Манипуляция и фабрики смыслов

Американский племянник Фрейда по имени Эдвард Берней, создал... современную пропаганду.

В годы первой мировой войны он был членом одной группы влиятельных либералов, которые провели секретную кампанию для того, чтобы убедить американцев послать армию в Европу.

В своей книге, "Пропаганда", Бернейс написал...

"Сознательное и научное манипулирование привычками и мнениями широких масс является важным элементом демократического общества".

Затем он добавил, что...

манипуляторы "составляют незримое правительство, которое является истинной властью в государстве".

Слово "пропаганда"он предусмотрительно заменил эвфемизмом "связи с общественностью" (то есть, пиар).

С кем только не работал Бернейс. Он сотрудничал с американскими табачными компаниями, убеждая, при этом, женщин в престижности публичного курения. Связывая курение с женским освобождением, он сделал сигареты "факелами свободы".

В 1954 он создал иллюзию коммунистической угрозы из Гватемалы, чтобы свергнуть демократически избранного президента, социальные реформы которого угрожали корпоративным интересам "United Fruit Company". После военной операции и свержения правительства Арбенса, Бернейс назвал все это "освобождением".

Бернейс не был консерватором, он был элитарным либералом, который полагал, что "управляемое общественное одобрение" есть благо. Это "ОДОБРЕНИЕ" достигалось созданием "ложных фактов”, которые были поданы в виде "событий и новостей”. (
Джон Пилджер, "New Statesman").

Что ж, сегодняшние "КИНОВОСТИ", этот кентавр, являющийся гибридом Голливуда и последних известий, действительно, являются чистой манипуляцией сознанием общества.

Один из журналистов, работавший на "фабрике троллей", рассказывает, как раскручивается вся эта карусель.

"На одном этаже сидят журналисты, которые обрабатывают новости, - говорил он. - И нужно сделать так, чтобы факт остался неприкосновенным, а вот отношение к нему читающего кардинально изменилось".

Обычно это делается с помощью "перенесения акцентов" и замены ключевых слов.

"Нужно взять новость и переделать ее так, чтобы получился на 70% оригинальный текст. Изменить следует только некоторые значимые слова. Например, назвать "террористов" "повстанцами, а потом сослаться на авторитет, который сидит этажом выше и тоже пишет какую-то свою ложь на эту тему. Так мы и ссылаемся друг на друга. В результате получается "карусель"".

Сверху обычно сидят блогеры, на которых принято ссылаться. И еще "писатели" - те кропают совсем уж оригинальные тексты. На них тоже надо ссылаться, писать коменты, делать ссылки и все такие дела.

Совсем уж малооплачиваемые "тролли" - те просто ругаются в сетях и за это получают свои копейки.

Блоги заводятся на чужие имена и там печатается нужная дезинформация. Это, не считая регулируемых форумов.

Кроме того, есть маркетинговые группы, которые все это дело раскручивают и помещают в первые строки выдачи на поисковиках.

"В общем, - заключил "идейный фальшивомонетчик", - фабрика смыслов работает во всю. Она похожа на карусель. Все мы крутимся на ней, ссылаясь друг на друга. Мы не знаем друг друга, не знаем, кто "сидит" впереди, кто - сзади, кто выше, кто и теряем ощущение подлинной реальности. Мало того, что мы крутимся вместе с каруселью, мы еще и нарезаем круги на этой карусели, бегая по ней в два раза быстрее, чем она крутится".

"Я уже ничему не верю", - тяжело вздохнул "маленький лжец" и загрустил. Его нисколько не радовало, что он составляет часть того "незримого правительства, которое является истинной властью в государстве".


Рецензии