Мой самодельный инкубатор

Выбирая для семьи продукты в магазине, часто думаю, что мне повезло, я в детстве питалась курятиной, которую сама с цыплячьего возраста выращивала под присмотром родителей. У всех дети по улицам слонялись. А я весной, прибегая из школы, цыпляток кормила. А к тому моменту, как их можно было выпускать на улицу, у меня начинались школьные каникулы. Мама так всегда и подгадывала наседку сажать, чтобы я могла цыпляток пасти. А иначе меня, домоседку, на улицу было не выставить. Ну разве что огород поливать, да сорняки вырывать.
Соседи меня своим детям в пример приводили. А как ребёнка заставить за птицей приглядывать, если ему это скучно. Мне-то нравилось.

Спустя годы в городской я квартире устроила самодельный инкубатор, чтобы к дачному сезону были цыплятки. Но экология после чернобыля была уже нарушена и из 60 деревенских куриных яичек у меня вылупилось только 30 цыпляток. Это была целая эпопея, как я по ночам вскакивала проверять температуру в инкубаторе и если обнаруживала перегрев, то открывала коробку пошире. А той весной почему-то часто случалось отключение электричества, и мне приходилось подушкой укрывать сито с будущими цыплятами. А ещё регулярно просматривать каждого на предмет идёт ли развитие или остановилось и это яичко нужно вынимать из инкубатора. А когда подошёл срок, надевала белый чепчик и халат, тщательно мыла руки и прокипячённым заранее пинцетиком помогала проклёвываться. Освобождать от скорлупочки нужно было до тех пор, пока легко освобождалось. Потом опять положить в сито и не трогать, пока не раздастся отчаянный писк ещё из какой-нибудь скорлупы.
Из-за нарушений технологического процесса (непостоянство температуры, отключение света) ни один цыплёнок самостоятельно не смог высвободить головку из-под крылышка. Вот поэтому мне и пришлось каждому помогать. Когда они выросли. То узнавали мой голос и бежали ко мне со всех ног.
Время-то было перестроечное, поэтому каждый из цыплят был для семьи на вес золота. Вот поэтому мама мне дала поручение, а я его добросоветно выполняла. А чтобы еды хватило на зиму всем бабушкиным внукам, пришлось докупать цыплят инкубаторских. А они глупыши такие, их же первое время приходилось кормить, постукивая широким, тупым ножом по поверхности коробки, словно нож клюв наседки.
И когда покупные слегка подросли и уже умели самостоятельно есть не только варёные яйца, но и траву, тут вылупились и обсохли мои. И чтобы не мучиться с ножом, я стала запускать руку к покупным и вынимать первого попавшегося, ставить его к "новорожденным". Тот радовался любимой еде и начинал быстро-быстро клевать. А малыши облепляли его и принимались собирать еду с его носика. Большой цыплёнок сначала пугался, забавно замирал с высоко задранной головой. А потом начинал отгонять их, попросту - клеваться! И мне приходилось этого "гостя" выпроваживать восвояси. И так повторялось регулярно. Наконец мне попался в руки умненький цыплёночек. Когда оторопь от множеств жёлтеньких комочков у неё прошла (потом из этого цыплёнка выросла хорошая курочка), она принялась что-то ласково по-своему "щебетать" и давать малышам брать еду с её клювика! Мне это очень понравилось! Когда все наелись, я осторожно пометила этой заботливой няне чернилами животик и отпустила к ровесникам, чтобы она получала пищу и ту, которая ей нужна была по возрасту. А в следующую кормёжку, я уже искала в коробке старших питомцев именно её, приговаривая: Няня! Няня! Иди ко мне!"
Находила синенький животик и ставила к малышам. И там опять начиналось всеобщее веселье. И так стало происходить регулярно, пока все малыши не научились кушать сами. Осенью всех курочек я отдала маме, чтобы обеспечивали нас всех свежими яичками. А петушков ... Ну что делать? Жизнь есть жизнь... На мясо.
И вот я вспомнила про няню. И подойдя к мирно пасущимся на лужке курам, позвала, не веря в удачу: "Няня, няня". И ко мне со всех ног прибежала справная курочка! Весной мама так же позвала её и она прибежала, и мама посадила её высиживать яички. Это была самая лучшая наседка за все годы, когда мы с мамой разводили кур. Вот такая история, которую любят вспоминать и мои дети, и я сама.


Осенью перед отъездом с дачи, я пыталась уберечь своих детей от потрясения, но сын всё-таки ухитрился подсмотреть, как родственник рубит петушков.
Прибежал в слезах и сказал, что он не будет их ест. А потом, когда я вынимала замороженное мясо, то он ел, думая, что это магазинное.
А нужно сказать, что мясо магазинное сильно отличалось. Наши петухи были выращены не на комбикорме, а на траве, и их мясо было ужасно жёстким. И мне приходилось его долго вымачивать в рассоле из-под огурцов и помидорчиков. Вот такое безотходное производство освоила я в трудные времена перестройки.


Рецензии
Какая хорошая история... Вроде бы очень простая, но в ней вся наша жизнь, и как же приятно читать.

Сергей Макаров Юс   03.02.2018 20:19     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо Вам на добром слове.
С этими цыплятами было связано много чего забавного.
И происшествий, и открытий. Например, я никогда не знала, что для цыплят опасна ласка. Не нежность, не любовь. Ласка - в смысле зверёк. И когда однажды в августе услышала среди ночи переполох в курятнике, я решила, что пришли воры. Безрассудная женщина! Я смело кинулась к сараю. Впустила туда собаку. Всё стихло. Собака шуршит соломой, фырчит, но не лает. Цыплята умолкли. Я вошла, Посветила фонарём. Подросшие за лето цыплята сидят на нашестях. Никаких людей там нет. А на полу возле стены лежит бездыханный крупный цыплёнок.
Утром местные мне объяснили, что это приходила ласка.
Собака цыплят никогда не обижала, поэтому с тех пор ночевала в сарае и ей очень это нравилось.
А ещё приходили ежи. Топали под окнами словно здоровенные мужики в сапогах.
А потом каждое утро стала обнаруживать поваленные плодовые деревья.
Оказалось бобры! А это уже опасно.
Местные меня предупредили, что хвост бобра - грозное оружие.
Хвостом бобёр перешибает ногу сильного мужчины!
Хорошо, что на этот случай нашёлся настоящий охотник, который избавил всех от внезапного нашествия бобров.
Но это всё цветочки. Подруга пишет, что у неё по участку ходят лоси!

Наталья Малинина Исаева   03.02.2018 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.