Как я была наседкой

Самодельный инкубатор
 
          или

Как я была наседкой


Наталья Алексеевна Исаева



Выбирая для семьи продукты в магазине, часто думаю, что мне повезло, я в детстве питалась курятиной, которую сама с цыплячьего возраста выращивала под присмотром родителей. У всех дети по улицам слонялись, а я весной, прибегая из школы, цыпляток кормила. А к тому моменту, как их можно было выпускать на улицу, у меня начинались школьные каникулы. Мама так всегда и подгадывала наседку сажать, чтобы я могла цыпляток пасти. А иначе меня, домоседку, на улицу было не выставить. Ну, разве что огород поливать, да сорняки вырывать.
Соседи меня своим детям в пример приводили. А как ребёнка заставить за птицей приглядывать, если ему это скучно. Мне-то нравилось. Спустя годы я в городской квартире устроила самодельный инкубатор, чтобы к дачному сезону были цыплятки.
Но я не учла, что перевозка куриных яиц на большие расстояния приводит к тому, что и случилось. Из шестидесяти  деревенских куриных яиц у меня вылупилось только тридцать цыплят. Да и то, это оказался тяжёлый труд. Несовершенство самодельного инкубатора вынуждало меня регулярно проверять температуру в инкубаторе. Даже по ночам. И если я обнаруживала перегрев, то открывала коробку пошире. А той весной у нас в многоэтажном доме часто случались отключения электричества. Чтобы не остудить яйца и не погубить будущих цыплят, мне приходилось укрывать подушкой сито с яйцами.
А ещё нужно было  регулярно просматривать каждого на предмет, идёт ли развитие или остановилось, каждое яичко вынимать из инкубатора, смотреть на просвет. Кроме того яйца нужно было регулярно аккуратно переворачивать, чтобы они прогревались равномерно.
А когда подошёл срок вылупляться цыплятам, я надевала белый чепчик и халат, тщательно мыла руки и заранее прокипячённым  пинцетиком помогала цыплятами проклёвываться. Освобождать от скорлупочки нужно было до тех пор, пока легко освобождалось. Потом опять положить в сито и не трогать, пока не раздастся отчаянный писк ещё из какой-нибудь скорлупы.
Из-за нарушений технологического процесса (непостоянство температуры, отключение света) ни один цыплёнок самостоятельно не смог высвободить головку из-под крылышка. Вот поэтому мне и пришлось каждому помогать по много раз.
Когда они выросли, то узнавали мой голос и бежали ко мне со всех ног.
Время-то было перестроечное, поэтому каждый из цыплят был для семьи на вес золота. Вот поэтому мама мне дала поручение, а я его добросоветно выполняла. А чтобы еды хватило на зиму всем бабушкиным внукам, пришлось докупать цыплят инкубаторских. А они глупыши такие, их же первое время приходилось кормить, постукивая широким, тупым ножом по поверхности коробки, словно нож — клюв наседки.
Когда покупные цыплята слегка подросли и уже умели самостоятельно есть не только варёные яйца, но и траву, тут вылупились и обсохли мои из самодельного инкубатора. И чтобы не мучиться с ножом, я стала запускать руку к покупным и вынимать первого попавшегося, ставить его к "новорожденным". Тот радовался любимой еде и начинал быстро-быстро клевать. А малыши облепляли его и принимались собирать еду с его носика. Большой цыплёнок сначала пугался, забавно замирал с высоко задранной головой. А потом начинал отгонять их, попросту — клеваться! И мне приходилось этого "гостя" выпроваживать восвояси. И так повторялось регулярно. Наконец мне попался в руки умненький цыплёночек. Когда оторопь от множеств жёлтеньких комочков у неё прошла (потом из этого цыплёнка выросла хорошая курочка), она принялась что-то ласково по-своему "щебетать" и давать малышам брать еду с её клювика! Мне это очень понравилось! Когда все наелись, я осторожно пометила чернилами животик этой заботливой няне и отпустила к ровесникам, чтобы она получала пищу и ту, которая ей нужна была по возрасту. А в следующую кормёжку, я уже искала в коробке старших питомцев именно её, приговаривая:
— Няня! Няня! Иди ко мне!
Находила синенький животик и ставила к малышам. И там опять начиналось всеобщее веселье. И так стало происходить регулярно, пока все малыши не научились кушать сами. Осенью всех курочек я отдала маме, чтобы, когда вырастут, обеспечивали нас всех свежими яичками.

И как-то в конце лета я вспомнила про "няню". Этот цыпленок был увезен к моей маме вместе со всеми покупными ещё до начала школьных каникул. И эти цыплята с первых дней привыкли к двору моей мамы. Я о них и думать забыла. А сама всё лето растила только тех, кто вылупился в моём самодельном инкубаторе.  И вот пришла я навестить маму, да и вспомнила про цыплёнка, который отзывался на кличку "няня". Подойдя к мирно пасущимся на лужке курам, позвала, не веря в удачу: "Няня, няня". И ко мне со всех ног прибежала справная курочка! Весной следующего года моя мама так же позвала, и курочка прибежала.
Мама посадила эту курочку высиживать яички. Это была самая лучшая наседка за все годы, когда мы с мамой разводили кур. Вот такая история, которую любят вспоминать и мои дети, и я сама.


О вынужденной жестокости


А петушков... Ну что делать? Жизнь есть жизнь... На мясо...


Меня упрекают, как же так, как я могла поступить так жестоко.
Начнём с того, что кормить детей надо.
Мне повезло, я этих цыплят только растила, круглосуточно отслеживала температуру в инкубаторе, и выполняла посильную работу птичницы.

А вот всю самую неприятную работу в данном случае выполнял муж, который в молодости  в армии служил и стрелял там не только по нарисованным мишеням.
Не робкого десятка, не нюня. И если бы понадобилось, он смог бы защитить и меня, и наших детей хоть голыми руками даже ценой своей жизни. А скажите, разве в голодные времена растить самим цыплят (а кто-то растил и поросят, и овец) — это не значит — защищать своих детей.

От чего защищать? От голодной смерти. Не живший в годы перестройки, или бывший в то время маленьким ребёнком, или просто живший среди очень хорошо обеспеченных людей, меня не поймёт.
Людям не платили зарплату месяцами. А те, кому платили, обнаруживали пустые прилавки в магазинах. И хоть ешь эти с трудом заработанные и полученные деньги. Хоть ложись и умирай. А нельзя. Детей кормить нужно.
Вот и брали в магазине большую картонную коробку, проделывали в ней сбоку отверстие для провода с лампочкой. Ставили на другой бок так, чтобы лампочка получалась сверху, а открывающиеся створки коробки служили дверцами. А внутрь коробки ставили сито с куриными яйцами, бережно привезенными из деревни за тысячу вёрст.
И мучились днями и ночами, чтобы поддерживать постоянную температуру внутри коробки, чтобы регулярно переворачивать яйца, да под сито ещё ставилась ёмкость с водой для поддержания нужного уровня влажности.
И всё это делалось в ущерб отдыху, сну, нормальной жизни.
А потом начинался сложный процесс появления цыплят. Потом регулярное кормление сначала вареными яйцами, потом варёной на воде пшенной кашей.
А когда появилась трава, то её нужно было мелко измельчать и давать им. Этой травы приходилось рвать очень много, тщательно мыть, обсушивать. А потом мелко рубить.
Это очень тяжёлый труд.
А как цыплят приходилось первое время содержать дома? Соединили вместе две картонных коробки из-под холодильника, получился длинный вагон. Положили на пол. Сверху сделали отверстия для поступления  света, воздуха и для полкладывания еды цыплята, воды и речного песка (песок важен для пищеварения цыплят). Песок перед тем, как поступить к цыплятам, тщательно просеивали через мелкое сито. Затем промывали в кипятке. Потом прожаривали в духовке.

"Пол" у вагона из коробок устелили разрезанными и распрямлеными основаниям пакетов от молока. К вечеру настил этот был покрыт слоем цыплячьего помета. Цыплят на ночь сажали в коробку поменьше, чтобы им было тепло спать. А "вагон" тщательно убрался. Собирали измазанные листы, покрывало чистыми, сухими. Грязные мыли, счищая помет в унитаз. После мытья сушили на балконе на досках.
И такая морока каждый день, пока не отвезли цыплят на вольный выгул в посёлок.
Но траву, песок, кашу, воду им все равно нужно было давать в течение в его дня.
Вот такой труд. И это осознанный труд, а не развлечение, не разведение ради любования на пушистых комочков.

Жестоко потом этих цыплят скармливать людям?
А в магазине покупать и кормить мясом растущих детей? Или пусть растут дистрофиками? И мужа кормить не надо?
Сама я с годами перестала есть мясо. Что-то переменилось в моём организме.


Но есть ещё такая особенность, о которой не знают многие из осуждавших меня.
Молодые петушки, подрастая, становятся очень агрессивными. Им неважно, растил ты их, или мимо проходит совсем чужой человек, они набрасываются и больно клюют за ноги и всюду, куда допрыгнут. Месяца за полтора до своего последнего часа они начинают набрасываться на  всех на свете. А друг с другом они дерутся не на жизнь, а на смерть.

Курочки так себя не ведут.
Курочек я по мере появления у них характерных внешних признаков половой принадлежности  передавала маме, чтобы петушки их не замучили.




Осенью перед отъездом с дачи, я пыталась уберечь своих детей от потрясения, что петушков лишают жизни.
Как ни прогоняла я их то к бабушке, то гулять, но сын всё-таки ухитрился подсмотреть, как родственник рубит петушков.
Прибежал в слезах и сказал, что он не будет их есть.
Пришлось солгать и сказать, что оставим их бубушке.
А зимой, когда я вынимала замороженное мясо, то он ел, думая, что это магазинное.
Должна сказать, что мясо магазинное сильно отличалось. Наши петухи были выращены не на комбикорме, а на траве, и их мясо было ужасно жёстким. И мне приходилось его долго вымачивать в рассоле из-под огурцов и помидорчиков. Вот такое безотходное производство освоила я в трудные времена перестройки. Мясо после вымачивания становилось мягким и вкусным. Давно это было.

Хочу дополнить. Я очень удивилась сообразительности и уму цыплёнка "няня", потому что считала кур не очень-то умными.
И был большой опыт, чтобы думать именно так. А вот поди ж ты! И среди птиц какие умницы встречаются.
Или это наша любовь из любых детёнышей делает умниц? Сколько раз она в моих ладонях побывала, ощущая мою нежность к ней и моё восхищение "мамочкой", когда она ласково щебетала что-то более маленьким, чем сама, цыпляткам.


© Copyright: Наталья Алексеевна Исаева, 2017
Свидетельство о публикации №217121401249
http://proza.ru/2017/12/14/1249
 Отредактировано согласно новой редакции:
© Copyright: Наталья Алексеевна Исаева, 2022
Свидетельство о публикации №122082506827


Дополнение.

Прочитано здесь:
http://vk.com/wall-211519169_1507
https://vk.com/wall-211519169_1507
Типичные ошибки начинающих:
Закладка в инкубатор холодного яйца или закладка яйца в непрогретый инкубатор приводит к потерям на ранних этапах инкубации. Перед закладкой яйцо необходимо прогреть при комнатной температуре. Время зависит от температуры воздуха (как правило 2-8 часов).
Отсутсвие или недостаточное количество поворотов яиц в первые дни инкубации приводит к массовым «кровяным кольцам».
Примененние схем инкубации со слишком высокой температурой и влажностью губительно влияет на вывод в-целом.
Длительное охлаждение яйца (более 30 минут, либо чаще одного раза в день, существенное снижение температуры во время инкубации или перед выводом, может привести к затяжному выводу, появлению «задохликов», а также смещению сроков инкубации. Я допускаю использование схем инкубации со снижением температуры «на выводе», но только когда в этом есть острая необходимость. При затяжном выводе, новички начинают паниковать и помогать проклюнувшимся птенцам - вытаскивают их из яйца, отламывают скорлупу и т.д… так делать не стоит - часто это приводит к гибели малышей.
© сообщество "Инкубируем сами"


Рецензии
Вот тебе и "куриные мозги"!

Наташа, до чего же трогательно написано!

С улыбкой,

Евгения Серенко   15.12.2017 23:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Женечка!
Да, я тоже очень удивилась, потому что считала кур не очень-то умными.
И был большой опыт, чтобы думать именно так. А вот поди ж ты! И среди птиц какие умницы встречаются.
Или это наша любовь из любых детёнышей делает умниц? Сколько раз она в моих ладонях побывала, ощущая мою нежность к ней и моё восхищению ею, такой заботливой маленькой "мамочкой", когда она ласково щебетала что-то по своему белее маленьким, чем сама, цыпляткам.

Тоже с улыбкой,
Наташа

Наталья Алексеевна Исаева   16.12.2017 00:22   Заявить о нарушении
Женечка! Делюсь!
http://youtu.be/Lji2YHbCf2U?list=PLhx0tTbepH6jFEh4ljkPMW_XHmksWmfvA Самый лучший мультфильм, какой я видела за всю мою жизнь!!! Шедевр о любви, доброте и милосердии!!! Новые мультфильмы "Летающие звери" серия 35 ПУТЕШЕСТВИЯ - "Её зовут... "Её зовут Йоко "
http://youtu.be/Lji2YHbCf2U?list=PLhx0tTbepH6jFEh4ljkPMW_XHmksWmfvA

Наталья Алексеевна Исаева   16.12.2017 15:39   Заявить о нарушении