Пират, опера Беллини душа просит повторить!

 "Пират": душа просит повторить!
Опера Беллини, 12 декабря, Концертный зал Мариинского театра
Послушать оперу Беллини или Доницетти сегодня - настоящая удача! Их редко  исполняют, хотя публика их любит и  всегда охотно идёт на них. Но оперы неимоверно сложные для исполнителей, требующие от них и особой  красоты голоса, и вокальной  выносливости, и  высокого певческого мастерства. Поэтому всегда радостно, когда выпадает возможность услышать незаслуженно забытые оперы с прекрасной музыкой. 12 декабря это была опера Беллини "Пират". И примечательно, что она  исполнялась полностью силами солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, без привлечения артистов театра и без приглашенных певцов на самые сложные ведущие партии. А такое при концертной постановке многих белькантовых опер происходило нечасто. Обычно на все партии сил академистов не хватало.

В "Пирате" же пели только солисты Академии. Два главные партии - Гуальтьеро и его возлюбленной, Имоджены - исполняли Илья Селиванов, обладатель красивого яркого тенора, и Мария Баянкина, чье выразительное сопрано отличается гибкостью, полетностью и необходимой силой. Оба не новички в крупных партиях, оба часто поют в спектаклях Мариинского театра. Но белькантовые оперы - это особая задача, и они с ней достойно справились. Как и певцы в менее об'емных партиях: Ярослав Петряник, Динар Джусоев, Савва Хастаев, Екатерина Латышева.
Музыкально опера "Пират" - неимоверной красоты и головокружительной вокальной сложности. Звучит очень свежо, эмоционально, волнующе! И в этом несомненная заслуга дирижера Федерико Санти, который часто стоит за пультом, когда исполняются прекрасные творения Беллини и Доницетти.

Слушая "Пирата", трудно поверить, что этой музыке уже 190 лет, премьера оперы состоялась в 1827 году в театре Ла Скала, и написал ее двадцатишестилетний композитор! По свидетельству современников, опера имела неимоверный успех. Первое время она шла чуть ли не через день! Ею восхищались великие музыканты, в том числе мэтр итальянской оперы Россини. Исполняли ее лучшие певцы своего времени. Сам Беллини рыдал в оркестровой яме от восхищения прекрасной музыкой и умиления, когда в начале действия прозвучали две каватины главных героев: Гуальтьеро "Средь бурь и битв пирата"   и Имоджены "Я во сне его видала". Первая картина вызвала полный фурор у публики. А две финальные арии привели ее в восторг, который, как писали очевидцы,  "невозможно передать словами, в итальянском языке нет таких слов".  Ария Гуальтьеро из первого действия отличается особой сложностью, она звучит в предельно высоком регистре, и  ее исполнитель  должен обладать первоклассным гибким легким тенором, чтобы показать всю красоту этого музыкального фрагмента. И меня поразило красивое звучание голоса Ильи Селиванова в этом сумасшедше сложном номере! Я с большим удовольствием кричала ему "Браво!" и во время действия, и после спектакля. Вообще по завершении оперы я была под большим впечатлением, какой сложнейший вокальный марафон достойно выдержали молодые певцы, Мария Баянкина и Илья Селиванов! На такое не все опытные оперные артисты театра соглашаются! Слышала однажды образное суждение одного из них: "Там же к концу просто умереть можно!" Это все лишний раз подчеркивает, сколь повезло петербургской публике, что она смогла услышать этот шедевр итальянского бельканто! Что нашлись солисты, готовые совершить "певческий подвиг"!  И спасибо молодым певцам за вокальную отвагу и мастерство! Спеть белькантовую оперу - это непростая задача. Это умение нарабатывается годами. А ВЫУЧИТЬ ее за короткий срок и в первый раз достойно исполнить такую оперу - и вообще титанический труд и свидетельство профессионализма молодых певцов (хочется надеяться, что театр не ограничится однократным представлением этого шедевра Беллини, раз уж есть свои достойные исполнители)! Брави, дорогие солисты! Как бы я хотела услышать вас в этой опере еще не один раз! Надеюсь, высшие силы услышали это пожелание и исполнят!


Рецензии