Калика

Слово калика не имеет точного определения в толковых словарях. Многие словари (Даля, Ушакова) дают странно одинаковое не обоснованное толкование выводя это слово из тюркского языка по названию обуви (деревянных башмаков), что даже странно. Ареол распостронения слова калика - это центральная часть России, Сибирь, Московский округ (область); а так же Болгария, прибалтика периода Российской империи.
И так, калика - паломник, слепой певец?????
А как же Кобзар (украинское?) певец народных песен и былин, и как правило то же слепой. Происходит от названия музыкального инструмента.
А обычай ещё известный во времена Владимира Святого скамарошить (скамарохи) и передавался юродивыми (нищими, сумасшедшими) и ходить побираться и петь, веселится и развлекать народ. Даже иной раз описаны случаи, что богатыри для разведтки и проникновения куда либо переодевались то скомарохами, то юродевыми. А во времена Ивана Грозного юродевые не раз подбивали народ на восстания, и им это не вменялось в вину (сумашедший, что с него взять), и именно тогда, слово юродевый начинает заменяться понятием "божьи люди" (в контексте онлайн с богом, провозглашение воли бога). Этокий аракул.
Итак калика имеет корень кали. Кали одна из богинь индо-арийского пантеона, и притом одна из самых страшных эпох (юг) в жизни планеты. Ка - один из царей раннего арийского периода (был смещен тайно своим братом близнецом, который захватил его трон), упоминается как в Египетской, Ирано-Персидской, так и тюрко-булгарской хронологии (мифологии).
Ка - вознесение, предстояние, восход к основам. Есть версия, что это "дыхательное слово" пришедшее в лексекон славян из языка нагов.
Как бы там не было, но в слове калики чётко видна основа - культ смерти, богини Кали.
Во многих былинах про калик, присущя обрядовая основа. В принципе все былины про калик описуют один и тот же ритуал. И попросту, являются пересказом одной и той же версии с разными героями и в разные времена. Действующими персонажами как правило есть княжна (царевна, боярыня, полубогиня) которая в отсутствии мужа потехи ради принимает у себя в палатах калик обязательно в пресутствии потданых (бояр, черни), прям как послов. Потом после некоего рассказа с представлением следует пир (скорее, что-то типа обряда Благовещенья, или посольства), на котором пьяная правительница престаёт к самому молодому и красивому калике, он её отвергает, она подкладывает ему в вещи свою личную утварь (чашу супруга, ожерелье), как правило из чистого золота, а утром по возвращению супруга (который специально спешно прибывает домой получив известие, что к нему пришло посольствто калик), даёт им возможность отъехать, а потом после небольшого обыска, догнавших калик стражи, самого младшего орестовывают и бросают в темницу (прям библейская история про Иосифа); правда есть разночтения, по одним он дожидается мужа (князя, боярина) в темнице (даже есть варианты где его истезают, пытают, ослепляют так и варианты с повторными предложениями ложи от правительницы). А всё это время его друзья по близости темници (что бы он их постоянно слышал), поют и веселят народ, переодически приходя на парог палат правительницы с мольбою (пречетанием, просьбой) отдать им его на поруки. Князь (сразу же по своему прибытию) отпускает молодца. Выйдя из города калики устраивают над ним суд. Он всё отрицает (интересно, что в варианте с темницей, они его только лечат, и не убивают, а без пыток в темнице он подвергается им от своих же товарищей), они его пытают, ослепляют, мучают, истязают, и с помощью живой воды он воскресает догоняет их оправдывается перед ними и все опять повторяется. Они его снова садиски, с разрыванием ноздрей, и отрывом конечностей лошадьми умертвляю. Интересно, что лошади появляются только в былине про богатырей где младшим выступает Алёша Попович, во всех остальных версиях калики передвигаются пешими. Типы наказания, то же подобны процессу инициации, сначала его истязают плетьми (в некоторых вариантах сталью, посахами), потом  закапывают по пояс в землю, он высвобождается и догоняет их, тогда они его ослепляют, дают ему гусли и оставляют в близлежащем городе, он их догоняет они его бьют и еле живого по шею закапывают в сырую землю. Он освободившись (сам) догоняет их и начинает оправдыватся, они его садиски убивают (четвертуют, расчленяют) и закапывают (хоронят) при этом портят гусли и разрывают его одежду, ломают башмаки. Потом уходят. Посовещавщись день и ночь в роще (в последующих вариантах лес, заменили на путырь и пустынное в смысле без людное место), потом преходят откапывают его , поят живой водой (воскрешают) дают новые одежды и просят прощения и провозглашают старшим над ними. И продолжают свой путь дальше.
Тут усматривается явная обрядность языческого типа. Порча личных вещей и одежды, а потом их замена на новые - типичный обряд разрыва со старым миром. Понтификов греческой православной церкви досих пор при посвящении раздевают до гола и после обряда облачают в новые (ранее некем неносимые) одежды (рясу, понтиру). Так, что это описание типичного обряда инециации.
Интересно другое, что принцип заточение в темницу или закапывать в землю  - есть древне арийский обряд описаный в сказках-былинах ещё про Кащея Бессмертного. А значит тут принцип ростка - посадили в землю (под землю) для того, что бы он пророс, вырос новым. А значит вариант с расправой калик над своим более исконный, до хрестианизации, чем вариант с темницей - где явно слышны мотивы библейской истории об Иосифе. Но во всех вариантах князь презнаёт, что не имеет над ними власти и тут же выдаёт ихнего калику им на суд. Что сведетельствует об ихнем скорее жреческом (культовом) статусе, и не подчинении светской власте. Поэтому в более поздних версиях их попыпались предать истезанием и заточению в княжеских темницах (после хрестианизации), что бы хоть как то подчеркнуть власть князя "над всеми". Но в итоге он всёравно вынужден отпустить калику, что подчёркивает его особый не подсудный светской власти статус. Но при этом среди равных он судим, что согласовывается с принципом вечевого права.
И так эта былина явно дохрестианского периода, а значит и само слово калика имеет более древнее происхождение.
Итак, Кали, Кали-Ка, культ её всегда сопровождался человеческими жертвоприношениями, как првило младенцев, недаром истезают и умершвляют самого младшего из калик. Кали - пожирающая собственных детей. Так её называют в индо-персидском фольклёре и соответственно в африканских его отголосках. Тут можно усмотреть и связь с тем, что у иранцев она выступала демоном который был мужского пола и поночам пожирал младенцев. Но как не странно, но что в индии, что в тибете, её служителями выступали восновном мужчины. Исключение составляет штат Калькута и низовья тибета там распостранён принцип, все общего её почитания, а обряды выполняет (следит за их выполнением) самый старый житель той местности независимо от пола, по этому частенько такими становятся и женщины.
Все факиры являются истезателями (самоистезателями) и служителями культа огня.
А вод Калииты - служитель культа Кали, служат его в полумраке в сырых гротах, пещерах и землянках (чем вам не ямы). Тем самым ставя её в один ряд с культом матери-земли. То есть противоставляя огненым-богам факиров. Вовсём обрядность схожа. Через умертвление плоти путём истезания, и скимы (самозаточения) в пещере, норе, гроте без одежды и с минимум еды, достижения состояния "прана", и переход на новый энергетический уровень - энергии "пра". И в отличии от факиров здесь живительной - исцеляющей силой вывступает энергия земли. А вот факиры наоборот никогда не истязают себя в земле, а если в подземелье и проводят свои обряды то как правило в подвешеном состоянии, что бы так сказать не "заземлить" энергию огня и воздуха землёй и водой (сыростью).
В принципе у них  просто разные источники подпитки энергией.
И так в культе Кали явно просматриваются черты культа "матери сырой земли". Что характерно для славянской культуры. Вообще все земледельцы почетают землю как источник силы. По былинам горсть родной земли давала силы Илье Муромцу. А многие богатыри-великаны были повержены после того как их оторвали от сырой земли. Поэтому калики ходили босыми. Но как же быть с башмаками?
По былине в палаты они приходят босиком, а там их как гостей одаривают подарками. И уходят они от туда в бошмаках (в одной из версий в деревянных) - но как известно деревянные башмаки были самым дешёвым видом обуви, и часто использовались для покойников так как они натерали ноги. И чаще всего их делали из осины, бука, реже дуба, тополя. Что скорее свидетельствует об их обрядности. Сковать покойному ноги, что бы он не мог ходить. Притом деревянные башмаки стучали и поэтому всегда было слышно об их приближении. То есть башмаки - это тоже элемент обряда, погребения. Ведь после воскрешения калики они ему дают всё новое, и в некоторых версиях башмаки то же, но неуказано из какого материала, но сказано что всё  новое и лудше в замен того, что было. По этому скорее всего точно не деревянные.
И так некие жрецы "калики" разных  возростов пришли к правителю, с какой-то вестью или на празник религиозно-культового толка, там в отсутствие правителя их приняли и устроили пышный приём. Потом оклеветали одного из них. А скорее правельно сказать искушали. То есть явно просматривается ранне христианский обряд (кстате у некоторых сект сибири распостранён он был ещё в 19 веке) инициации путём принуждения и постановкой перед выбором (в некоторых вариантах по три раза его пытали, закапывали, сооблазняли) плотского (мирского) или духовного. Потом идёт некий обряд суда - где ему приходится отрекатся от своей прошлой (мирской) жизни, ну и соответственно суд. И казнь - смерть. Ну а потом воскрешение в новом статусе.
Это целый обряд, явно языческий ещё и с элементами матриархата. Ведь не даром подчёркивается, что у правительницы больше власти, чем у князя. Ведь князь без ропотно выполняет просьбы (мольбу) калик, а правительница (княжна, боярыня) остаётся к ним глуха.
По всей видимости обряд проводился перед посевом урожая. Но может быть он относится к обрядам проводам зимы - женского божества Морены, чем-то перекликающейся с Кали. Ну вобще обряд проводился точно не летом и не зимой. Сам приход калик сведетельствует о начале длительного праздничного цикла связанного с землёй и плодородием. Они несли какуюто весть!
И так обряд инециации жениха - это и сватанье, песни пречитания, плачи как по невесте, это и новыве одежды и подарки и сооблазнения (девишники, мальчишники - далёкие отголоски). Ведь не даром обряд венчания - это не только помолвка но и постриг (посвят) в сан (священика, царя). Значит тут основным энециатором (посвятителем в сан) вытупает правительница. Она проводит испытания, потом передаёт его по средством князя каликам которые проводят суд казнь и воскрешение, ну и посвящение в новую жизнь (сан). Тем самым видны все элементы перехода от матриархата к патриархату в этом обряде. Обратите внимание на то, что правительница описывается как прекрасная и могучая, а её супруг воинственен и грозен. Но выполняет он (князь) скорее прикладную (отребутика) роль, что возможно в первоначальном варианте он вытупал даже не как супруг а как чиновник или тюремщик, судья. Ведь  владычице (княжне) никто невминяет в вину, не судит и не наказывает, за тот факт что она пыталась прилюбодействовать и клеветала. Что страно, если учитывать что дух самих былин есть нравственно-поучительный. А значит в этой конкретной былине передаётся обряд  инециации, а не расказывается конкретный житейский случай. И интересно, что сказители Усть-Цилемские передавали более поздний вариант с багатырями, где оговаривались что от скуки (в одном варианте записаном Малышевым, есть оговорка что они взяли и собрались с целью определённой переоделись, что бы быть неузнаными в калик и пошли в стольный град Киев) дальше не раскрывается основной их маршрут и цель, а всё повествование сводится к описанию истязаний и обрядя инециации. Даже пир нигде нвеописывается как и о подарках сказано в скользь. Что не характерно для былиной традиции. Вспомните Бояновы гимны, или Пушкинские переработки русских сказок-былин. Там пир всегда описывался красочно. А значит здесь пир есть прикладной элемент, в отличии от подарков, которые вскользь хоть и перечислены но всёже имеют обрядное значение.
Интересно описание того, что ему дают гусли, которые потом портят (рвут струны и гусли  сами ломают), этокий запрет на деятельность. Но сам инструмент явно подчёркивает что былина ровесница, а то и старше времён Бояна (270-317 года), а значит имеет ярко выраженную дохристианскую, языческую суть.
Итак слово Калика - имя собственное, с явным арийским (индо-арийским) смыслом. Означает название жреца определённого культа. И сохранилось как элемент пост патриархального жречества. Возможно это описание обряда посвяты жреца или правителя определённого региона. Но закладывается такое подозрение, что это перекликается с масонскими обрядами символической жертвы. Ведь не даром перед посевом и после сбора урожая приносили в жертву худобу, продукты питания, ценные вещи, людей. Так, что закрадывается мнение, что это обряд выбора жертвы урожая, ведь провительница может выступать и как символ богини плодородия, которую отвергли, и за это она жестоко корает, но несчастный стойко всё выносит и за это стает (умерщвляют а потом воскрешает) чистым переродившимся, свободным от греха.
Жестокий обряд орошения земли кровью - описан во многих былинах, и сказах. Так богатыри в поле бьются с полчищами, так и с пришлыми богатырями. Кровь свою на родную земель проливают. И богатыри пришлые бьются и после того как кровушки польют братаются. Что это? - Это остатки древнего обряда "кровавого орошения земли" - ведь та земля наша которую мы кровью своею поливали, костьми засевали  (былина о змее Горыныче); и клятвы (как к стати и свадьбы, в Индии до сих пор) скрепляются порезав руки и пролив кровь в сосуд из метала (есть варианты с водой, благовониями, огнём), а потом после презыва в свидетели богов и стихий выливается всё в землю (в специально выкопаную ямку), как правило сырую где ростут растения или плодовые деревья - со смыслом, что в конце концов земля рассудил. Это и привязка к местности, типа теперь это ваша земля, раз она полита вашей кровью.
Кстати кто хочет почитать былины и сказы о каликах отсылают к Малышеву и Усть-Цилемским сказителям. В Новгородском варианте имена сказителей не называются. Он есть предшественник Усть-Цилемских сказов, но разница лишь в героях, способе передвижения пешими (новгородский вариант) или конными, ну и названием стольного града. В Новгородском как и Булгарском это Царьград. В первоначальном Болгарском варианте, речь идёт в прошедшей неопределённой форме, множественного числа. То есть, к примеру: Они его убивали, он их догонять снова будет, ими побиваем будеху и убиваху, и после воскрешения до них прибегаху. То есть форма изречения свидетельствует, о том, что речь идёт об обряде с определённой периодичностью проведения, что нету не в Новгородском не в Усть-Цилемском вариантах.
Так, что это отголоски древнего, до христианского прошлого, которое так вымаруется отовсюду, что уже каликы - стали калеками, слепыми кобзарями с гуслями вместо кобзы (рынды), а правительница (княжна), из полу божества превратилась в похотливую злобную тётку. А сам обряд остался без изменений, потерялась лишь память, о том кто и когда, а как и за чем осталось.
Обряды подобного рода очень распостронены в масонской среде, что свидетельствует об большом ихнем сокральном значении, и о том, что от нас скрывают, даже быт и праздники наших предков, а сами их проводят. Так, что это последние капли сохранившегося в памяти народа культа земли-смерти и земли-плодородия, в её лике Кали и провозглашение эпохи (юги) смерти, хаоса и разрушения - Кулиюга. Это слово, почему-то в калека с юго ещё пока не интепретируют. Так что служители культа богини Кали (а скорее всего эпохи Кали (Калиюги)) были Калики.


Рецензии