Актёр Раднэр Муратов

                Когда мы слышим: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи! Ты сюда ходи! А то снег башка попадёт – совсем мёртвый будешь!», то  вспоминаем прекрасную советскую кинокомедию «Джентльмены удачи». Разумеется, я речь веду о моём поколении и старшем, ибо современная молодёжь  смотрит другие фильмы. За редким исключением. Но даже среди нас не каждый назовёт фамилию и имя актёра, которому принадлежат цитируемые выше слова, в отличие от исполнителя двух главных ролей Евгения Леонова.

                Родился  Раднэр Муратов 21 октября 1928 года в Ленинграде. Его отец стремительно продвигался по служебной лестнице, дошёл до Первого секретаря обкома партии Татарской АССР и соответственно, члена ЦК КПСС. В 1951 году сын окончил ВГИК, открыв себе дорогу в кинематограф. Начав выступать на сцене Московского театра-студии киноактёра, он мечтал о кино. Такая возможность у него появилась в пятьдесят втором году: дебютировал в эпизодической роли в фильме «Композитор Глинка».

                В следующем году на его счету оказалось уже две роли: Ахмет («Застава в горах») и член геологоразведочной экспедиции («Чук и Гек»).

                Узнаваемым актёром Раднэр Зянятович стал в 1955 году, когда на экраны вышел фильм «Максим Перепелица» (роль однополчанина Максима). Этого смышлёного солдатика нельзя было не заметить.

                До 1971 года, когда роль мелкого уголовника Васи из «Джентльменов удачи» принесла Муратову всесоюзную известность, им было сыграно немало ролей, как положительных, так и отрицательных: радист («Богатырь»  идёт в Марто»),  Ахмет («Первые радости»),  цыган («Трудное счастье»),  член кулацкой банды («Хлеб и розы»), пионервожатый («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»), курсант школы абвера («Щит и меч»),  разбойник («Айболит-66»), лейтенант («Отец солдата»), военврач («Дикий мёд»),  советский разведчик («Тройная проверка»).

                Вначале на роль шахматиста-любителя в «Двенадцати стульях» (1971 год) я особого внимания не обратил. А зря! Эта роль повторилась в фильме уже 1984 года «Гостья из будущего». Оказалось, актёр играл их, если так выразиться, как шахматист-профессионал. Подтверждение этому я нашёл в его творческой биографии: в восьмидесятых годах прошлого века Муратов вёл на телевидении программу «Шахматная школа». Не только актёрское мастерство, как видим, его интересовало.

                К сожалению,  после «Джентльменов…»  ему не удалось сыграть в кино роль, которая могла бы стать в один ряд с Васей. Он продолжал в меру своих возсожностей играть различных героев: милиционер («Не может быть», «Законный брак»), лейтенант милиции («У нас на заводе»), слесарь-сантехник («Афоня»), дворник («Садись рядом, Мишка»), фронтовой почтальон («Особое подразделение»).

                О последних восемнадцати годах жизни актёра рассказывает в своей книге «Как уходили кумиры» Фёдор Раззаков:

                «В последний раз Муратов снялся в кино в 1986 году – сыграл небольшую роль в фильме Владимира Басова «Семь криков в океане». После этого как отрезало  - то ли достойных ролей не было, то ли про Муратова просто забыли. А сам он навязываться никогда не любил. Поэтому последние почти двадцать лет жизни актёр зарабатывал на жизнь тем, что мотался по стране со сборными концертами (в них участвовали бывшие звёзды советского кино). Жил Муратов в своей холостяцкой квартире на Нагатинской  набережной (со своей женой Еленой он развёлся почти 40 лет назад). Друзей у него было немного: Георгий Вицин да Владимир Протасенко (это он играл в «Джентльменах удачи» детдомовского друга детства Косого). В 2000 году Муратов перенёс инсульт, после чего врачи признали у него болезнь Альцгеймера». Конец цитаты.

                Ушёл из жизни «Заслуженный артист РСФСР» Раднэр Муратов 10 декабря 2004 года в Москве.


14.12.2017 г.

Фото из Интернета (кадр из фильма «Джентльмены удачи»)

         


Рецензии
Я работал в театре Киноактера с 1971 по 1975 годы.У меня сложились очень хорошие отношения с Радиком.Когда мы с ним играли в шахматы,вокруг нас собиралось много свободных от работы артистов.С остальными играющими нам было не интересно.Мы выдумывали различные варианты,один из них заключался в том,что игравший белыми фигурами,давал фору ладью своему противнику.Практически всегда выигрывали черные.
Очень редко бывало наоборот.В таком случае радость и гордость победы была необыкновенно высока.В то время,Радик еще снимался.Затем я ушел в другой театр и мы случайно пару раз виделись.
Спасибо,Петр,за то,что тронули мою память и за добрый рассказ о чудесном человеке.
С наилучшими пожеланиями,Павел.

Павел Лосев   28.04.2018 21:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за прекрасную рецензию.

Петр Панасейко   28.04.2018 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.