Жатва 5

               
      Отцовский коллаж:
- руководитель колонны фабрики «Первомайская» на ноябрьской демонстрации;
- в начале своей механической карьеры;
- три богатыря: дядя Олег, дядя Борис и папа;
- рационализатор;
- дед Иван и бабушка Аня.


                1.2.3. ТИШАЙШИЙ СИГ.

      Мама называла отца «Сиг» по его инициалам – Сергей Иванович Гуанов. Он и взаправду был тих и молчалив, как рыба. За всю жизнь я не припомню случая, когда бы мы с ним поговорили по душам. Он вечно пропадал на работе, а он работал начальником ремонтно-механического цеха швейной фабрики «Первомайская». Его репутация была безупречной: он не пил даже пива, не курил, матом не ругался, вообще ни на кого не злился. Он был депутатом Ленинского райсовета трёх созывов, начальником фабричной колонны на всех праздничных демонстрациях, народным заседателем в судах. В его трудовой книжке 72 записи о поощрениях и награждениях. Его любили все его пьяницы-механики, хотя он не выпил с ними ни одной рюмки. Кроме того, он был красив, у него был замечательный орлиный профиль и густые брови, поэтому я верю, что он имел успех у женщин, хотя на серьёзные увлечения, на мой взгляд, он был не способен. Он резко отличался от нашего разухабистого большинства и был, конечно, белой вороной. У него не было ни близких друзей, ни компании. Только сейчас я понимаю, как он был одинок.

      Папа никогда не рассказывал мне о своей жизни и происхождении, а я так и не удосужился до его смерти расспросить его. К сожалению, отец не писал мемуаров, поэтому мою родословную по мужской линии мне пришлось восстанавливать из оставшихся документов, детских воспоминаний и сведений, полученных, главным образом, от моей двоюродной сестры Гали, дочки тёти Веры, единственной из отцовских родственников, с кем я до конца поддерживал связь. Вот что отец написал в сохранившейся автобиографии 1959 года:

                Автобиография.

                Гуанов Сергей Иванович родился 14 сентября 1908 года в Ленинграде.
      Родители:
      Отец – сын крестьянина бедняка Ярославской губернии Рыбинского уезда с малых лет работал в торговых предприятиях Ленинграда. Участвовал в первой империалистической войне. Умер в 1942 году.
      Мать – дочь мелкого торговца, до 1917 года домохозяйка. С 1917 г. по 1924 г. ухаживала за больным отцом. С 1925 до 1941 г. работала гардеробщицей в музее гор. Пушкин (во дворце). С сентября 1941 г. по 1945 г. была в оккупации, в Ленинградской области. В 1945 г. возвратилась в гор. Пушкин, где и продолжала  работать в музее до 1953 года. В настоящее время на пенсии.
 
      Я с 8 лет начал учиться в начальной школе гор. Пушкин – 1 год. Затем гор. Ленинград – 4 года. С 1921 по 1924 сельская школа станции Назия Ленинградской области.   С 1924 -1926 гг. работал в сельском хозяйстве в семье дяди. В 1926 году приехал в Ленинград и поступил работать в слесарную мастерскую учеником слесаря. В 1927 году в октябре месяце поступил на Государственную швейную фабрику «Первомайская», где и работаю по настоящее время.

      Занимаемые должности на работе:
октябрь 1927 г. – февраль 1928 г. – ремешник,
февраль 1928 г. - декабрь 1928 г. – помощник механика швейных машин,
декабрь 1928 г. – октябрь 1930 г. – механик  универсальных  швейных  машин,
октябрь 1930 г. – июль 1933 г. – механик специальных швейных машин,
июль 1933 г. – сентябрь 1934 г. – сменный мастер швейного оборудования,
сентябрь 1934 г. – декабрь 1935 г. – старший механик смены,
декабрь 1935 г. – январь 1937 г. – помощник начальника  цеха по оборудованию,
январь 1937 г. – июль 1939 г. – мастер ремонтно-механического цеха,
июль 1939 г. – октябрь 1940 г. – помощник старшего механика фабрики,
октябрь 1940 г. - по настоящее время - начальник Ремонтно-Механического Цеха.

      С 1937 года преподаю машиноведение в кружках техминимума фабрики «Первомайская». С 1939 года преподаю «Оборудование швейных фабрик» в школе Ф.З.У. при фабрике «Первомайская». Принимаю активное участие в рационализаторской работе, внедряя механический труд в производство. До 1941 года подал 17 рационализаторских предложений с годовой экономией 86 тыс. рублей. За период Отечественной войны подал 2 рационализаторских предложения по приводу универсальных швейных машин, от ножного привода, что дало возможность увеличить выпуск оборонной продукции и дало фабрике экономию 76 тыс. р.. После войны и по настоящее время участвую в рационализаторской работе.
 
      Без отрыва от производства учился и закончил:
1. 11-тимесячные чертёжные курсы Л.Д.Т.У.. Ленинград 1934 год.
2. 3-хгодичное отделение механического техникума по конструированию машин. Л.Д.Т.У.. Ленинград 1937 год.
3. 3-хмесячный семинар председателей конфликтных комиссий по изобретательству. Ленинград 1938 год.
4. 6-тимесячный семинар хозяйственных работников при Ленсовете, от Ленинского райсовета. Ленинград 1939 год.
5. 6-тимесячный семинар инженеров оборудования швейных фабрик и техники безопасности при Текстильном институте. Ленинград 1950 год.

     С марта 1942 года занимался подготовкой кадров по ремонту швейного оборудования для всех фабрик Ленинграда. За период с 1942 по 1947 гг. обучил 85 человек.

      Общественные поручения за время работы:
1. 1926 – 1927 гг. – сборщик профвзносов по мастерской О.Г.М.,
2. с 1929 г. член фабричного Совета общества изобретателей,
3. с 1934 по 1939 гг. депутат Кировского и Ленинского райсоветов депутатов трудящихся,
4. с 1935 по 1939 гг. – председатель конфликтной комиссии по изобретательству,
5. с 1938 по 1953 гг. член фабричного комитета.
6. с 1939 по 1941 гг. кандидат в члены Областного комитета Союза Швейников,
7. с 1941 по 1948 гг. член Областного комитета Союза Швейников,
8. с 1953 по 1959 гг. депутат райсовета депутатов трудящихся Ленинского района,
9. с 1938 г. и по настоящее время участник комиссий по выборам в Верховные, местные Советы депутатов трудящихся и народные суды,
10. с 1946 г. и по настоящее время пропагандист кружков в политсети фабрики «Первомайская».
      В феврале месяце 1943 года вступил в ряды К.П.С.С..
                9.04.59 г.

     Интересно, что отец в своей автобиографии не выполнил ряд требований, прописанных на бланке автобиографии. Так, сведения о родителях очень скупы, не указаны даже их имена, а не только «чем занимались…до революции». Нет никаких сведений о составе семьи, даже о братьях и сестре, не говоря уже об отце и матери жены. Конечно, упоминание о том, что отец жены «был под судом и следствием», да ещё и за политику, сильно подмочили бы биографию отца.

      Но в бумагах отца я обнаружил подлинное свидетельство о его рождении (приведу его в ПОДРОБНОСТЯХ О ПРЕДКАХ 2.(1)), да ещё и с рукописной копией того же времени. На развороте этой бумаги ещё несколько советских штампов и печатей 1919 -20 гг. с адресом Петроград, Николаевский пр. 24, штамп: «Вписан в трудовую книжку № 34/1029», - а на обороте рукописная запись: «9 VIII 20 г. Настоящая выпись явлена в под-отдел записи актов гражданск. сост. Выбор. Совета. Герб. сбор 20 руб. получен». Стоит печать этого под-отдела и подпись его заведующей Бубновой. Да, советская власть сразу взялась за прописку и трудовые книжки.

     Итак, мой дед по отцовской линии – Иван Фёдорович, из ярославских крестьян, и бабушка Анна Фёдоровна, из купцов, имели трёх сыновей – Сергея, Бориса и Олега – и дочь Веру. О существовании последнего брата, Олега, я узнал только тогда, когда стал раскапывать старые семейные фотографии: на одной он изображен мальчиком лет десяти в обнимку с приятелем с надписью на обратной стороне «Сняты Олег Гуанов и Юрий Груничев», а на другой, без надписей, на завалинке у того же сельского дома сидят «три   богатыря» - три брата (справа налево): Сергей, Борис и, видимо, Олег. Особенно хорош на этом снимке мой дядя Борис (в центре) – настоящий атлет и красавец. Братьев отдали на воспитание в зажиточную семью их дяди по матери Ивана Александрова и его жены Александры Фёдоровны, скорее всего, по причине ухода на войну и болезни моего деда после первой мировой, а также разорения купеческого сословия после революции. А до революции у родителей бабки Ани был ювелирный магазин на Невском. Кстати, дед Иван на войне заслужил Георгиевский крест. Братья учились и работали на ферме дяди в Назии. О судьбе Олега я не знаю ничего.

     Средний брат Борис, чьим именем назвали и меня, пошёл добровольцем в ополчение и пропал без вести, то есть наверняка погиб, в апреле 1942 года, как написано в копии извещения о его безвестном исчезновении на фронте (смотри в ПОДРОБНОСТЯХ О ПРЕДКАХ 2.(2)). Копия эта и вправду очень странная: с обратной стороны она наклеена на рекламную листовку 1967 г. – «Пользуйтесь услугами сберегательных касс!».

      Но вот передо мной три письма с адресом полевой почты 37596 Н. Судя по штампам, первое письмо отправлено 17.09.43 и пришло в Ленинград 19.09.43. Следующее письмо отправлено 13.02.44, а пришло 22.02.44. Ну а последнее открытое послание написано на бланке с карикатурой художника Долгорукова ко дню Красной Армии «Били, бьём и будем бить!», отправлено 19.02.44 , получено 25.02.44. На всех письмах стоит штамп «Просмотрено военной цензурой», а на рисунке изображён гигантский советский солдат, крушащий из автомата ППШ фашистскую мелочь на фоне листка календаря от 23 февраля с рисунком красноармейца, гоняющего немца штыком под Нарвой и Псковом в 1918 г.. Все эти письма адресованы на 10-ю Красноармейскую, д. №22, т.е. на фабрику «Первомайская», где работал отец. Тексты писем моего дяди даю там же - (3 - 5).

      Получается, что Борис вовсе не пропал без вести в апреле 1942 г., а оставался жив и здоров почти два года спустя - в феврале 1944 г., увлекался шахматами, был не простым ополченцем, а имел квалификацию связиста, и сражался где-то под Нарвой или Псковом! Но мне об этом стало известно только в 2016 году, когда я стал разбирать папашины бумаги и нашёл письма дяди. Раньше я не обратил внимания на то, что и мама в своей памятке, которую я нашёл тоже только в 2011 году, пишет о гибели Бориса в феврале 1944 года под Ораниенбаумом. До того всю жизнь мне рассказывали, как он пошёл в 1942 г. в ополчение и сразу пропал без вести где-то под Лугой, т.к. они воевали голыми руками, с черенками от лопат, ведь был такой приказ: «Возьми себе оружие у немца в бою!». После этого открытия у меня возникло сильное желание выяснить судьбу моего дяди-тёзки и найти его могилу, тем более что адрес полевой почты известен. А однажды в телепередаче о прорыве блокады я услышал: «18 января 1943 года в Шлиссельбурге на колокольне Благовещенского собора красноармеец Гуанов поднял красный флаг». Может быть, это был мой дядя? Тогда он был ещё жив. Тоже надо бы проверить.

      Сын сестры моей бабушки Фимы, тёти Моти (так почему-то звали Матрёну), пропал без вести на фронте, и она до смерти верила, что он жив и когда-нибудь вернётся. Кыка прошёл всю войну от Сталинграда до Германии. Чудо, что он уцелел. Я видел у него орден Красной Звезды и кучу медалей, в том числе «За отвагу», «За Будапешт» и много других. Но при мне он о войне не рассказывал.

            Мои предки были простыми русскими людьми – ремесленниками, крестьянами, купцами, рабочими и так называемой трудовой интеллигенцией. Правда, мама любила намекать, что, мол, её прабабка по отцу была экономкой у Строгановых в Петергофе, судя по дагерротипу, одевалась как барыня, и может быть… Ну, да Бог с ними, со Строгановыми.

      Интересно, что меня часто принимали за еврея. Помню, на встрече с избирателями во время избирательной кампании какой-то тип подскочил ко мне и заорал: «Жид!». Я так опешил, что не нашел ничего лучшего, как ответить: «Сам жид!». Даже моя жена Тамара призналась, что тоже считала меня евреем. Ведь у нас, если человек интеллигентный, то, значит, еврей.


                ПОДРОБНОСТИ О ПРЕДКАХ 2.

                ГУАНОВЫ.

(1)               
                СВИДЕТЕЛЬСТВО.             № 11420

                По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА,

отъ Петроградской Духовной Консисторiи дано сiе свидетельство о томъ, что въ метрической 1908 года книге Крестовоздвиженской, что въ Ямской, церкви, въ Петрограде, подъ № 831 показано: «тысяча девятьсотъ восьмого года сентября четырнадцатаго родился и двадцать перваго крещенъ СЕРГIЙ. Родители его: Ярославской губернiи, Рыбинскаго уезда, Сретенской волости, деревни Кликунова крестьянинъ Iоаннъ Феодоровъ Гуановъ и законная жена его Анна Феодорова, оба православные и первобрачные. Воспрiемники: того же уезда, деревни Большiя Белевы крестьянинъ Владимiръ Феодоровъ Глибинъ и деревни Кликунова жена крестьянина Анна Василiева Гуанова.» Гербовый сборъ уплаченъ. Мая «26» дня 1915 года.
                Членъ Консисторiи, Протоiерей Владимiръ Гуляевъ.
                За Секретаря В. Поповъ.
                Архиварiусъ Тих. Богомоловъ.
  Стоит печать:
2й ЭКСПЕДИЦIИ ПЕТРОГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРIИ
  На обороте штамп:
Петроградъ 1915 г. Iюня 30 дня съ сего документа въ контор; Нотарiуса Ф.П. Халютина снята 1 копiя за № 3089 г. Илинчикъ
На развороте листа – ещё несколько расплывчатых штампов советских учреждений 1920-21 годов с надписью ЯВЛЕН и адресом Детскосельского уезда по дому № 30 Леонтьевской ул. с припиской «при матери». На рукописной копии напечатано:
   Я, нижеподписавшiйся, удостов;ряю, в;рность этой копiи съ подлинникомъ ея, представленнымъ мн;, Федору Петровичу ХАЛЮТИНУ, Петроградскому Нотарiусу, въ контор; моей, Московской части, по Невскому пр. № 57, крестьяниномъ Леонидомъ Константиновичемъ ИЛИНЧИКЪ, живущимъ Рождественской части, по Суворовскому пр. № 40-б. При сличенiи мною этой копiи съ подлинникомъ, в посл;днемъ подчистокъ, приписокъ, зачеркнутыхъ словъ и никакихъ особенностей не было. 1915 года Iюня 30 дня. ПО РЕЕСТРУ № 3089.                НОТАРIУСЪ   подпись Халютин
Стоит Печать Нотарiуса Федора Халютина въ Петроград; и штамп:
Копiя эта выдана для представленiя по д;ламъ, изъятымъ отъ гербоваго сбора.

 
(2)                Пушкинский горвоенкомат                Копия
                10/Х -46 г.                Извещение   № Г-42               

    Ваш сын Красноармеец 1910 года рождения Гуанов Борис Иванович, уроженец гор. Ленинграда, находясь на фронте, пропал без вести в апреле 1942 года.


               
                Письма моего дяди Бориса.

(3)      16.09.43 г. Ленинградский фронт. Здравствуй, дорогой Сережа! Шлю тебе пламенный привет, а также хорошего здоровья. Что-то давно не получал от тебя никаких вестей. Очевидно, загружен работой или, быть может, заболел? Так что очень прошу тебя, как получишь, дай ответ. Я хотя тоже больше месяца никому не писал, но знаешь, была срочная работа, с которой провозились больше месяца, и это время никому не писал, так что, я тоже ни от кого не получал писем больше месяца.

      Делали себе землянку, и до того она нас измотала, что пришлось забросить: шахматы, турник, письма и вообще всё развлечение. Я даже из-за неё здорово похудел. Но зато теперь хорошо; переехали в новую землянку, очень уютную, светлую, и никогда в ней нет воды. Я рад, как никогда, только бы пожить в ней побольше.
 
      Сережа! Я тебе писал несколько раз, но почему-то ты даже не отвечаешь? Или, быть может, теряются письма, т.к. я тебя просил сколько раз кой-какую просьбу выполнить, но все мои просьбы напрасны. Я думаю, что просто ты не все получаешь письма. Так что попробую ещё раз написать тебе, чтобы ты прислал с письмом ручную иголочку, которой я очень нуждаюсь, т.к. заставляют пришивать воротнички, а клянчить каждый раз надоедает, ты сам знаешь меня, как я не люблю что-нибудь просить. Да у меня к тебе ещё большое дело, конечно если сейчас выпускают, прислать бандеролью газетки 4-5-ть по шахматам под названием газета 64е или журнал шахматы в С.С.Р. Бандероли к нам доходят, и некоторые так получают.

      Гриша сейчас поправился и находится у в. вокзала, ждёт, когда направят в часть. Получил тут письмо от Шурика верхнего, он находится в Челябинске, заведует складами, вообщем, живет хорошо. Теперь коротенько о себе; живу я уже 9-ть месяцев на передовой, в глухом лесу и болоте, но зато сейчас хорошо, кушаю много грибов, ягод (клюквы). Погода стоит хорошая. С 3-го сентября начались заморозки, листья стали опадать, тетерева начали токовать, чувствуется осень, скучное настает время. Сейчас дежурю на коммутаторе и пишу тебе письмо, передо мной лежит очень интересная книга: Луве де-Кувре – Любовные похождения кавалера Фаблаза. Сережа! На тебя очень обижается наша Лидушка – она говорит, что просила сколько раз, чтобы написал, но безрезультатно. Сережа! Я, вообщем, живу очень хорошо; кормят отлично и даже стали давать на третье пироги и т.д.. Ну пока, Сережа. Целую, Боря.

 
(4)      Привет с Ленинградского фронта! 8.2.44 г. Здравствуй, дорогой братишка! Во-первых, я жив и невредим, правда очень сильно переутомлен, на ходу идёшь и спишь. Ты, правда, не поверишь, но мы уже в походе без остановки с 18-го января. Да Сережа, я так физически и морально разбит, что голова ничего не соображает. Долго ли будет эта проклятая война? Сейчас ночь всю шли, а день пришлось давать связь, и вот уже 12 ночи, а линию только дали, и сейчас дежурю, но не успеешь навести, как снова сматывай, и опять в поход, а отдых у костра на морозе.
 
      Вот так, дорогой братишка, приходится воевать. Путаемся где-то у Чудского озера. Деревни большинство пожжены, вот и приходится так болтаться. Письмо получил, спасибо. Также спасибо за привет, привет и от нас, правда, новых товарищей. Привет всем.
                Боря.            Прости, что так написал.

 
(5)      18.02.44 г. Привет! Здравствуй, братишка! Горячий привет. Я жив-здоров. Как насчёт Пушкина? Я думаю, наши живы. Посмотри на рисунок и узнаешь, где я. Немного отдохнул, только на морозе, т.к. домов нет. На этом кончаю. Целую. Боря.


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/14/2082
              Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/14/2127
      Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967


Рецензии