Если очень захотеть

Если очень захотеть
(рассказ)

Чашка выпала из рук. Вот досада! Любимая, подаренная на юбилей. Сиротин чертыхнулся. Потом махнул рукой и, невольно взглянув на себя в зеркало, заметил …улыбку. А ведь и правда: осколки на кухне к счастью, чего расстраиваться. К тому же и про юбилей пора забыть. Это когда третий десяток меняешь, можно с гордостью смотреть на окружающих, а «идёшь на штурм» четвёртого - какая-то дрянь начинает лезть в голову.
…Автобус двигался медленно: буксовал в выпавшем ночью снегу. Толпа до боли знакомая: кто бодрый, с книжкой или планшетом; кто спящий, кто с открытыми «стеклянными» глазами. Сменяются месяцы и годы, а перемен никаких, всё то же...
Юра, напарник, встретил у проходной:
- Привет лучшему автомеханику.
- Взаимно… Кажется, опоздали.
- Немножко… Чего невесел? Не отошёл от вчерашнего? За какие грехи наша баба вчера на тебя взъелась?
- Какая баба? А… Ещё бы знать.
Действительно, разговор с начальницей, Полиной, оставил осадочек в душе. Вроде бы сначала планёрка шла своим чередом, но в конце бригадир как-то недобро сверкнула взглядом и «выдала»:
- Ещё один вопрос. О кадрах. Вернее, об одном кадре. Все девушки нашего коллектива сохнут по одному парню... Дисциплина падает, производительность. И вообще, больно смотреть.
- Не смотри, - огрызнулся Сиротин. - Сваха...
- Да, именно тебя я имела в виду, Сергей Степанович. Догадливый ты. Но упрямый. Кстати, раньше с таких, как ты, брали налог.
- Чего? Иди ты…
Такой вот разговор «дружеский» получился… Да бог бы ним, разговором - уж очень тему больную затронула бригадир. Чего пристала… Сама в разводе, а других жить учит. С женщинами знакомство водить себе дороже: в душу влезут, устроят в ней кавардак. Одна у них забота: как бы охмурить, а потом на шею сесть и понукать, понукать... Никто жизни не знает, никто не понимает её.
Смена почему-то тянулась долго... Коллеги, обычно не мешавшие работать, сегодня привередничали: учили, в какую сторону следует крутить гайки… Дабы утихомирить непосед, пришлось пустить в ход пару крепких выражений.
Пятницу Сергей уважал: он, Юрик, другие ребята прямо с работы направлялись в местное кафе посудачить о политике, о новых авто, поболеть за «наших», глядя на большой экран. Вот где можно было отогреться душой, забыть о буднях! Однако сегодня друзья явно не торопились домой - тянулись по одному, вяло, тихо. И почему-то тут же, на проходной, находили причину для срыва ставшего традицией мероприятия. Последним появился Юра и первой же фразой «убил наповал»:
- Зря ждёшь, наша кафешка не работает: с утра авария на электроподстанции. Сегодня давай по домам. Пристраивайся по следу - до поворота провожу.
- Как так? Почему не предупредил? Я стою уже целую вечность, а у него олимпийское спокойствие. Тоже мне товарищ!
Сергей демонстративно повернулся к напарнику спиной и пошёл своим путём. Снег слепил глаза, заваливался за воротник, но какое это имело значение.
Прогулка немного остудила обиду, стали подмерзать пальцы. Перед глазами открылась незнакомая городская окраина. Фонари, исправно освещавшие дорогу, внезапно, как по команде, погасли. Этого ещё не хватало!
Сиротин поёжился: ещё с младых лет не осталось мест, куда бы ни ступала его нога - город-то хоженый-перехоженный, «забеганный» с местной детворой, заигранный в футбол, застроенный снеговиками, снежными крепостями, а сейчас открывшийся вдруг пугающе-странной незнакомой стороной.
Дома, иногда приоткрывавшие номера благодаря рекламной подсветке, помогали мало: не хватало главного - названия улицы. А потому приходилось, не разбирая дороги, почти вгрызаться в очередной сугроб.
Дорога, если едва различимую тропу можно назвать дорогой, оборвалась: путь преградила грузная серая пятиэтажка. Ветер с силой ударил в спину, подъездная дверь приоткрылась…
Свет на площадке чужого дома отсутствовал: то ли жители экономили электроэнергию, то ли - свои нервы в противостоянии с ЖЭКом. Но после снежной атаки укрытие представлялось местом вполне себе комфортабельным.
…Сколько прошло времени? Полчаса? Час?
За стеклом отчётливо «нарисовались» два звёздноподобных огонька непонятного происхождения; брели редкие, неуклюжие, похожие на черепах, прохожие… Мир «на самом деле» - это мир со стороны. Вот ты какой - холодный, негостеприимный. Здесь хоть какой-то уют, а протяни руку и…
Щёлкнул замок. Сергей лениво оглянулся - из ближней квартиры «выплыл» человек. Нехорошо: сейчас погонит прочь, соседей взбаламутит.
- Вы из какой квартиры?
Голос оказался женским.
- Я ненадолго… Постою и уйду… Сильный ветер…
- А-а… Ладно, стойте. Я жду электрика, и мне показалось… Хотя, уже поздно - вряд ли он придёт. Послушайте, вы в электричестве чего-нибудь понимаете?
Нежданный вопрос вывел из полудрёмы:
- Немного. По мелочи.
- Может, попробуете? Выходные на носу, а я телевизор не могу посмотреть.
- У вас что, мужчин в доме нет?
- Муж больше по научным проблемам. Да и задерживается он...
- Ну, давайте попробуем - куда вас девать.
В прихожей облепили запахи печёного мяса, чеснока и чуть заметный на их фоне аромат духов.
- Пальто вот тут можно повесить. Шапку. Обувь… - захлопотала  хозяйка. Моложавая - лет двадцати восьми - тридцати, русоволосая, роста невысокого - по мужское плечо, чуть полноватая. Обычная простоватая дамочка - к таким сильный пол если и «клеится», так от «безрыбья».
- Вот он, телевизор. Вчера работал, негодник, а сегодня заупрямился. Извините, как вас зовут?
- Сергей.
- Очень приятно. А меня Анастасия. Может, инструмент какой требуется?
- Не торопите - подумаю.
Телевизор, обычная «китайская» плазма, производил впечатление пациента, от которого отключили средства жизнеобеспечения - хоть бы один светодиод мигнул! Сергей почесал затылок:
- Для начала дайте какую-нибудь лампу.
Ночной светильник, словно беря пример с телевизора, на включение не реагировал. Может, в самой розетке обрыв?
- Значит так, нужны туристский фонарь или свеча, отвёртка и ножик. Придётся минут десять посидеть в темноте.
…Заработавший телевизор произвёл на хозяйку впечатление необыкновенное: она охнула, сбегала в соседнюю комнату и вернулась с кошельком в руках.
Сергей поморщился:
- Да за что тут деньги брать? Провод отгорел, ерунда. Не нужно. Вы ведь, судя по обстановке, и сами не жируете.
- Тогда я вас хоть чаем напою, - нашлась Анастасия. - Пойдёмте на кухню.
Вместо обещанного чая, на столе вдруг появилось рагу с мясом.
- Угощайтесь, - улыбнулась Настя и придвинула тарелку, - не стесняйтесь. Вы, наверное, после работы, ещё не ужинали.
Гость для приличия «поломался», смущённо кашлянул:
- Муж-то придёт, увидит чужака - как оправдываться станете?
- Выкарабкаюсь. Кушайте - остынет.
Сиротин подчинился. Желудок заработал по-полной - радостно, с огоньком: удивительно, как можно готовить такие вкусные вещи!
Хозяйка, довольная, что угодила, заворковала:
- Своё, оно всегда и вкуснее, и полезнее. Уж почти десять лет живу тут, а к здешней еде не привыкну. Представляете: соседи не знают, как солить огурцы! Ну правильно, погреба в каменном доме нет - вот и забылась традиция.
- А вы откуда?
- С Донбасса. Есть такой посёлок Семёновка. Вернее, уже нет: разбомбили… Но не будем о грустном: тоску в дом заведёшь - потом не выгонишь. Руки у вас, я смотрю, тёмные, мозолистые - наверное, на заводе работаете. Уважаю умелых. Раньше, если мужчина водил машину, то разбирался в автоделе; если захотел провести розетку - раз и сделал. А сейчас… Недавно пришла к соседу: помоги вешалку прикрепить к стене…
- Погодите, а муж?
- Муж, говорите? Отказался муж, не решился… Да, так я соседа не сразу уговорила. Можете себе представить!
- Семьями надо дружить - вот и найдёте себе помощника.
- Согласна. Но так получилось: мои подруги одиноки. Я с ними работаю в одной конторе, коллектив чисто женский. Зато весело по праздникам. Как разгуляемся… Вы, Серёжа, кушайте - не смотрите на меня, я иногда болтаю без меры.
- Вкусно.
- Правда? Значит, ещё не совсем растеряла я своё умение. Десять лет назад мечтала о карьере технолога пищевой промышленности. Где гостила, всегда интересовалась кулинарными рецептами. Планировала защитить диссертацию, написать поваренную книгу для начинающих, открыть кафе… Сейчас вспомню - смех один.
- Кто-то помешал?
- Как сказать… Вроде бы никто. Но… То документ оформлю неправильно, то партнёр обманет, то простужусь в самое неподходящее время... Долго не могла понять, почему у меня ничего не получается. Потом поняла: не моё это, потому что на самом деле не хотела я ничего.
- В каком смысле?
- Ну, в том смысле, что если б хотела, то всё сбылось бы. С годами установила я для себя жизненный принцип, за который по сей день держусь.
- Что за принцип?
- Простой. Всего можно добиться, если очень-очень захотеть... По глазам вижу: не верите. Я тоже не верила, пока случай окончательно не расставил всё по своим местам. Поехала я как-то раз на юг отдыхать. А на конечной станции у меня деньги умыкнули. Сумма не ахти какая, к тому же банковская карта при себе имелась, но расстроилась я до сердечных колик. Хотела денег снять, а пароль-то забыла - ни единой цифры припомнить не могу, память словно косой срезало! Ведь я ж планировала потом взять билет на автобус, а получается, не то что ехать - даже поесть себе не могу позволить. Села тогда я на вокзальное креслице, горюю... Вдруг чувствую: кто-то мои волосы гладит. Поднимаю глаза - пожилая женщина, старушка по сути: что, спрашивает, случилась? Уж не знаю почему, открылась я незнакомому человеку, рассказала о своих злоключениях. Та в ответ: пойдём ко мне, девонька: темно уже, не дело на вокзале ночевать.
Шла, как во сне… В чужом доме угостили чаем - немного «отошла», но волнение осталось. Пока я излагала свою биографию, старушка молчала - не перебивала, иногда кивала - дескать говори, не останавливайся. Помню её глаза: с виду маленькие какие-то, моргают всё время, а на самом деле цепкие. И синие - синие…
Постелили мне в тесной, душноватой комнатушке, но та комната всё лучше, чем шумный, беспокойный вокзал. Едва легла - словно провалилась. И вот вижу я во сне, будто мама с отцом идут. Останавливаются. Ко мне не приближаются, но, чувствую, встрече рады. За родителями появляются братья, за братом школьная подруга… Про некоторых знаю: не жильцы уже - а досады нет, вроде как и не умирали вовсе. И все, кто идёт, остановится, улыбку подарит, рукой помашет или поклонится… А потом старушка моя знакомая появляется со свечкой в руке. На краешек кровати садится. Серьёзная такая. Кулачок свой сухонький разжимает - в нём бумажка. Я бумажку-то беру, разворачиваю - какие-то циферки. Вглядываюсь: ба, да это не просто циферки, а пароль моей банковской карты!.. Тут и проснулась я.
За окошком солнце, ни единой тучки…
Помнится, спустя час, стою я на пороге, благодарю за гостеприимство, за приют. Хозяйка же поучает меня:
- Видишь, дочка - всё хорошо, по-людски в итоге получилось. А ты боялась.
- Верно, - соглашаюсь, - всё хорошо. Постойте, а вы откуда знаете?
- Откуда… Разве это важно? Родных, друзей своих не забывай - соскучились они по тебе. И ты по ним тоже. Обо мне не болтай: длинные языки хуже недругов. Что до твоей беды, так ты её сама от себя спровадила. Главное ведь, захотеть…
…Сергей взглянул на часы - половина восьмого. Поздновато. Домой, непременно домой; не ровён час, привяжется эта курносая - потом не оттащишь.
 Вырвалось вдруг - само собой:
- Пора мне, семья потеряет…
Одевался Сиротин суетливо и бестолково, едва не забыл перчатки. Но хозяйка «была начеку»:
- Не спешите: кто торопится, тот не успевает… Ну, вот и собрались. Извините, заговорила я вас за вечер. Как выйдите из подъезда, по правую руку увидите арку, через неё идите, а после никуда не сворачивайте. Район здесь трудный: много за последнее время понастроили, ещё больше поломали, можно заблудиться. Метров через триста увидите торговую палатку. Дальше идите вдоль забора. Метров через двести появится дорога. Попросите - может, кто-то не откажет подвести.
- Это не вы у меня должны прощения просить, а я у вас: почти весь ужин сметелил, вашему мужу ничего не оставил.
Настя опустила глаза:
- Соврала я. Нет у меня мужа и не было никогда. Прощайте.

=

…Суббота выдалась сказочная. Снег, ещё вчера, остервенело хлеставший по щекам, сегодня мирно сверкал на солнышке. Идилия. Настоящая русская зима.
Благостную тишину нарушил телефонный звонок. В голосе Юрика ощущалось неподдельное смущение:
- Слушай, Степаныч, у нас шабашка тут... Крутая тачка... Народ запутался в моторе. Приезжай: без тебя никак. Полины не будет, информация точная.
Вот он, отдых! Ни тебе в баню сходить, ни в бильярд перекинуться!

=

…Дверь в автомастерскую скрипнула, и на пороге «нарисовалась» Евгения, буфетчица:
- Юрочка, поди сюда, милый. Говорят, Сиротин приехал. Мне бы с ним потолковать.
«Юрочка» изобразил удивлённое лицо:
- Нету тут Сиротина. Больше слушай «агентство ОБС - одна баба сказала».
- Юра, не остри - посмотри мне в глаза. Ты мне правду говоришь?
- Когда я тебе врал?
Женя надула губы:
- Всё время, пока мы знакомы… Ладно, я домой. Не забудь подключить мою дверь на сигнализацию…
Минут пять спустя Сергей вышел из «ямы» и устало плюхнулся на стул:
- Сколько работаю, не видал ещё такого безобразия… Чего смотришь, чумазый?
- От чумазого и слышу. Я, между прочим, о тебе беспокоился - отправил до дому небезызвестную тебе буфетчицу.
- За это спасибо... Слушай, напарник, разговор есть. Ты в любовных проблемах разбираешься?
- А то. Перед тобой ходячая энциклопедия - валяй, спрашивай. Кого присмотрел?
- Познакомился тут с одной…
- Прикормила, что ли?
- От тебя, блин, только шуточки!
- Ну, не обижайся… Хочешь сходить к ней или как?
- Думал я об этом… Но, веришь, адреса не знаю.
- О как! Степаныч, зачем тебе её адрес? Иди по нахоженной тропе.
- Да кабы тропа имелась… Говорю же, не помню я, где она живёт. Хоть тресни.
- Вопросик, однако… Предлагаю простое решение: никакой знакомой не было.
- Чего? Как не было?
- Очень просто: раз ты, Степаныч, ни черта не помнишь - значит, она тебе приснилась.
- Опять шутишь?
- Какие шутки - всё на полном серьёзе.
Сиротин задумался. Конечно, напарник говорил с улыбкой на лице, но разве такое предположение выглядит совсем уж фантастическим?

=

…Сергей медленно, без аппетита дожевал яичницу. Бросил немытую тарелку в раковину - обойдётся. Сегодня не до дел: во всём районе отключили электричество. Ремонтники слово не держали - клятвенно обещали ещё вчера линии восстановить. Как можно давать пустое обещание!
Пиджак, по приходу небрежно брошенный на диван, «полетел» в кресло. При этом что-то упало, звякнуло, покатилось по полу. Где там фонарик?
«Нечто» оказалось отвёрткой с изящной перламутровой ручкой. Сиротин с укоризной покачал головой:
- Вот тебе и «приснилась». Поверил болтуну… Я тоже «хорош» - поработал чужим инструментом и прикарманил. Вернуть бы хозяйке, да как вернёшь…
В окне посреди бескрайней метели маячили два огонька. Всё как вчера.
Почему мы глядим на снежную круговерть, ведь в этом ворохе почти ничего не различишь? Может, именно в зимние бурные кромешные ночи просыпается в нас желание осознать: есть там, дальше метели, хоть что-нибудь или нет? Впрочем, наступит утро - и мы благополучно забудем, о чём мечтали вчера. Какое чудовищное нелюбопытство!.. А она? Тоже смотрит в окно? Видит два одиноких огонька? Скучает? Или равнодушна? Вот ведь женщина - странная: в принципы верит. Принципы…
Грустные размышления вдруг разом прервались, словно споткнулись о невидимое препятствие; сердце же встрепенулось. Ну конечно, это шанс!
Сергей оцепенел: догадка показалась невероятной; затем прислонился лбом к холодному стеклу: какой же я дурак, если сразу до этого не додумался! Сейчас я усну, а во сне ОНА появится и подскажет нужный адрес. Не сможет не придти! Надо только не отвлекать себя на ненужные мысли… Я увижу ЕЁ, обязательно увижу. Если очень захотеть…

05.11.2016


Рецензии
Андрей, спасибо! Очень интерестно и поучительно! Прочитала с огромным интересом. С теплом.

Татьяна Сенченкова   23.12.2017 14:07     Заявить о нарушении