Второе дыхание
Ответ вполне понятен и объясним. Во время «перестройки», а затем и в продолжение последующих лет интеллигенция, особенно сельская (я не говорю о москвичах, это отдельная тема) оказалась никому не нужной. Те ее представители, которые жили в сельской местности, попали в «мясорубку» своеобразных реформ этих лет, уничтожавших воспитание и образование под благими предлогами реструктуризации, оптимизации и т.д. якобы для повышения качества обучения подрастающего поколения. Они остались на обочине профессии, которой посвятили жизнь, да и самой жизни.
Вот так и моя учительница Мария Ивановна, которая учила меня с первого класса, осталась не у дел. Школу сначала закрыли, а затем продали ее здание по чисто символической цене «нужным» людям. А что же делать записанным в ненужные бывшим специалистам, чтобы материально поддержать себя, своих детей, внуков? Ответ есть: спасать себя самим.
Как только наступает ягодная пора, Мария Ивановна в свои 80 лет отправляется за ягодами. Другого способа обустройства жизни нет. Честно заработать на квартиру простому смертному нереально. Это не раньше: работаешь на заводе или фабрике – дают общежитие, завел семью – получаешь комнату, а затем и квартиру. То же и в отношении учебы: в институте можно было выучиться на стипендию. Плата за общежитие была два рубля в месяц, а сейчас квартиру оплачиваешь, да еще и учебу. Не говоря уже о тех, кто взял ипотеку.
Конечно, я понимаю, что добро должно быть с понуждением. То есть нужно помочь тому, кто выбивается из сил, а дуракам и лодырям помогать – только дело портить. Ведь то, что достается даром, способно развращать (вспомните хотя бы аварии на Крымском мосту).
Но как бы сделать хоть что-то, чтобы такие люди, как Мария Ивановна, уйдя на заслуженный отдых, имели возможность отдохнуть? И им бы не приходилось искать хоть какого-нибудь заработка, чтобы свести концы с концами, и было чем угостить внуков?
Конечно, на Руси никогда не было хороших времен, да, видимо, и не будет. Хотя разговоры о необходимости пенсионной реформы и переменах социальной направленности идут. Вот бы эти слова – да Богу в уши!
Конечно, сегодня всем трудно, но в разной степени. Пенсионер, получив 8-10 тыс. рублей в месяц, четыре тысячи отдает за квартиру, а в преклонном возрасте значительную сумму тратит еще и на таблетки. И как до следующей пенсии доживать? Вот он и экономит на всем, покупая, что подешевле, например, рыбу путассу, да и то не вволю. Вот оно – выживание…
Конечно, тем, кто не ходит по рынкам и не ездит по дорогам, вряд ли когда встретится их первая учительница с корзинкой грибов или ягод на продажу. А мне, когда я вижу Марию Ивановну с дарами леса, становится как-то нехорошо. Как будто я в чем-то виноват.
А может, и виноват в самом деле?
Свидетельство о публикации №217121401976