Ура! Премьера состоялась!

День первый, премьерный. О постановке интерактивного спектакля в Вене:
Re:Play - our game-your choice. (07.12.2017)

Re:Play (Повтор) Наша игра — ваш выбор.

Театр взаимодействия, где зритель погружён непосредственно в происходящее как соучастник. Где вам предоставляется право выбора и оценки.

Театр-импровизация, где подготовленная заранее «роль» актёра сталкивается с непредсказуемым поведением зрителей-участников, получая тем самым импульс для собственной актёрской импровизации.

Непривычное в знакомом — это суть интерактивного перформанса. Место постановки — здание бывшего почтамта в центре Вены — идеальное место для освоения: лабиринт помещений на нескольких этажах с двумя параллельными лестничными пролётами — где кончается реальность респектабельного города и начинается сумбур и изнанка повседневности. И так ли уж далёк от действительности абсурд тщательно скрываемого двойного дна, параллельной игры, двойной личины, расслоения сознания и потери контроля над альтер-эго.

А сама действительность — с её иерархическим хитросплетением ролевых функций, которые обусловлены двойными стандартами в политике, экономике, воспитании, образовании, религии и искусстве — во всём, что принято называть культурой. Человечество на разных стадиях развития было травмировано условно принятыми «нормами» социального поведения и оценки происходящего. Разве не насилием над личностью являются состояния войны, идеологического давления, нищеты, изоляции по любому признаку, неугодному правящей в обществе морали? А переживание потери, нелюбви и незащищённости, равнодушия и унижения — разве это не насилие? Как справляется человек — ребёнок, подросток, незрелый и ослабленный, одинокий и никому ненужный — как такой человек справляется со стандартами общественной жизни. Прячется за маской стадности, презирая себя? Уползает в раковину отрешённости, погружаясь в придуманный мир гармонии? Подстраивается под обстоятельства? «Учится у жизни» хитрить, врать и ранить других? Меняет маски угодности?

Как остаться сегодня самим собой? Признать права на существование самых разных вкусов, мнений, правил и вовремя отступить, не смешиваться с той средой обитания, где вам неприятно. Копирование действий («как все», «не хуже других») не даёт чувствовать свободы своего Я. Не приближает, а уводит от самопознания. Жизненный путь напоминает череду изоляций от массового сознания к выработке собственного. В нём сохраняют полюбившееся, питающее вдохновением, идеями, желаниями. Ему следуют немногие. Его боятся, потому что оно требует траты собственных сил и преодолений себя. Его избегают, потому что оно направленно на отдачу себя лучшего (в любой жизнедеятельности — игровой, обучающей, профессиональной ) ради нового уровня, ради самосовершенствования. Оно способно вырвать из рутины повседневности и радовать подлинными ценностями: тем, что вы творите осознанно.

Итак, спектакль молодого режиссёра из Берлина, Кай Анны Шумахер, и дружного творческого коллектива Вены (7 актёров, 4 музыканта, 12 профессионалов сценического действа под руководством театрального общества NETZZEIT Норы и Михаэля Шайдль) приглашает пройтись по лабиринту собственного сознания, чтобы почувствовать в себе полярность массового клише и независимой личности.

Повтор усвоенного, пережитого, забытого или тщательно скрываемого от себя самих. Повтор традиционного, чтобы уметь увидеть в нём новое. Повтор готовых моделей мыслить и поступать, вместо того, чтобы однажды подумать и поступить согласно зову собственного сердца. Повтор привычного, чтобы однажды выйти из круга подобия и почувствовать себя. Повтор, чтобы познакомиться с самим собой.

Спектакль, день второй. Публики всё больше. Молва разносит. Находиться внутри команд интересно. Всех делает соучастниками задача эксперимента: на что в пропаганде больше реагирует масса - на содержание или на аудио-визуальные эффекты. За какой «дудочкой» следуют охотнее граждане-зомби? Предъявляют сегодняшних политиков, сравнивают их предвыборные плакаты с пропагандой эпохи наци, вписывают любую чушь на проекцию плаката. Можно посмеяться, а можно проверить себя. Все зрители разбиваются на пять экспериментальных команд и в течение 1,5 часов «путешествуют» по традиционным общественным пространствам - школа, театр, концерт, музей, храм. Авторы и актёры ставят вас в тупик: даже при полном самоконтроле вы поддаётесь обработке хитросплетений современной техники и ролевых игр - идеальное поле для политтехнологов. А начинается всё с безобидной процедуры - каждая команда должна выбрать для себя слоган,- уже на этом уровне видны разногласия: всем членам группы дают послушать музыку в наушниках, а потом раскрывают накрытые простынёй 5 предметов и предлагают назвать тотем, максимально отображающий суть музыки.  Вы уже ощутили себя командой, уже наделяете друг друга доверием, но хитрость в том, что у двух-трёх членов группы музыка другая. Начинается спор и эти 2-3 человека уступают большинству. Они уже другие внутри группы, что рождает настороженность по обе стороны. А что в повседневности? Тот же механизм: мы все разные и музыку мы слушаем разную. Многие внешние проявления выглядят одинаковыми, но мы настроены на разные волны понимания.

Перед входом в очередное «общественное» пространство научный руководитель нашей группы инструктирует: входить тихо, резких движений не делать, не разговаривать, смотреть в пол, со всем соглашаться ... и мы в школьном классе, где лентой «опасно, не заходить» огорожена учительница, яростно проверяющая стопку тетрадей, криком-рявком реагирующая на любой сигнал из класса или самозабвенно источающая елей восторга на тему программы, штампующая разноцветными картинками вашу руку за правильный ответ, тренькающая на гитаре и проч., и проч. Как давно вы сами были в роли подопытно-униженных детей? Как давно вас приводили в замешательство затверженные с чужих уст фразы вашего ребёнка, но вы тормозили себя, боясь навредить ему/ей в школе? Кому и чему мы доверяем своих детей?

День третий: спектакль проносится мимо меня, я не принимаю участия, но сижу в лабораторном халате и сосредоточено читаю статьи по i-phon‘у. Короче, я коридорный сотрудник Института аудио-визуальных манипуляций. Одна из групп прошла в храм, вернее, в неизведанное пространство, с закрытыми повязками глазами, держа друг друга за плечо, как толпа слепых за поводырём.

Там темно, сыро и льются потоки. Внутри группу разведут по двум-трём отдельным комнатам, вас попросят держаться за край чего-то холодного и вслушаться в себя и поток воды. Затем звук воды обрывается, зажигается свет и вас просят снять с глаз повязки. Вы в предбаннике туалета у раковины, где на полках горят свечи и в зеркале на вас смотрите вы сами. Подумайте и напишите, что вы перед этим почувствовали и какое у вас было представление о месте, где вы оказались. На зеркале написаны слова, они раскрывают то или иное представление о духовности. Согласуется ли доставшееся вам слово с вашим сегодняшним представлением о вере? Если нет, то можно стереть написанное и вставить ваше собственное понятие о той или иной важной составляющей веры. На раковинах лежат фломастеры и тряпки. Написали? А теперь поменяйтесь местами с другими участниками, встаньте перед их зеркалами и сравните своё ощущение с чужим. Если хотите что-то поменять, сотрите чужую надпись и впишите свою.

А теперь отстранённо: не то же ли происходит и с верой - когда мы слепо следуем чужим практикам, заучиваем с чужих слов тексты и не доверяем собственному опыту и отражению реальности. Кто мы - продукт подражания или открыватели своего мира? Должна ли вера быть привнесена со стороны или мы сами к ней приблизимся в течение всего жизненного опыта? Религия - вековая культура и порог на пути самосовершенствования или комплексующие психику и мышление ограничения, выход за пределы которых карается и вселяет ложные страхи? В любом случае, это повод задуматься - где константы моего я, чему или кому я доверяюсь безусловно, от чего я не могу или не хочу отказаться в жизни.

Взглянуть на себя и тянуться к идеалу? Увидеть и узнать себя со стороны и заглянуть в собственное прошлое?

День четвёртый: а на кого бы ещё огрызнуться, рявкнуть, над кем бы поиздеваться, на кого вылить ушат собственного неудовлетворения, кого бы с лёгкой руки обвинить в собственной неполноценности и жертвенности? А ещё — как бы привлечь к себе (то есть к нужным мне оценочным ориентациям) побольше единомышленников?

И вот она — атмосфера стадионных децибелов и отупляющих однообразных ритмов (но с тем же успехом - радиорекламы, спортивных арен, баров, медитационных спа, и проч. мест, где нужно удержать нас, наше время и наши кошельки). Участники эксперимента лицом к лицу к группе виа с недвусмысленным названием «Свободное искусство», громкость запредельная, невинный песенный эстрадный набор:

1. Wiener Lied с политической сатирой и припевом «прибей его!»
2. музыкальная политагитка правого уклона в стиле рок и
3. повседневная попса с претензией на гламурность.

Поочерёдно участники группы меняются местами: один сидит за компом в наушниках, сам запускает одну из трёх песен и, прослушав, вписывает краткий отзыв, а другой стоит у него за спиной, слушает ту же песню вживую и по шкале аплодисментов может выразить, насколько она ему понравилась.

Фишка в том, что для тех, кто в наушниках, текст песен уточняет визуальный ряд: там с большей степенью энтузиазма звучат призывы убить беженцев, евреев, геев и прочую «инакость», или истребить коммунистов, или наплевать на всех. Слушая песни вживую, ты не обращаешь внимания на текст. Стадный эффект массовой раскачки в парАх и слепящих лучах, сознание приобщённости к «звезде», подогревающее чувство потраченных не зря денег и усилий. То самое «КРУТО!». Блокируя себя наушниками и монитором с трансляцией выступления, ты в сознании подключиться к их содержанию или ... проглатываешь всё подсознательно.

Вроде невинные увлечения, молодёжь тащится, ряды «нашистов» множатся и накачивают торс смельчаки избивать и убивать НЕ-наших. Головная боль родителей. Бесчеловечное отношение друг к другу. Бесправие меньшинства, думающих самостоятельно, перед толпой, с изуродованным сознанием. Так не научиться жить под одним небом, не понять, как ценна каждая жизнь.

После трёх дней перерыва (спектакль будет сыгран в Вене ещё 4 раза).

День пятый: МУЗЕЙНЫЙ. Напомнил смесь Музея восковых фигур Madame Tussauds (кстати, таковой в венском Пратере стоит посетить - на Riesenradplatz 1, 1020 Wien www.madametussauds.com/wien +43 1 890 33 66) и квест-ужастик. С обязательным философским эффектом «зоопарка» - кто? на кого? глазеет. Ваша группа, уже закалённая «в совместных боях-проверках» идёт в музей, где в качестве экспонатов выставлены за ограждениями на тумбах три асоциальных персонажа: Йорг (39 лет) осуждённый преступник, Патрик (25 лет) трансвестит и Георг (37 лет) наркоман. Надо отдать должное ребятам (а это три закадычных венских приятеля-рэпера), они не только не моргают, но, кажется, и не дышат вовсе.

Для каждого экспоната вывешен этикетаж и стенд с подробным описанием, как сея персона «до такой жизни докатилась». Так, например, о Георге можно вычитать, что он родился старшим из трёх детей, вырос в предместье Цюриха полностью сам себе предоставленный, в кругу семьи редко кто прислушивался или разделял его настроения, отец его был психически больным и после долгих лет недуга покончил жизнь самоубийством. Подделав своё свидетельство о среднем образовании, Георг в течение многих семестров посещал занятия по графике и живописи, а также от случая к случаю лекции по философии. Четыре года назад этой личности предоставлено раннее пенсионное обеспечение. Последние годы он из-за абстинентного синдрома содержится в наркологических стационарах или реабилитационных закрытых клиниках, с переменным успехом — иногда после терапии у него наблюдаются несколько месяцев стабильности, но чаще он срывается и быстро наступает рецидив. Последний год он регулярно был замечен в торговле наркотиками, из-за чего был арестован. К нему применяли программу «Терапия вместо наказания» с изнурительным врачебным контролем. Потребляет он в основном морфин замещающие препараты, сильные бензодиазепины и алкоголь.

Зрителям-участникам экспериментальной группы даётся достаточное время, чтобы ознакомиться с этими тремя судьбами-биографиями, рассмотреть их внимательно, а затем вынести свой приговор-оценку: каким словом вы характеризуете эти объекты.  Для этого перед каждым экспонатом стоит красная коробка для голосования, а сотрудник Института визуально-акустических манипуляций раздаёт вам карточки, на которых вы напишете одно слово. По две карточки для каждого изгоя общественных норм поведения. И вот результат:

Карточки брошены в ящики. Группа, довольная выполненной миссией, собирается покинуть музейный зал, и тут «персонажи» оживают — сначала они несколько раз тяжело вздыхают, потом произносят внятно слово "Я", двигают затекшими плечами, руками, ногами, вертят головой, концентрируют взгляд на коробках и встают со своих тумб. Вынув из коробок ваши оценки-мнения, они начинают их озвучивать. И по мере своего возмущения и оскорбления, что никто практически не пожелал увидеть в них людей — таких же как вы сами — их голоса звучат всё яростней, как выстрелы в вас. Их взгляды теперь нацелены на вашу группу, они медленно начинают подходить к ограждению и переступают его, выкрикивая вам в лицо ваши же слова. Впечатление жуткое. Группа посрамлённо бежит прочь из зала, потому что "пришпиленные вами к музейной стенке" они (такие же как и вы люди!) в ответ на вашу критику  отвоёвывают себе пространство за счёт вас.

Можно убежать из зала (из дома, из города). Но нельзя убежать от проблем общества, от фактов насилия над личностью — начиная с детства и далее везде, от нелюбви людей друг к другу. Нельзя подгонять ни общество, ни группу людей, ни каждого индивидуально под какое-либо скреплённое идеологическим замесом нормирование. Нельзя стандартизировать жизнь. Нельзя ломать свободу дышать и двигаться, смеяться и плакать, свободу самопознания. Но и самому человеку не убежать от себя и не превратить свою жизнь в музей.

День шестой: ТЕАТРАЛЬНЫЙ. Пожалуй, в нём больше всего отразилась идея авторов этого необычного «театра в театре». Искусство и мы, или мы в искусстве, или оно в нас. А ещё — оно само по себе или для нас? Мы материал, необходимый для его рождения? Всё, что мы делаем и как, - его, искусства, объекты наблюдения, отправная точка самовыражения авторов? И что важно автору — воплощение идеи? Результат и его последующая реализация? А может быть процес создания? Или желание поделиться пережитым? Самолюбование или самоуничтожение? Собственное придуманное зеркало или самоистязание? Проповедь? Прорыв из безвестности? Желание оставить след? Или служение непостижимому началу в душе? А им, искусством/творчеством/прекрасным (последнее безмерно, как и необъятно количество пониманий прекрасного), им можно манипулировать? Обманывать, «уводить» сознание, вызывать чувства, склонять к действию? Конечно можно, и ещё как!

Эксперимент проводится в помещении, максимально приближенном к театральному: группа сидит перед сценой, скрытой плотным полиэтиленовым занавесом. Настолько плотным, что угадываются только контуры расположенных на сцене предметов. Их силуэты высвечены ярко бьющими в сторону зала прожекторами. За занавесом всё плывёт в пятнах и лучах светового тумана. Актёры (они же ведущая пара руководителей «Института визуально-акустических манипуляций», которые с самого начала придерживаются крайне противоположных мнений о влиянии на восприятие действительности — ОНА сверхсерьёзна и идейна, ОН же плывёт по течению жизни легко и жизнерадостно принимает от жизни все удовольствия), они продолжают перед вами свои споры и конфликтное утверждение своих точек зрения. В доказательство своей правоты оба втягивают вас стать судьями в маленьком эксперименте: снимают белые халаты и остаются в чёрном. Перед вами за занавесом разыгрывается пантомима. Одно и то же четыре раза.

Сюжет классический: он и она. Сначала из глубины сценического задника появляется она (маленькая, женственная), проходит вперёд к стоящему по центру авансцены венскому стулу, садится и сидит. Затем в проёме задника появляется он (высокий,сильный) и приближается к ней со спины. Она быстро вскакивает, и они занимают удалённую позицию по бокам стула напротив друг друга, начиная обходить стул-преграду кругами, всё больше сближаясь. Наконец, они подходят друг к другу вплотную, но тут женщина разворачивается спиной и чуть медлит, а мужчина плавно поднимает руку вверх и опускает её на плечо женщины. Похоже на смену силуэтных картинок из чёрной бумаги.

Первый раз пантомима разыгрывается в полной тишине. Вас просят дать краткое описание сюжета. Звучат слова: «одиночество», «ожидание», «встреча», «узнавание», «неуверенность», «власть». Затем тот же сюжет сопровождается различной музыкой в стиле "романтик", "героический экшен" и "мистика". И тот же сюжет начинает обрастать подробностями и другими трактовками — от «страха» до «собственности», от «отказа» до «стыда», от «ведущей» до «ведомого», от «просьбы» до «желания», от «протеста» до «примирения».

Re:Play. Повторение, сродни гендерному психоанализу или сюжетным линиям «Супружеской жизни» Кайата. Многократное повторение разных точек зрения — возрастных, ментальных, стереотипных и субъективных. А не так ли и мы «входим» в искусство — с разным опытом, представлениями о гармонии или хаосе, высоком или низком, соответствующем или недостойном вкусу каждого из нас в определённый момент. Мы что-то принимаем, а от чего-то отказываемся. Настраиваемся на «свою» волну или удивляемся «чужой». И чтобы что-то понять и прочувствовать, многократно нажимаем на «повтор». Не всё в жизни можно повторить. Жизнь учит нас делать выбор. Жизнь как искусство. Быть собой.

И, вероятно, тогда можно знать, что и кто тебе предлагает в этой — ТВОЕЙ — жизни.


07.12. - 16.12.2017 (Вена-Зальцбург)


Рецензии