Грустный вальс

14 декабря 1992 года -это день, когда, во время грузино - абхазской войны, сбили вертолет, перевозивший несколько десятков человек из Ткуарчала в Гудауту - раненых, женщин, детей.

Я помню похороны. Над Гудаутой стоял какой-то сплошной стон: издавали ли его люди, или земля, разверзшаяся могилами - траншеями в центральном Гудаутском сквере, или небо, обрушившееся на плечи людей непоправимым горем. Гробы, десятки гробов, поддерживаемые руками людей, плыли над городом...

Уже в Сухуме, в начале октября 1993 года, я попала в дом одного из тех, кто не смог выехать из города: у него на руках были трое детей и больная жена. Сухум в те осенние дни напоминал преисподнюю: кромешный ад из человеческих страстей. Солнце щедро поливало измученную войной землю, но люди, казалось, забыли, есть ли оно и зачем оно светит. Город горел или догорал. На проспекте Мира никто не тушил горевшие здания. Откуда-то со стороны улицы Чанба известный абхазский ученый - Хухут Бгажба - вез на тележке бидон с водой: в городе не работал водопровод, не было хлеба, воды, газа. К зданию горсовета подъезжала машина с хлебом - черными непропеченными буханками. Ее молча окружали люди и протягивали руки: подхватывали хлеб.

Дом, о котором я говорю, располагался на одном из склонов предгорий, очень близко подходящих к городу. В нем Х. Кьяразба пел под гитару свои песни. Х. Кьяразба - это псевдоним учителя, который складывал свои песни в черные дни оккупации. Грустный вальс кружился над городом - как плач и как призыв. Как призыв души к душе, сердца к сердцу.

ПАМЯТНИК

Снова я к тебе иду
И цветочек положу.
Спишь, мой маленький, опять,
Все тут спят, и все молчат.

А вокруг трава растет,
И мимоза тут цветет,
И дрозды поют, поют,
Ты ж все спишь, молчишь,
Молчишь...

Эх, проклятая война,
Сколько жизней унесла.
Нет прощенья подлецу,
Развязавшему войну.

Ах, как время-то бежит,
Солнце круг вновь совершит.
Будет город, будет сад,
Будут люди вновь гулять.

Но будет помнить мой народ
Тот подло сбитый вертолет,
И малышей, и медсестру,
И вновь цветы им принесут

Х. Кьяразба
Сухум. 01.93 г.

Пока поет человек, пока не разучился он складывать слова к словам, жизнь продолжается. Она прорастает добром и памятью, потому что она жизнь, а жизнь сильнее смерти. Что человек посеет в своей жизни, то и пожнет. Посеет зло, ненависть - пожнет смерть, посеет любовь и добро - пожнет жизнь. И так во все дни земли - сеянье и жатва не прекратятся. Учи, учитель. Складывай слова. Пой песни. Залечи раны. Живи, Апсны.

Р. S. Этот текст я писала много лет назад как предисловие к небольшому сборнику песен Х. Кьяразба(Саши Гицба).  Точнее, сборника не было, была тонкая ученическая тетрадь, в которой были записаны песни. Это не стихи. Их нужно, конечно, слушать как песни. Уезжая из Абхазии в Россию, я увезла с собой эту тетрадку. Когда появилась возможность, я ее перепечатала и собрала вручную небольшой сборник, который передала автору песен.

Рис. Б.Ашуба. Неутихающая боль. 2017


Рецензии