениях Эдварда Радзинского на историко-политические темы. Теперь все просмотрел и прослушал сам. Автор, несомненно, наделен недюжинным умом. Для человека со средней осведомленностью по историческим вопросам, звучит умно, ново и очень убедительно. Автор обладает завидным красноречием, отменной памятью и удивительной ясностью мышления. Не мог же он почти двухчасовую беседу выучить заранее наизусть. Нет, человек четко представляет, о чем говорит.

Но для людей осведомленных по излагаемому вопросу (в частности, о последнем периоде жизни Сталина) в выступлении Радзинского новых фактов не прозвучало. В выступлении были использованы многие давно известные факты. Но они умело расставлены и систематизированы. Они служат обоснованием нынешней философии. Они умело и убедительно иллюстрируют современную трактовку нашего исторического прошлого.
В выступлении Радзинского о последних днях жизни Сталина есть один любопытный момент. И в самом начале своей беседы, и в ее конце есть открытое предупреждение современникам: кровавый диктатор может возвратиться - в новом обличье и новом окружении. Но результат будет все так же страшен.

Демократические проповедники пророчат в следующие диктаторы Путина.
Одни на такую опасность только намекают, другие говорят об этом предельно открыто. Радзинский ссылается на тот факт, что 50 % населения страны сторонники сильной авторитарной власти. Но кто и когда считался с мнением населения. В свое время писатель Владимир Максимов писал в "Правде", что в Кремле вполне серьезно обсуждали возможность коронации Ельцина на царство. Что-то кажется, что эта идея живет в верхах нашей власти и по сей день.

Исполнилось 53 года со дня смерти Сталина. Нет в истории человека более противоречивого в восприятии разных людей и разных эпох. Сталин предстает перед читателем то несомненным гением, то гениальным злодеем, то пошлой посредственностью с закостенелыми бюрократическими манерами, то зловещим шизофреником и параноиком.
Сталина отрицают последующие поколения. Но в абсолютном большинстве на него молились современники.

О Сталине писали очень многие. Авторов столько, что Сталин в этом плане может считаться абсолютным чемпионом. Из художественной литературы, статей, эссе и воспоминаний перед нами предстает всегда совершенно разный типаж. Но теперь мне кажется, что этого человека по-настоящему не знал никто. У него не было близких друзей. Он всегда был застегнутым на все пуговицы.

Настоящий Сталин так и останется загадкой для всех поколений. Но версии этой, несомненно, незаурядной личности будут появляться еще не один век.
В старых церковных сказаниях повествование о людях праведных заканчивается стандартно одинаково: он прожил свою жизнь в согласии с богом и своей совестью и умер в душевном спокойствии и умиротворении. Но жизненный опыт говорит, что так бывает только в церковных проповедях. На самом деле и старость, и уход из жизни пожилого человека совсем не так благостны.

Человек и окружающая его обстановка неразрывно связаны. Очень часто эту обстановку из года в год он создает себе сам. Человек в силе - и окружающая его обстановка крепкая, надежная, радующая глаз и сердце. Начал рассыпаться сам человек - и все, что его окружает, начинает сыпаться.

В этой ситуации для душевного спокойствия и умиротворения нет никаких предпосылок. Человек больше ощущает горечь и душевную тоску от потерь, от сознания, что рушится не только он, но и все, что его ранее окружало. В нем зреет убеждение, что все его прежние усилия, лишения, напряжение всех творческих и физических сил оказались напрасными. Ведь созданный им окружающий мир оказался таким недолговечным. Он стареет и разваливается вместе с ним.

Какая уж тут обстановка для благостного ухода. Надо быть средневековым философом, чтобы успокоить себя выводом: я сделал все, что мог, пусть другие сделают лучше.
Большая часть знаемых мной людей подошла к своему финалу обремененная серьезнейшими болезнями. Некоторые из них - калеки, с ограниченными возможностями в самообслуживании. Лишь один из моих знакомых встретил пору пожилого возраста относительно здоровым, обеспеченным для достойной жизни в материальном плане. Остальные остались у разбитого корыта в самом прямом смысле этой жуткой фразы.

* * *
Совсем недавно эта мысль была бы нелепой, абсурдной, идиотской. Никто не предвидел такого стремительного разрушения коммунистической системы. Никто не предвидел, что коммунистическая идеология полностью отжила свое. Раньше такая мысль никому и в голову не приходила. Теперь все более зреет уверенность, что никакого возврата к прежнему не будет. Начинает вырисовываться закономерность такого исхода режимов в странах социалистического содружества. Оглядываясь на историю коммунистического движения, начинаешь понимать, что после Октябрьской революции в развитии теории марксизма-ленинизма ничего нового достигнуто не было. Преобладали догма, косность и ссылки на мысли классиков. Своих, ярких, умных и оригинальных, никто не высказывал. У коммунистических вождей их просто не было. Более того в последний период строительства социализма в нашей стране у кормила власти стояли люди, которые по своим идейным убеждениям марксистами никогда не были. Да и вряд ли они разбирались, в чем суть этого учения.

Постоянно талдычили о гегемонии рабочего класса. Но давно прошло время, когда это было действительно так. В настоящее время рабочий класс имеет совершенно новое, совершенно незнакомое для теоретиков лицо.
В наши дни нужна была теория созвучная современности. А нас все время кормили мертвыми догмами. Вот и закономерный результат. Страшно то, что нынешние последователи коммунистической идеологии совершенно не занимаются выработкой коммунистической теории, соответствующей современным реалиям. Может, кто-то и пробует. Но в действительности свои поиски пока никто не воплотил в реальность. Пока у многих преобладает убеждение, что коммунистическая идея уже в прошлом.

В повседневной жизни редко присматриваешься к старым людям, не пытаешься вникнуть в их внутренний мир, в их переживания. Из художественной литературы у меня сложилось впечатление, что положительные старики - это мудрые, умиротворенные люди, доживающие свой век на земле в полном душевном согласии с окружающим миром. Они неизменно благосклонны ко всем окружающим, они благостно готовы в любой момент, когда придет их срок, в добром расположении духа покинуть этот беспокойный мир.

Когда сам пришел в этот почтенный возраст, понял, что мои представления оказались крайне примитивными. Никакого благостного душевного спокойствия и житейской мудрости у многих моих сверстников не наблюдается. Всем страшна смерть. Все не хотят покидать этот страшный и неуютный мир. И нет светлой житейской мудрости. В душе не умиротворение, а полный раздрай.

Выходит, пока ты живешь, все страсти, сомнения и душевные метания остаются с человеком, пока он воспринимает своим сознанием окружающий мир.

* * *

Умер Слободан Милошевич. Есть подозрение, что ему помогли уйти из жизни. Но даже после смерти этому человеку не отпущено покоя. Получается так, что для него проблема - по-человечески достойно отойти в могилу. Даже мертвому его враги не прощают и пытаются всячески насолить.
Нет, уж лучше иметь обычных, ничем не примечательных родителей. И самому прожить свою жизнь в этом мире незаметно. Тогда не будет проблем и для тебя самого, и для твоих потомков. Сколько обид пришлось перенести детям Сталина, Хрущева. Брежнева. А детям Берии можно только посочувствовать. Говорят, что сын его был вынужден несколько реконструировать свою фамилию.
Наблюдая всю мерзость по случаю кончины и похорон Милошевича, невольно приходишь к убеждению, что великим людям завидовать не в чем. Им можно только посочувствовать.

* * *
В советское время в райкомах партии были отделы пропаганды и агитации. Они планировали, готовили и проводили идеологическую воспитательную работу на местах. Теперь, оценивая прошлое, приходишь к выводу, что нередко делалось это бездушно, формально и для бумажной отчетности.
Теперь в местных администрациях отделов пропаганды и агитации нет и в помине никаких отделов пропаганды и агитации. Кто же в таком случае планирует и отмеряет, постепенно увеличивая концентрацию идеологического воздействия? А ведь где-то что-то есть. Есть стройная организация, которая все это осуществляет не практике.

* * *

И снова майдан. Снова оранжевая революция. Только теперь уже в Минске. Никакого разнообразия. Никаких творческих поисков. Все по накатанной дорожке. Только, судя по всему, у белорусского народа оранжевые большой популярностью не пользуются. Видать, у них и крыша пониже, и карман пожиже. Тот карман, из которого можно черпать на оранжевую революцию.
Из новостей узнал, что протестуют против выборов в Белоруссии представители из Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Грузии. Невольно напрашивается вопрос: а этим молодым людям, какое дело до выборов президента соседней страны? Разве это демократично ввязываться в дела другого государства? Разве имеют они моральное право на протест не у себя дома?
И еще одно недоумение. Почему белорусы не выразили свою истинную волю при голосовании? Разве возле урны стояли представители КГБ с пистолетом в руке и насильно заставляли простых граждан голосовать за Лукашенко? Ничего подобного и близко не было. Каждый гражданин страны мог свободно мысленно показать Лукашенко кукиш и проголосовать за его противника.
Но белорусы этого не сделали. Что же в этом антидемократичного? Почему демократично только то, что кажется демократичным американскому дядюшке? Почему все должно быть пострижено под одну гребенку? Где же тут хваленая западная терпимость к инакомыслию? Ею и близко не пахнет.

* * *

Недавно губернатор Кулаков объяснял профсоюзным активистам, в чем суть профсоюзного движения на современном этапе развития общества. Профсоюзные авторитеты вполне серьезно слушали местного правителя, и ни у кого не возникло чувства неловкости от нелепости ситуации. Яйца учили курицу. И у журналистки, готовившей эту радиопередачу, не хватило такта подать отчет со встречи поделикатнее.
И это не удивительно. В нашей стране любой державный неуч считает своим долгом во всем поучать гораздо более компетентных подчиненных. Приезжает тот же Кулаков на авиационный завод и долго и нудно жует перед самолетостроителями азбучную прописную жвачку о проблемах отрасли. Как будто люди сами не видят, что у них получается, а в чем они испытывают трудности.
И так по хорошо накатанной дорожке идут все державные сукины дети от самого высокого до самого низкого уровня.

* * *

Каждое утро по центральному радиовещанию идет разговор, на первый взгляд, ни о чем. То спрашивают зрителей о том, порядочно ли что-то, или это не порядочно. То, как люди реагируют на погоду. То можно ли протестовать по тому или другому поводу. Чаще всего при поверхностном рассмотрении темы поднимаются мелкие, незначительные.
Но удивительное дело, в основном пожилые люди в этом, на первый взгляд, поверхностном, разговоре участвуют довольно активно. Они охотно звонят, излагают свою точку зрения, нередко уходя за пределы обсуждаемой темы.
Зачем руководству радиовещания утренний разговор почти ни о чем? Зачем это переливание из пустого в порожнее? Подумаешь об этом и невольно удивишься продуманности проекта. Во-первых, людям с утра таким образом дают настрой на позитив. Ведь звонящие в Москву, возможно, искренне, а, возможно, работая на публику, проявляют бодрость. Ну и ты, при общем благоприятном настрое невольно приободряешься.
К тому же по большей части звонят на радио в подавляющем большинстве люди преклонного возраста. Как правило, это люди одинокие. С ними днями никто не разговаривает. А тут пообщался - и на душе полегчало.
С другой стороны, изучается настроение людей. Тема темой, но нередко люди высказывают такое, о чем полезно знать правителям. Возможно, после таких опросов готовится для правителей справка и по этим материалам делаются выводы.
Впрочем, это только предположения. Но во всем этом просто поражает четкая целенаправленность и последовательность. По всему кажется, что этими передачами кто-то умело, руководит, контролирует и вполне квалифицированно направляет их.
ПРОЧИТАНО ДО СИХ ПОР

* * *

Могу судить по собственному опыту, что теория Льва Толстого о непротивлении злу насилием в реальной жизни воспитательных плодов не дает. Ударили тебя в одну щеку. В порядке смирения ты подставил другую. Но у бьющего, как я многократно убеждался, совесть и сострадание от этого не просыпаются. Он только еще больше наглеет. И чего доброго, при твоем смирении может накакать тебе на голову.
Правы были большевики в своей критике этой теории Толстого. На подлость надо достойно отвечать, а не смиряться с распоясавшимся хамом. Твое смирение только еще больше распаляет его хамство.

* * *

Сейчас много говорят об армии, о процветающей в ней дедовщине. В мое время ничего этого не было. Но из своей долгой четырехлетней службы я сделал вывод, что в сержанты охотно и с удовольствием идут те солдаты, которые сами не хотят тянуть трудную лямку рядового. Став небольшим начальником, они спускают с солдат три шкуры, дабы хорошо выглядеть в глазах своего офицера. Усердствуют они не для укрепления самой службы, а ради собственных благ.

* * *

Студенты Франции манифестациями и забастовками добились отмены закона "О первом найме". Сам этот факт еще раз убеждает в том, что французский народ - самый революционный народ в мире. Подтверждение тому - вся история этой замечательной страны. Нигде народ так не мобилизуется и не проявляет такого единодушия в борьбе с правительством, как во Франции.
Самое удивительное в том, что заразительности примера французских студентов основательно испугались руководители нашей страны. Грызлов заявил, что такой вариант для нашей молодежи не пригоден. У нас юноши и девушки востребованы и все могут найти себе работу. Представителям молодежной организации "Наши" «Единая Россия" обещает предложить 20 % мест от своей фракции в Государственной Думе.
Все это крайне примитивно. Но, кажется, действует. Есть молодежное движение "Наши", есть "Молодая гвардия". Молодежи обещают чиновные руководящие должности. Помнится и Гитлер бросал лозунг: "Вперед на Восток, и каждый из вас станет гауляетером". Гауляйтером быть заманчиво и лозунг "Единороссов", несомненно привлечет многих молодых людей.
Но "Единороссы" не уверены в своем авторитете. Потому и боятся повторения французского варианта на русской земле.

* * *

Удалось увидеть по телевидению редкий архивный кадр. Вероятнее всего, на авиационном параде, на правительственной трибуне рядом стояли Микоян и Берия. Берия смотрел в небо. Микоян потянул Берия за рукав и тот повернулся к Микояну. Они о чем-то оживленно заговорили. Внешне все выглядит вполне житейски. На трибуне стоят не легендарные вожди, вознесенные пропагандой почти до небожителей, а нормальные люди, ничем не отличающиеся от, нас грешных.
Но прекрасно понимаешь, что это не так. Это люди другого времени и другого поколения. Они не просто руководили страной. Они в буквальнейшем смысле владели судьбами почти любого гражданина страны того времени. Они как члены политбюро много раз подписывали смертный приговор многим репрессированным. Иными словами, давали свое согласие на расстрел. Теперь невольно задаешься вопросом, как они всю свою длительную жизнь могли спокойно спать, иметь прекрасное настроение, ласково общаться со своими близкими?
Нет, они люди особого склада. И их психическая натура существенно отличается от нашей. Теперь очень хотелось бы знать не из пропагандистских источников, которые все излагают на потребу нынешних правителей, а из достоверных данных, как они оценивали свои подписи под смертными приговорами? Кривили ли душой, или искренне считали тех расстрельных людей врагами народа и существующего строя?
Были ли те правители страны пламенными коммунистами, или отпетыми негодяями?
О чем думал сам Сталин, организуя и проводя массовые репрессии? Неужели он не знал, что тайное рано или поздно станет явным? Трудно поверить, чтобы этот человек недюжинного характера не думал о своем будущем после смерти. Иначе не спал бы на жестком диване, накрываясь шинелью. Значит, он верил, что те страшные репрессии - страшная, но неизбежная необходимость?
Никто из плеяды тех, когда-то знаменитых, а теперь опороченных руководителей страны не написал не строчки мемуаров. Когда-то мне это было непонятно и вызывало недоумение. Теперь есть предположение. Вероятнее всего, никто из них не был уверен в своем будущем. Забирали и расстреливали рядом работающих товарищей. А вдруг завтра это случится со мной? Тогда эти злополучные мемуары могут стать уликой. Ведь записанную потаенную мысль при следствии можно истолковать в обвинительном и разоблачительном для тебя варианте.
Если это так, то жилось им, если смотреть с нынешних позиций, просто невыносимо. Но они жили, радовались окружающему миру. Любили, рожали детей. Стремились занять самые высокие посты в партии и правительстве. Держались за свои высокие должности из последних сил.
Нет, они для нас люди непостижимые.

* * *

Судя по всему, к старости у человека до предела сужаются жизненные интересы и эмоциональные переживания. Преклонных лет женщина часами может говорить о том, при какой покупке она сэкономила деньги на ценах. При этом она испытывает, чуть ли не ...чувственное наслаждение. Невольно приходит недобрая мысль: ее восприятие мира сведено только к экономии на ценах. И вообще на экономии любой ценой.
К старости, говорят, все становятся прижимистыми. Но большая часть людей - в пределах нормы. Но до такой степени...
О жадности старухи можно судить по ее разговорам. Но очень хотелось бы узнать, рождаются ли в этом организме другие чувства и переживания? Только как это сделаешь? Чужая душа - потемки. И каждый человек, по большей части, - непостижимая тайна для окружающих. Живет рядом человек - а мы его по-настоящему никогда и не узнаем. Так непонятым, со своими непостигнутым душевным миром, со своими тщательно оберегаемыми душевными тайнами он и сходит в могилу.
А может, это и к лучшему? Раскройся перед людьми полностью - и окружающие содрогнутся от твоей мерзости и отвратительности. И самому человеку быть душевно голым перед окружающими просто непереносимо.

* * *

На центральном радиовещании появилась постоянная передача на религиозные темы. В одной из последних церковный иерарх вещал о том, что страсти пагубны и греховны для человека. Тот, кто бесстрастен - тот достоин почитания и уважения.
Насколько помнится, в художественной литературе все герои, достойные подражания, были людьми с сильными и яркими эмоциональными всплесками. Как теперь со всем этим быть? Как быть со ставшей хрестоматийной пушкинской строкой: "Одна, но пламенная страсть".
Если следовать этому постулату, высказанному церковным иерархом, надо жить спокойно, без душевных порывов и страстей.
Тогда ты будешь истинным праведником. Но ведь без душевных всплесков не было гениальных литературных произведений, гениальных полотен и гениальной музыки.
Если бы не было душевной страсти и душевных порывов, не было бы и многих научных открытий. В серой, без эмоций, жизни может родиться и существовать только серое и безликое.

* * *

В истории человеческого общества, видать, действительно развитие идет спиралеобразно. Кажется, совсем недавно думские властители умонастроений масс критиковали коммунистический режим за чрезмерную строгость при определении уголовных наказаний, чрезмерное ограничение прав и свобод граждан. Как тогда часто произносилось: все, что не запрещено - разрешено. Все просто упивались свободой. По многим позициям вместо разумной свободы внедрялась вседозволенность.
Жизнь показала, что и при советском строе разумные ограничения вседозволенности было просто целесообразным. И все возвращается на круги своя. Ужесточились правила дорожного движения. Постепенно Дума усиливает меру уголовной ответственности за различные преступления. В частности, за угон автомашин.
Стали вполне приличными телепередачи и художественные фильмы. Вот и выходит, что во всем и везде нужны разумные рамки. Вот и показала свою жизнеспособность и целесообразность марксистская цитата: "Свобода - это осознанная необходимость".


Рецензии